Скачать 169.66 Kb.
|
Пояснительная записка Ещё в 1754 М. В. Ломоносов сконструировал и построил одну из первых авиамоделей - "аэродромическую машинку", прообраз вертолёта. В 1876-77 А.Ф. Можайский создавал модели самолёта и демонстрировал их полёты. На моделях он изучал основы полёта, исследовал поведение отдельных элементов конструкции, на основании чего построен первый в мире самолёт. Применение авиамоделей помогло Н.Е. Жуковскому открыть законы движения тел в воздушной среде. Он первый организовал соревнования летающих моделей 2 января 1910 в Москве, на которых лучшая модель пролетела 170 м. Современный авиамоделизм – важное вспомогательное средство для конструирования самолётов. Без снятия аэродинамических, прочностных и других характеристик путём продувок модели-копии будущего самолёта в аэродинамической трубе немыслима постройка первого опытного образца самолёта. Авиамоделизм – первая ступень воспитания не только будущих летчиков, но и будущих квалифицированных рабочих, инженеров, конструкторов, изобретателей и рационализаторов. При стремительном росте науки и техники объем знаний неуклонно растет, появляются новые технологии производства, новые материалы. Моделируя летательные аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и технологиями их изготовления, обучающиеся познают современные, передовые технические решения. Занимаясь в авиамодельном объединении в течение ряда лет, ребята знакомятся с большим количеством различных материалов и инструментов и таким образом приобретают очень полезные в жизни практические навыки. При изготовлении моделей обучающиеся сталкиваются с решением вопросов аэродинамики и прочности, у них вырабатывается инженерный подход к решению встречающихся проблем. Занятия авиамодельным спортом решают проблему занятости детей, прививают и развивают такие черты характера, как терпение, аккуратность, выносливость, силу воли. Совершенствование авиамоделей требует от обучающихся мобилизации их творческих способностей. Цели: Развитие интереса ребенка к познанию и творчеству, как основы развития образовательных запросов и потребностей обучающихся через авиамоделирование и формирование творческого, конструкторского мышления, овладение навыками труда Задачи программы:
Программа работы объединения рассчитана на 2 года. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня знаний и умений. Учебный год в авиамодельном кружке продолжается с сентября по май, включая осенние, зимние и весенние каникулы. Объединение формируется из учеников 4-8 классов. В течение учебного года каждым обучающимся изготавливается модель, с которой он участвует в региональных соревнованиях. После этого ребята изготавливают простую кордовую модель самолета и, запуская ее, приобретают навыки пилотирования. Очень важным моментом является оценка руководителем физических и психических способностей каждого обучающегося с целью выбора наиболее подходящего для него класса авиамоделей. Так, например, очень подвижные, нетерпеливые ребята не смогут заниматься моделями-копиями, требующими скрупулезной работы, но добьются больших успехов с моделями "воздушного боя", трудоемкость которых невелика, а во время соревнований требуются быстрота и ловкость. Обучающиеся второго года обучения принимают участие в городских и республиканских соревнованиях. При этом они изучают особенности полета и эксплуатации, а также правила проведения соревнований с моделями своего класса. В рамках программы работа строится таким образом, что учащиеся постепенно переходят от простейших и занимательных форм работы к более узким и специальным. Авиамоделисты приучаются к самостоятельному конструированию моделей. Одновременно с практической работой проводятся беседы и лекции по авиации. С готовыми моделями обучающиеся проводят всевозможные игры и соревнования. Многие такие игры с бумажными моделями можно проводить зимой в закрытых помещениях. Обучающийся идет в авиамодельное объединение, когда у него пробудился интерес к авиации, появилось желание строить летающие модели своими руками. Поэтому в основе всей работы авиамоделистов лежат практические занятия. Но практическая работа не должна быть самоцелью. Строя модель, регулируя или запуская ее, юный