Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 148.85 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.01.2014
Размер148.85 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
МКОУ Антроповская средняя общеобразовательная школа

Технологическая карта урока-проекта

«Красота в умелых руках»

Курс: Изобразительное искусство

Тема курса: «Декоративно-прикладное искусство»

Класс: 4 а

Учитель: Васильева Светлана Валентиновна

Урок в технологии деятельностного метода обучения

с использованием ИКТ.

Методический паспорт:

Тип урока: открытие новых знаний на основе информационно – исследовательской работы.

Цель урока:

  • Используя ранее полученные знания техники различных видов декоративной росписи, изобразить реальный предмет и закончить методическое пособие для учеников начальной школы в помощь по изучению и освоению техники различных видов декоративной росписи.

Задачи урока:

  • Приобщать детей к наблюдению за окружающей действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества способности, то есть умение видеть жизнь глазами художника;

  • Воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций, художественный вкус, аккуратность при выполнении работы;

  • Развивать умение работать в группах в должном темпе;

  • Развивать связную речь учащихся при защите проекта.

Проблемный вопрос: Почему декоративно-прикладное искусство живет и по сей день?

Вид учебных исследований: внутриклассный, продолжительный (8 уроков), предметный, групповой, практико-ориентировочный.

Методы исследования: проблемный, частично-поисковый, деятельностный

Состав групп: группы формируются из 5 человек по принципу «сильный», «средний», «слабый».

Время исследования: январь-февраль

Дидактический материал к уроку( для учителя):

Компьютер, мультимедийный пректор;

Репродукции и образцы декоративно-прикладного искусства;

отличительные флажки для каждой группы; схема «Звездочка обдумывания»; карточки – тесты; значок «мастера»; смайлики; сообщения, рисунки и фотографии, принесенные для выступления.

Дидактический материал к уроку (для ученика):

Шаблоны изделий; цветная бумага, клей, ножницы, краски, фломастеры.

Работа над проектом была разбита на несколько этапов:

1 этап: подготовка (уроки ИЗО – 9 учебных часов, классный час)

Учащимся предлагается подготовить методическое пособие для учеников начальной школы в помощь по изучению и освоению техники различных видов декоративной росписи. Методическое пособие должно познакомить уч-ся с историей края, в котором появился данный вид росписи, с его традициями, техникой исполнения. Должны быть представлены элементы росписи, приемы выполнения тех или иных ее фрагментов.

Показ учителя презентаций, просмотров альбомов с репродукциями различных видов декоративной росписи.

2 этап: планирование.

Определив задачи, уч-ся делятся на группы:

1 группа занимается изучением хохломской росписи;

2 группа занимается изучением гжельской росписи;

3 группа занимается изучением дымковской росписи.

В ходе разбора и обсуждения вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно было бы сделать. Создается банк идей и предложений.

3 этап: исследование.

Варианты выполнения проекта сопровождаются рисунками, краткими описаниями той или иной росписи. Собирается и обсуждается информация по теме.

4 этап: результаты и выводы

Уч-ся, выбрав оптимальные технологии изготовления, представляют эскизы будущих расписных изделий, уточняют, анализируют собранную информацию, формируют выводы (вся работа ведется под наблюдением учителя).

5 этап: презентация

Результаты представляются на обсуждение в виде творческой работы, включающей историческую справку, собственные творческие разработки в виде рисунков и поделок.

6 этап: оценка результатов

Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Учитель оценивает активность, качество и объем использования источников, качество отчета.

7 этап: заключение.

Разработка данного проекта – путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности (роспись изделий)

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом познается культура России.

Этапы урока:

  1. Орг. Момент.

  2. Актуализация ранее изученных знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Планирование деятельности .

  5. Разработка составных частей проекта.

  6. Заключительная стадия /представление результатов своей работы, рефлексия/.


Предполагаемый результат проектно – исследовательской работы: мини- книга

Творческая коллективная работа

учащихся 4 «А» класса

i?id=40485241&tov=7

«Красота в умелых руках»

Классный руководитель: Васильева С.В.

