Скачать 42.74 Kb.
|
Урок русского языка в 1-м классе по программе Занкова Л.В. (период обучения грамоте) по теме: "Диалог. Списывание с печатного текста"Тема: Диалог. Списывание с печатного текста. Цели:
Оборудование: предметные картинки “сыр”, “сом”, “девочка”; ребусы; карточки со словами “диалог”, “жесты”, “мимика”; аппликация на доске – солнце, закрытое облаками. ХОД УРОКА I. Вступительная часть урока.- В одной стране жил волшебник. И по утрам он занимался тем, что разгонял облака. - А как вы думаете, ребята, зачем он это делал? - Какое сейчас время года? (Зима) Что произошло с небом? (Покрылось густыми облаками.) - Я предлагаю на уроке побыть немножко волшебниками. На доске разогнать облака, выполняя задания. II. Основная часть урока.1. – Как-то море во время шторма выбросило на берег человека. Человек этот долго лежал на песке, прежде чем его нашли буквы. Да, да, те самые буквы, которые жили в прекрасной волшебной стране. Они отогрели человека и тем самым спасли ему жизнь. Человек тот оказался великим ученым из соседней загадочной страны. Он захотел познакомиться поближе со своими спасителями – буквами, но не смог и разглядеть их, так они были малы. Тогда ученый достал пакет с таблетками. Это были удивительные таблетки. Съешь синюю, тут же станешь высоким, рослым. А если надо снова стать маленьким, то в ход идет белая. Много таблеток оставил им в благодарность ученый, и буквы охотно пользуются ими до сего времени. Но только, если в этом есть необходимость. - А какая может в этом быть необходимость, как вы думаете, ребята? - Когда слово пишется с заглавной буквы? Задание: отгадываем ребусы. - А теперь назовите полные имена. Задание выполнено: убираем одно облачко с доски. 2. Работа в прописи Т. М. Андриановой, часть 2, стр. 26. - Посмотрите на первую строчку? Что можете сказать о буквах? (Все буквы письменные, заглавные.) - Встаньте те дети, чьи имена и фамилии начинаются с этих букв. Полюбуйтесь буквами. Какие они высокие и стройные! - Выпишите те буквы, в которые входят эти элементы. Гимнастика для пальцев. После того, как дети поработали самостоятельно – проверяем. На доске написаны заглавные буквы. Цветным мелом выходящий к доске ребенок обводит у буквы нужный элемент и доказывает свой выбор буквы. Убираем с доски одно облачко. Физминутка. 3. На доске картинки: сыр, сом, девочка. - Посмотрите на доску, назовите предметы. Напишите их названия. При записи слова “девочка” дети задумываются, так как не знают написания некоторых букв. Потом догадываются, что можно написать ее имя – Мила. - Подчеркните “лишнее” слово. Дети анализируют слова: количество букв, слогов, ударный слог, одушевленность и т.д. Убираем с доски одно облачко. 4. Сценка “Разгром” по Э. Успенскому. - О чем хотели бы сказать, посмотрев эту сценку? В беседе выясняем, что разговаривают мать и сын. Вводится понятие “ диалог”. Диа – “два”, логос – “говорить”. На доске открывается карточка “диалог”. - Прочитайте предложения в прописи. Это диалог? Кто спрашивает, а кто отвечает? - Мама! Ара мал? - Мал. - А орлы? - Они огромны, Алина! Чтение диалога по ролям. - Чем еще, кроме слов, пользуются артисты на сцене? На доске открываем карточки: мимика, жесты. - Разыграем сценку, используя актерские средства. - Найдите в диалоге вопросительные предложения. Что можете о них сказать? (В каждом предложении по два слова.) Составьте схемы предложений. Открываю запись предложений на доске. Беседуем с детьми о правилах записи предложений: заглавная буква в начале предложения, вопросительный знак в конце предложения. Обращаю внимание на соединения букв. Затем предложения на доске закрываю, а дети записывают предложения в тетрадь, глядя на печатный текст в прописи. После этого запись на доске опять открываю, и ученики проверяют написанное. Убираем облачко на доске. Физминутка. 5. Игра “Отгадай словечко”. Ученик выходит к доске. Ему дается предметная картинка. Он должен, не называя предмета, объяснить что это. А класс – угадывает. Слова записываются в тетрадь: лимоны, мыло, молнии. Убираем с доски последнее облачко. III. Заключительная часть урока.На доске – солнышко. - Сейчас, ребята, произойдет маленькое волшебство. Кто из вас знает волшебные слова? - Крибле! Крибле! Бум! (Дети произносят эти слова с закрытыми глазами.) На доске – улыбающееся солнышко - Кого в наши дни можно назвать волшебником? - А может ли каждый из нас стать волшебником? В конце урока инсценировка стихотворения Г.Сапгира “Небылицы в лицах”. - Здорово, Егор! Откуда идешь? - С кудыкиных гор. - А как у вас, Егор, поживают? - На босу ногу топор надевают, Сапогом траву косят, В решете воду носят. Наши сани едут сами, А лошади наши – с усами, Бегают в подполье за мышами. - Да ведь это кошки! - Комара тебе в лукошке! Наши кошки живут в гнезде, Летают везде. Прилетели во двор, Завели разговор: “Кар, кар!” - Да ведь это вороны! - Мухомор тебе вареный! Наша – то ворона ушаста. В огороды шастает часто. Скок да скок через мосток, Белым пятнышком – хвосток. - Да ведь это зайчишка! - В нос тебе еловая шишка! Нашего зайца Все звери пугаются. Прошлой зимою в лютый мороз Серый зайчище барана унес. - Да ведь это волк! - По лбу тебе щелк! Неужели не слыхал никогда ты, Что волки у нас рогаты? Волк трясет бородой, Пообедал лебедой. - Да ведь это козлище! - Щелчков тебе тыща! Наш козел под корягу ушел, Хвостом шевелит, Ставить сети не велит. - Да ведь это налим! - Нет, не налим. Мы про налима не так говорим. Налим Никодим Гордится собою, Налим Никодим Носит шапку соболью, Ни перед кем ее не ломает И шуток тоже не понимает. РАЗГРОМ Мама приходит с работы, Мама снимает боты, Мама заходит в дом, Мама глядит кругом. - Был на квартиру налет? - Нет. - К нам заходил бегемот? - Нет. - Может быть дом не наш? - Наш. - Может, не наш этаж? - Наш. Просто приходил Сережка, Поиграли мы немножко. - Значит, это не обвал? - Нет. - Значит, слон не танцевал? - Нет. - Очень рада. Оказалось, Я напрасно волновалась. ( Э.Успенский). |