авиамоделист должен знать, как эта модель устроена и почему летает, на каких законах физики основано то или иное ее действие. Занятия в авиамодельном объединении вырабатывают у юных техников навыки самостоятельного, творческого труда по конструированию, постройке и запуску летающих моделей, знакомят юных авиамоделистов с основами самолетостроения. Теоретические сведения, которые получают обучающиеся, расширяют знания в области аэродинамики, учат правильно выбирать основные размеры модели и определять ее примерные летные данные. Проводя занятия и сообщая обучающимся различные теоретические сведения, руководитель не должен дублировать или механически продолжать уроки физики, геометрии и других предметов. Предусмотренные программой сведения дополняют, углубляют и расширяют знания, полученные учащимися ранее. Готовясь к очередному занятию, руководитель составляет план занятий, который предусматривает как теоретический материал, так и практическую работу. Основное место в практической работе занимает постройка летающих моделей. Практическую работу по постройке летающих моделей следует проводить по плану, с учетом индивидуальной подготовленности обучающихся, их склонностей, способностей и производственных навыков, то есть умения владеть инструментом и приемами обработки материалов. На каждом занятии педагог проводит инструктаж по технике безопасности. Тип воспитательной системы: воспитательная система рационально – познавательной ориентации. В её основе – следующий комплекс приоритетных ценностей: знание, познание, истина, интеллект, разум, наука. В данной воспитательной системе воспитание трактуется как процесс развития интеллектуальной сферы человека через передачу полезной информации и освоение навыков решения проблем различной степени сложности. Вид воспитательной системы:
Цель воспитания Цель воспитания в данной системе направлена на воспитание «человека разумного», которого можно охарактеризовать следующими качествами:
Работа с родителями воспитательной системе рационально – познавательной ориентации включает в себя:
Диагностика достижения воспитательных результатов Основными результатами воспитательной деятельности являются:
Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов:
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-го года ОБУЧЕНИЯ На 1 году обучения программой предусматривается годовая нагрузка 144 часа. Объединение работает 2 раза в неделю по 2 часа.
Содержание программы 1-го года обучения 1. Вводное занятие. Знакомство с каждым учеником, его интересами и увлечением. Инструктаж по технике безопасности при работе с режущим инструментом. Материал, используемый для изготовления моделей. Ознакомить с целями и задачами объединения, правилами поведения в лаборатории, ее традициями. 2. Знакомство. История авиации и авиамоделизма. Классы авиамоделей. Авиация и её роль в жизни человека Знакомство с историей развития авиамоделизма, достижениями наших спортсменов-авиамоделистов, с отечественной авиацией и авиационной промышленностью . Модели всех классов. 3. Бумажные летающие модели. Основы аэродинамики. Основные части самолета (планера). Изготовление простейшей летающей модели. Воздух и его основные свойства. Атмосфера. Подъёмная сила. Крыло и его характеристики. Основные части конструкционные чисти летательного аппарата. Условия, обеспечивающие полёт. Ознакомление с чертежами, чертёжным инструментом: линейкой, циркулем, угольником, их назначение. Правила пользования. Технический рисунок, чертёж, эскиз. Чтение чертежа и нанесение размеров. 4. Тренировочные запуски модели планеров Требования к запуску. Проведение инструктажа. Регулировка и запуск. Анализ допущенных ошибок, пути их устранения. 5. Модели из пенопласта: - модель планера - модель самолета с резиномотором Способы разметки простой формы на различных материалах. Разметка по линейке и шаблону. Приемы и способы изготовления поделок из пенопласта. Способы соединения деталей с помощью клея, ниток. Правила безопасности. Изготовление моделей: метательная модель планера, резиномоторная модель. 6. Тренировочные запуски модели планеров Требования к запуску. Проведение инструктажа. Регулировка и запуск планеров. Анализ допущенных ошибок, пути их устранения. 7. Схематическая модель планера Планирующий полёт. История планеров. Конструкция планера. Способы запуска планеров. Материалы для изготовления моделей. Выбор схематической модели планера. Изготовление элементов крыла, стабилизатора, киля, фюзеляжа. Стапель, оправка для нервюр. Регулировка и запуск моделей планеров. Запуск моделей метанием, резиновой катапультой, использование леера при запуске моделей. 8. Запуски и пробные полеты Требования к запуску и полетам .Проведение инструктажа. Соблюдение правил техники безопасности. Регулировка и запуск планеров. Анализ допущенных ошибок, пути их устранения. 9. Схематическая модель самолета с резиномотором Первые способы создания самолёта. Самолет Можайского. Полёты братьев Райт. Гражданские и военные самолёты. Основные элементы конструкции самолета. Изготовление схематических моделей самолета с резиномотором. Подготовка рабочих чертежей. Изготовление элементов крыла, стабилизатора, киля, фюзеляжа. Стапель, оправка для нервюр. Воздушный винт. Изготовление резиномотора. Регулировка модели. 10. Запуски и пробные полеты Требования к запуску и полетам .Проведение инструктажа. Соблюдение правил техники безопасности. Регулировка и запуск самолетов. Обучение правильным приемам запуска моделей, игры на продолжительность и дальность полета, точность приземления.Учет хронометража. Анализ допущенных ошибок, пути их устранения. 11. Подготовка моделей к соревнованиям Основные требования к моделям различных классов. Категории и классы моделей. Испытание модели. Отработка навыков управления моделью. 12. Участие в соревнованиях Проведение соревнований с построенными моделями. 13. Итоговое занятие Анализ выполненной работы за год. Коллективное обсуждение качества изготовленных моделей, отбор лучших на итоговую выставку. Подведение итогов. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-го года ОБУЧЕНИЯ Во 2 год обучения программой предусматривается годовая нагрузка 216 часов (2 раза в неделю по 3 часа).
Содержание программы 2-го года обучения 1. Вводное занятие. Цели и задачи учебного года. План работы. Обсуждение. Инструктаж по технике безопасности при работе с режущим инструментом. Материал, используемый для изготовления моделей. Работа с литературой по авиамоделизму 2. История авиации Достижения авиации сегодня. Основные события и даты в истории авиации. Выдающиеся конструкторы и их лучшие самолеты. Рассказ о Туполеве А.Н., Поликарпове н.Н., Яковлеве А.С., Лавочкине С.А., Микояне А.И., Сухом П.С., Ильюшине с.В., Антоновне о.К. Летные данные современных самолетов. 3. Модель планера Планер- летательный аппарат , не имеющий двигательной установки.Конструкция планера, форма. Отличительные особенности крыла. Профиль крыла. Схема хвостового оперения. Требования к модели. 4. Тренировочные запуски модели планеров Требования к запуску и полетам. Проведение инструктажа. Соблюдение правил техники безопасности. Регулировка и запуск планеров. Анализ допущенных ошибок, пути их устранения. 5. Фюзеляжная модель самолета с резиномотором Технические требования к спортивным моделям. Материалы для свободнолетающих моделей и резиномотора, способы их обработки. Методика расчёта параметров резиномоторной модели самолета. Основные части самолета: фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, стабилизаторы, киль, шасси. Технологические приёмы изготовления деталей моделей. Изготовление чертежа резиномоторной модели. Заготовка материалов: кромок, нервюр, применение спец. оснасток при изготовлении нервюр. Изготовление винтомоторной группы. Резиномотор. Сборка, оклейка. Выбор модели для изготовления. Расчёт параметров. Подготовка рабочих чертежей. Изготовление моделей. Испытания, регулировочные запуски. 6. Тренировочные запуски моделей самолетов Требования к запуску и полетам моделей самолетов. Проведение инструктажа. Соблюдение правил техники безопасности. Регулировка и запуск самолетов. Отработка навыка взлёта и посадки моделей. Пилотирование моделей. Учет хронометража. Анализ допущенных ошибок, пути их устранения. 7. Воздушные винты. Устройство воздушного винта. Работа воздушного винта. Основные геометрические величины, характеризующие воздушный винт. Теоретический шаг воздушного винта. Действительный шаг винта. Скольжение винта. Статическая, динамическая сила тяги воздушного винта. Изготовление воздушных винтов для резиномоторных моделей. 8. Авиамодельные двигатели Электродвигатели, редукторы, принцип работы электродвигателя и регулировки тяги. Представление о двигателе внутреннего сгорания. Правила эксплуатации авиамодельных двигателей. Техника безопасности при работе с двигателем. Принципы устройства винтомоторной группы на основе электродвигателей и измерения статической тяги. 9. Запуски авиамодельных двигателей 10. Кордовая учебно- тренировочная модель самолета Технические требования и особенности конструкции кордовой учебно-тренировочной модели. Подготовка рабочих чертежей. Изготовление деталей модели. Сборка. Испытание модели. Отработка навыков управления моделью. 11. Запуски и пробные полеты кордовой учебно- тренировочной модели самолета Требования к запуску и полетам. Проведение инструктажа. Соблюдение правил техники безопасности. Регулировка и запуск самолетов. Отработка навыка взлёта и посадки моделей. Пилотирование моделей. Учет хронометража. Анализ допущенных ошибок, пути их устранения. 12. Подготовка моделей к соревнованиям Основные требования к моделям различных классов. Категории и классы моделей. Испытание модели. Отработка навыков управления моделью. 13. Участие в соревнованиях Организационные вопросы. Организация показательных выступлений Техника безопасности на соревнованиях. 14. Итоговое занятие Анализ выполненной работы за год. Коллективное обсуждение качества изготовленных моделей, отбор лучших на итоговую выставку. Подведение итогов, награждение лучших кружковцев. Формируемые знания и умения Обучающиеся первого года обучения должны знать:
Уметь:
Обучающиеся второго года обучения должны знать:
Уметь:
Учебно-методическое обеспечение Работа авиамодельного кружка невозможна без инструментов и материалов. Сначала кружковцам понадобятся самые простые инструменты, которые они могут принести из дому: ножи, ножницы и чертежные приспособления. Материалов для начала работы авиамодельного кружка потребуется немного: плотная (рисовальная или чертежная) и тонкая папиросная (цветная или белая) бумага, бамбук, тонкая проволока, нитки № 10 и № 30, сосновые или липовые брусочки, тонкая фанера, клей - казеиновый и некоторые другие. Для оборудования помещения кружка потребуются: большой стол или несколько небольших рабочих столов, шкафы для инструментов, материалов. Желательно, чтобы кружок имел библиотечку авиамоделиста. Стены комнаты следует украсить плакатами, а под потолком подвесить готовые модели, которые явятся учебно-наглядными пособиями для кружковцев. Список литературы Для педагогов: 1. Андриянов Л., Галагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер В.В. Развитие технического творчества младших школьников.- М.: Просвещение, 1990г. 2. Болонкин А. Теория полета летающих моделей. - М.: ДОСААФ. 3. Жуковский Н.Е. Теория винта.- Москва,1937г. 4. Калина И. Двигатели для спортивных авиамоделей.- М: ДОСААФ СССР, 1988г. 5. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990г. 6. Рожков В. Авиамодельный кружок. - М: "Просвещение" , 1978г. 7. Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. - М.: " Машиностроение",1989г. 8. Мерзликин В.Радиоуправляемая модель планера. - М: ДОСААФ СССР, 1982г. 9. Киселев Б. Модели воздушного боя. - М: ДОСААФ СССР, 1981г. Для детей: 1. Ермаков А. Простейшие авиамодели.- М: " Просвещение", 1989г. 2. Киселев Б. Модели воздушного боя. - М: ДОСААФ ССР,1981г. 3. Мерзликин В. Радиоуправляемая модель планера. - М.: ДОСААФ СССР, 1982г. 4. Пантюхин С. Воздушные змеи. - М: ДОСААФ СССР , 1984г. 5. Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающуюмодель .- М: ДОСААФ СССР, 1973г. 6. Турьян А. Простейшие авиационные модели. - М.: ДОСААФ СССР, 1982г. 7 . Шахат А.М. Резиномоторная модель. - М.: ДОСААФ СССР, 1977г. Для родителей: 1. Ермаков А. Простейшие авиамодели.- М: " Просвещение", 1989г. 2. Мараховский С.Д. Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели.- М.:"Машиностроение",1989г. 3. Пантюхин С. Воздушные змеи. - М: ДОСААФ СССР , 1984г 4. Турьян А. Простейшие авиационные модели. - М.: ДОСААФ СССР,1982г. |