2010-2011 уч. год

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Орг. момент

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу

Улыбки подарим гостям.

У нас все готово, итак, за работу,

Удачи желаю всем вам! Садитесь.

Я очень хочу, чтобы урок у нас получился очень интересным.

- Руки?

-Ноги?

- Локти?

- Спина?

-Работать будем аккуратно,

Чтобы всем было приятно.

Чтоб завершить работу

Смогли мы точно в срок,

Чтоб было интересно,

Чтоб стало всем известно



-На месте!

- На месте!

- У края!

-Прямая!

Все: Мы очень-очень любим

Рисования урок!


2.

Актуализация знаний

-Здравствуйте, гости дороги, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня с вами будет такой: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим! Согласны?

-А еще исстари говорят: « Где хотенье, там и уменье!» согласны вы с такими правилами? Тогда, вперед!!!

(слайд2)

- Посмотрите, ребята, на свои руки. У мальчиков они большие и сильные. У девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво нарисовать, вышить.

Что за чудо- чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам не тая,

Руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

-Сегодня на уроке мы узнаем, что же еще могут наши руки. А для этого обратите внимание, на нашу выставку.





3.

Постановка учебной задачи.

-Какие предметы находятся на нашей выставке? Как их можно назвать одним словом?

- Какую роспись вы узнали?

-Какие изделия здесь лишние? Почему?

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

- Как вы думаете, можно ли все эти изделия назвать народными чудесами? Что такое чудо?

-А что необычного в этих изделиях?

-Я предлагаю тему нашего урока сформулировать так: «Красота в умелых руках». Согласны? (слайд 3)


декоративно- прикладное искусство

Хохломскую, Гжельскую, Дымковскую, Городецкую

Дымковские игрушки, потому что роспись- геометрический узор, а везде- растительный;

гжель- сине-белая гамма;

хохлома- изделия из дерева.

декоративно-прикладное искусство

Чудо- это что-то необычное, сказочное, чего на самом деле не бывает

невиданные птицы, животные, сказочные цветы


4.

Планирование деятельности.

А) Целеполагание.

Б) Работа в парах. Тест.

В) Формирование групп.

- Ребята, о декоративно-прикладном искусстве на уроках рисования мы с вами говорили очень много, мы проводили большую исследовательскую работу в течение нескольких месяцев, целью которой было - изготовление методического пособия для учащихся начальной школы в помощь по изучению и освоению техники различных видов декоративной росписи, мы собирали материал про разные виды росписи, учились расписывать изделия, сегодня на уроке мы должны закончить эту работу.

-Как вы думаете, какую цель мы должны поставить перед собой на сегодняшний урок?

-А я предлагаю вам поискать ответ еще на такой вопрос:

«Почему декоративно-прикладное искусство живет и по сей день?» слайд

-А сейчас я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете виды народной росписи. Поработаем в парах. Я читаю вам загадку, а вы находите отгадку и соединяете название росписи с соответствующей картинкой.

1. Вот вам барыни, а вот кавалеры.

У барынь алые щеки и губки.

Нарядные платья и теплые шубки.

Хоть весь базар обойдете,

Лучше барынь не найдете.

Игрушки наши повсюду славятся,

Подходите скорее и вам понравятся.

2. Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась,

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась.

А трава как бахрома,

Это….

3. Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

4. Эта чудная роспись-

Как ее вам не знать.

Здесь и жаркие кони,

Молодецкая стать.

Здесь такие букеты,

Что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты,

Что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись-

Сочность красок манит.

Так какая же роспись

Душу нам веселит?

5.Вот лист кладется под пресс,

Так делают поле, поле чудес,

Грунтуют, шлифуют, наносят лак,

Черный- пречерный, как уголь, вот так!

За дело кисть берется смело

И пишет красным, черным, белым.

Возник из темноты букет волшебных роз

Ответьте на вопрос:

Что это?

Проверка. Слайд №4

-Ну, что же, не зря мы с вами трудились. Хорошо вы знаете народные промыслы, правильно их называете. А сейчас мы приступаем к заключительной части нашей исследовательской работы. Сегодня на уроке наша цель- закончить изготовление методического пособия для уч-ся нач. школы.

Поэтому, сегодня наш класс – это творческая мастерская, где каждый мастер имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя. Но мастерская наша необычная. Сегодня здесь собрались мастера из Хохломы, Гжеля и Дымки. Каждая группа мастеров должна закончить свой творческий проект росписи, изготовив только одну поделку в технике коллаж, т.е. используя аппликацию и рисование.

- Что же такое творческий проект?

Слово «проект»( в буквальном переводе с латинского –«брошенный вперед») толкуется в словаре как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

-Эскиз предмета перед вами. А вот, как вы его распишете и какую оценку получит ваша группа, будет зависеть от вашей совместной работы. На работу отводится 10 минут. Выберите старшего мастера, под руководством которого группа будет составлять эскиз росписи. Каждый помогает советом, но окончательное решение принимает мастер. После того, как вы наклеите, подумайте, что можно нарисовать кистью, фломастером, чтобы ваша композиция смотрелась более красивой и живой.( травинки, усики, сеточки). Так же вам нужно выбрать бригадира, который будет защищать ваш проект. В разработке проекта вам поможет «Звездочка обдумывания.


Как и где еще можно использовать роспись?

Дымковская игрушка

Золотая Хохлома

Гжель

городецкая роспись

жостовский поднос.

Ответы учеников

Уточняют деятельность каждого члена в группе

5.

Разработка составных частей проекта.

-Все понятно? Тогда за работу. Выберите материалы, инструменты, а бригадиры будут следить за безопасностью труда в группе.

-Давайте вспомним правила безопасности:

-Как вы думаете, на что надо обратить внимание при выполнении коллективной работы?

-А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

-Желаю вам успешно выполнить работу.


-ножницы держать перед собой, не размахивать ими;

-передавать друг другу, держа за острый край;

-не проливать клей;

-руки вытирать тряпочкой.

-аккуратность;

-красочность;

-композиция;

-выразительность.


6.

Заключительная стадия.

А) Защита, обоснование проекта.

Б)Итог урока.

В) Рефлексия.

Представители каждой группы выходят к доске и пользуясь «Звездочкой обдумывания», защищают свой проект. Участники других групп могут высказать свои предположения по усовершенствованию изделия. Собирается книжка.

1 группа «Хохлома».

2 группа «Гжель»

-Это была роспись деревянной посуды. Умельцы на Руси всегда славились еще и гончарным мастерством. Чтобы посуда из глины была красива, ее тоже расписывают. В росписи посуды прославились мастера из города Гжель.

3 группа «Дымково»

-А сейчас мы поговорим о самых дорогих для вас и любимых предметах- игрушках.

-Понравилось ли вам быть мастерами?

Красивые получились поделки?

-В какой технике выполняли поделки?

-Где можем использовать эти поделки? Для чего?

- Я хочу подвести итог. Вы сделали прекрасные поделки. По конструктивным критериям – правильно использовали основные элементы каждой росписи, по технологическим –оригинальны и рациональны, по эстетическим критериям- все поделки имеют оригинальные формы с правильно выбранным цветовым решением. И, конечно, учтены экономические критерии. Поделки доступны , практичны, их можно использовать неоднократно.

-А сейчас, я хочу вернуться к вопросу, поставленному в начале урока: «Почему же ДПИ живет и по сей день?», живет несколько веков?

-Действительно, до сих пор ваши родители, бабушки и дедушки хранят дома предметы, которые делали своими руками их бабушки и прабабушки. Старшие поколения умельцев старались, чтобы народное искусство передавалось из поколения в поколение. Это наша история. Наша задача – сохранить это богатство и передать следующим поколениям.

-А что надо сделать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало?

-Да, нужно всем стараться что-то делать своими руками, украшать наш дом, школу.

-Мы сегодня говорили, что наши руки могут многое. Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете?

-Да, мы чувствуем как бьются наши сердца. Мое- большое, а ваши маленькие, как кулачки. Иногда человеку говорят: «У тебя доброе сердце», «У тебя большое сердце». Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца были открыты для доброты, красоты и хороших поступков, становитесь хоть на время мастерами, творите, создавайте вокруг себя прекрасное, а для этого у вас есть очень хорошие помощники- ваши добрые, трудолюбивые, крепкие руки.

А за прекрасную работу на уроке я присваиваю вам звание «Народного мастера» и хочу вручить каждому «Значок Мастера»

-Вы послушайте совета

Побывайте в царстве этом.

В царстве сказок и мечты,

В царстве дивной красоты!

Отметьте, пожалуйста на смайликах условным знаком.

-Было интересно. Активно работал.

-Было интересно, но работал не активно.

- было неинтересно. Был пассивен.

- Спасибо всем за работу!


Идет показ картинок (слайд 13)

Рассказывают о росписи, затем

демонстрация рисунков, а затем рассказывают о поделке.

Коллаж

можно расписать так настоящие поделки из дерева и глины

Украшают нашу жизнь

Что-то делать своими руками

Как бьются наши сердца.

Работают со смайликами.

Дополнительный материал.

1 группа «Хохлома».

1 уч-к:

Хохлома, Хохлома-

Наше чудо дивное!

Мы рисуем хохлому

Красоты невиданной.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

2 уч-к:

С именем старинного торгового села в Горьковской области (Горький ныне – Нижний Новгород) связано название росписи деревянной посуды и мебели. Выточенная на токарном станке или вырезанная из липы и березы ножом вещь тщательно покрывается слоем жидкой глины («вапы»). Просушенная вещь многократно покрывается олифой, красится серебристым алюминиевым порошком, по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом, черной и красной, как наиболее жаростойкой. Расписанную вещь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому Хохлому и называют «золотой», и «пламенной».

В хохломской росписи используют 3 цвета: желтый, красный, черный. И немного зеленого для «оживки».

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной», «виноградом».

2 группа «Гжель».

1 уч-к:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь:

Известно всем в народе ее названье - Гжель.

Какие розы и пионы на чашках пишут мастера

И сине-белые бутоны прекрасны нынче, как вчера!

Поверить трудно: неужели всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели на снег наносят небеса!

2 уч-к:

Гжель- древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Свое название, как полагают, получило от слов «гжель», «жечь», выражавших важную сторону промысла. Здесь, в местах, богатых высококачественными глинами, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались Гжелью. Роспись наносят на поверхность, обожженного изделия свободной кистью керамической краской, главным образом, синим кобальтом.

В гжельской росписи используют всего два цвета: белый и синий. А какая праздничная и нарядная получается роспись!

Основными мотивами стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы, формы которых перерабатываются и становятся довольно условными, но живописными и декоративными. Но самый излюбленный узор – это гжельская роза, такая нежная и хрупкая. Смотришь на цветок и кажется, что он излучает голубой, волшебный свет.

Используют завитки, дуги, сеточки, полосочки, точки.

3 группа «Дымковская игрушка».

1 уч-к:

Ели спят у большака в инее седом

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали и село большое Дымково назвали.

2 уч-к:

Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо- сказки.

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз,

И о дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.

3 уч-к:

Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, недалеко от г.Вятка, теперь это район г.Кирова. Сегодня игрушку делают также, как и много лет назад. Красную глину мнут, пока не размягчает. Затем бесформенному куску придадут форму. Потом фигурку обжигают в специальной печи, покрывают меловым грунтом, а уже после этого раскрашивают анилиновыми красками, разведенными на молоке.

Цветовая гамма очень яркая, красочная, насыщенная, жизнерадостная. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, малиновый, зеленый, оранжевый цвета. Их может быть до десяти. И сопутствующий – черный и коричневый – для выделения небольших элементов.

Орнамент – геометрический: клеточки, полоски, круги, ромбики, зигзаги, точки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск