Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 106.48 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.01.2014
Размер106.48 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы

«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»




Шилыковская И. К.

учитель – логопед

МБДОУ детский сад № 6 «Сказка»

г.о. Химки Московской области,

Россия

icsh@mail.ru

Многочисленные лингвистические и психологические исследования показали, что темпы развития речи в начале жизни человека значительно выше, чем во все последующие. Так, примерно к 12 месяцам словарный запас малыша вмещает в среднем 8-10 слов, а в 3 года он расширяется до 1000 слов!

В младшем дошкольном возрасте речевое развитие становится ведущей тенденцией. Ребенок не только пополняет свой словарный запас, но и учиться четкому произношению звуков, пробует разный темп, интонации, выстраивает речевые конструкции, формулирует предложения. Задача родителей и педагогов на этом этапе – помочь малышу овладеть всем многообразием языка. Для развития речи и коррекции нарушений, возникающих в процессе развития, создана логопедическая ритмика для малышей – комплекс упражнений, где выполняемые движения сопровождаются произнесением соответствующего текста.

Цель логопедической ритмики

Цель логоритмики для дошкольников – преодолеть проблемы речевого развития, а также сопутствующие трудности, связанные с неречевыми функциями психики. При этом такие занятия не только помогают совершенствовать речь, но и способствуют укреплению мышечного аппарата, формированию правильной осанки, а также активному моторному и сенсорному развитию.

Речь, с одной стороны, тесно взаимосвязана с физической активностью – чем выше двигательная активность, тем интенсивней протекает развитие речи. В комплексах двигательных упражнений речь является одним из ведущих побуждающих и контролирующих факторов. Логоритмика для детей основана на ритмичной стихотворной речи, которая способствует формированию речевого слуха, правильного темпа речи и дыхания. Актуальность логопедической ритмики

Актуальность логоритмики заключается в том, что большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребенка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет, ознаменованных взрывом популярности методик раннего развития, показывает, что развитие центров головного мозга, ответственных за чтение, письмо, счет «отвлекает» его от других необходимых нюансов психомоторного развития правого полушария мозга, и эти потери практически невозможно восполнить в будущем. И именно логоритмика дома и в детском саду помогает малышу развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом.

Учёные отмечают, что в последнее десятилетие заметно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Сейчас в первые классы наших школ поступает 55,5% детей с отклонениями речевого развития. К сожалению, к логопеду такие дети попадают преимущественно перед школой, в лучшем случае после пяти лет.

В результате упускаются самый значимый для речевого развития ребёнка возраст (сензитивный период), который длится до трёх - четырёх лет. Японские учёные считают, что “после трёх уже поздно”. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем у ребёнка стремительно нарастает. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь затрудняет общение и нередко накладывает отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению к школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо как можно раньше.

Воспитание чистой речи у детей задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: логопеды, воспитатели, учителя, родители.

В системе коррекционных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения, особое место я уделяю логопедической ритмике. Логопедическая ритмика одно из эффективных средств воздействия на обучение детей с речевой патологией.

Главная задача в логопедической ритмике - улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.

Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные и воспитательные задачи.

На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществ- ляется на не осознанном, непроизвольном уровне. Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями. Известно: чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. Все навыки, полученные на логоритмическом занятии, закрепляются на речевом материале. Продолжительность занятий от 20 - 35 минут. Главная задача педагога - создание на занятиях атмосферы праздника, радости. При подготовке и проведении занятий необходимо учитывать:

  • вид речевого нарушения;

  • возрастные особенности;

  • особенности музыкальной деятельности, также обусловленные речевым нарушением;

  • последовательность и усложнение заданий.

В каждое занятие включаю пальчиковые игры, которые любят дети в любом возрасте. Дети не только быстро запоминают содержание, но и придумывают свои движения по произведениям. Играя с детьми в пальчиковые игры, развиваю у детей мелкую моторику, про которую уже много лет известно, какие блага она несёт ребенку: развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей и тренировка мускульной памяти, подготовка руки к письму.

Обучение с применением логоритмики положительно сказывается на состоянии движений и речи. Принципиально важно начинать проводить занятие как можно раньше. Это поможет предупредить и своевременно устранить нарушения речи.

КОНСПЕКТ ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

ТЕМА. «ВЕСЕННЕЕ СОЛНЫШКО»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Коррекционные: развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также совершенствование и развитие основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной), развитие понимания речи; развитие слухового и зрительного восприятия; развитие всех видов памяти (моторной, зрительной, слуховой); развитие внимания, в т.ч. слухового;

Образовательные: знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятия о пространственной организации тела.

Воспитательные: воспитание и развитие чувства собственного ритма движения, воспитание способности ритмично двигаться и критически относится к своим движениям и речи; развитие эмоциональной сферы и воображения.

Приёмы здоровьесберегающих технологий: ориентация в пространстве и собственном теле, упражнения и игры на координацию речи с движением, пальчиковая и дыхательная гимнастика, мимические и артикуляционные упражнения, биоэнергопластика, релаксация (самомассаж).

ОБОРУДОВАНИЕ: Бубен, маски кота и птичек (воробьёв), макет солнца с лучами.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Вводная ходьба. Приветствие.

Доброе утро! Птицы запели!

Добрые люди, вставайте с постели!

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идёт по делам.

  • Ребята, солнышко проснулось и пошло по делам, давайте и мы пойдём за солнышком и покажем, как солнышко шагает, и как бегут его детки - солнечные зайчики ( ходьба в сопровождении бубна : сначала небыстро, высоко поднимая колени - «Вот большие ноги шагают по дороге», а затем бегом – «Маленькие ножки бежали по дорожке»).


- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга.

Здравствуй, солнце золотое! (Дети раскрывают ладони в сторону солнца)

Здравствуй, небо голубое!  (Поднимают руки вверх)

Здравствуй, матушка - земля! (Наклон руки вниз)

Здравствуйте, все мои друзья! (Руки вниз, в стороны,касаясь друг друга ладоням).

  1. Логопедическая (артикуляционная) гимнастика (сидя на стульчиках):

Потягушки – потягушки!

Просыпайтесь мои ушки!

Просыпайтесь мои губки!

Просыпайтесь, мои зубки!

Надувайтесь, мои щёчки!

Словно два больших мешочка.

Глазки, глазки, открывайтесь!

Просыпайтесь, просыпайтесь!

Зубки острые кусайтесь!

Губки, губки, улыбайтесь!

3. Логопед : Мы сегодня рано встали.

Нам сегодня не до сна!

Говорят, скворцы вернулись!

Говорят, пришла весна!

Упражнение «Кап – кап»

Логопед: сейчас я буду рассказывать вам весеннее стихотворение и показывать движения, а вы будете повторять за мной.

(Дети выходят на ковер, встают в круг. Логопед произносит и показывает движения, дети повторяют за ним.)

Кап-кап, кап вода.                Ритмично и плавно двигают

кистями рук сверху вниз

На дворе весна, весна.         («падают капли»).

Солнышко пригрело,            Поднимают руки вверх,

тянутся.

Птички прилетели.              Машут руками, как

крылышками.

Чив-чив-чив, чив-чив-чив,     Ритмично соединяют большие

Распевают ласточки. пальцы с остальными. Весело летают,                       Машут руками,как крылышками.

Зёрна собирают.                   Стучат большим и указательным

             пальцами  правой руки по

ладони левой руки.

4. Дыхательная и пальчиковая гимнастика.

Логопед:  Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы.

Солнце греет всё теплей,

На прогулку все скорей!

Справа - первые цветочки

Появились на лужочке.

«Спрячем цветы» ( упражнение для мелкой моторики, сидя на стульчиках)

Логопед: Вот на полянке выросли маленькие беззащитные подснежники. Давайте посчитаем их:

1 маленький подснежник,

2 маленьких подснежника, 3 …, 4 …,

5 маленьких подснежников.

(Ставим поочерёдно пальчики, начиная с большого)

Злые люди хотят сорвать цветы, давайте спрячем их «в корзиночку» - под пальчиками правой руки. Спасли цветы, молодцы!

Логопед: Подул ветерок, и цветочки зашевелили своими лепестками.(Дети, стоя, покачивают руками).

Мы подуем высоко: с – с – с.

Мы подуем низко: с – с – с.

Мы подуем далеко: с – с – с.

Мы подуем близко: с – с – с.

(Дети выполняют движения по тексту и произносят звук: поднимают руки вверх, опускают вниз, вытягивают вперёд, подносят к губам).

Дыхательное упражнение «Цветочек» (сидя на стульчиках)

Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их.

Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с

восклицательной интонацией, и раскройте бутон. 

(Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

5. Логопед: давайте, ребятки, развеселим солнышко, поиграем в игру«Солнечные зайчики»( проводится в сопровождении бубна) :

Солнечные зайчики пляшут на стене,

Помани их пальчиком-

Прибегут к тебе!

6. Самомассаж. Логопед: Понравилось солнышку, как вы выполнили упражнение «Солнечные зайчики». Стало оно по-настоящему весенним: тёплыми лучиками стало всех гладить. И мы сейчас, как солнышко, погладим свои плечики, ручки, бока, ножки, животик, шею, голову.

7. Логопед: послало солнышко много тёплых солнечных зайчиков погреть всё вокруг, пригреть землю. А что же случилось с сосульками?

Ритмическая игра «Шаловливые сосульки».

Шаловливые сосульки Дети произносят стоя.

Сели на карниз. Садятся на стулья.

Шаловливые сосульки Произносят сидя, голова прямо.

Посмотрели вниз. Наклоняют голову.

Посмотрели, чем заняться? Пожимают плечами.

Стали каплями кидаться. Взмахивают кистями рук

Целый день идет трезвон: Взмахивают кистями рук по очереди.

Дили-дили, дили-дон! (последняя строчка повторяется детьми).

8. Логопед: весеннему солнышку очень рады и птички ( игра выполняется с движениями головы и проговариванием слов в конце каждой строчки).

Над деревьями - СИНЬ - СИНЬ,

Под деревьями - ТЕНЬ - ТЕНЬ.

Капли с крыши - ДЗИНЬ - ДЗИНЬ,

И синички - ЦВИНЬ - ЦВИНЬ,

А воробушки - ЧИК - ЧИРИК.

9. Логопед: вот и воробьи прыгают под тёплыми солнечными лучами. Послало солнышко своё ласковое тепло и погреть мягкую шёрстку у котика.

Подвижная игра «Воробьи» :

Воробей воду пьёт,

Скачет у колодца,

А к нему чёрный кот

Из кустов крадётся.

Воробей, не зевай,

В луже не купайся,

Ты скорей улетай.

От кота спасайся!!!

10. Логопед: поиграли птички, повеселились, а потом собрались в стайку и полетели к своим гнёздышкам.

(бег и ходьба в сопровождении бубна).

Итак, логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико - фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи.
Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения.
Логоритмические приемы работы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус. 



Литература

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985. — 127 с

2. Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. — СП6.: Образование, 1993. — 246 с.

3. Волкова Г.А. Принципы и методы коррекции нарушений речи. — СП6.: Образование, 1997. — 140 с.

4. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия. — М.: Просвещение, 1989. — 528 с.

5. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М.: Просвещение, 1958. — 274 с.

6. Жак-Далькроз Э. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. — СП6.: 1913. — 5 с.

7. Зиндер Л.В. Общая фонетика. — М.: Просвещение, 1979. 104 с.

8. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. — М.: Просвещение, 1973. — 132 с.

9. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. — М.: Советская Россия, 1979.—192 с.

10. Левина Р.Е. Логопедия. — М.: Просвещение, 1989. — 234 с.

11. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968.— 220 с.

12. Лопатина С.П., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. — СП6: Образование, 1994.—96 с.

13. Рождественская В.И., Павлова А.И. Подвижные игры для заикающегося дошкольника. — М.: Просвещение, 1967

14. Святозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. — Л.: Дельта, 1982

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск