Скачать 180.88 Kb.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Танцевальный коллектив «Ровесники» Срок реализации – 1 год Возраст обучающихся – 6-13 лет Пояснительная записка. Направленность программы – физкультурно-спортивная. Тип программы - примерная. Программа дополнительного образования модифицирована педагогом дополнительного образования Майданович Н.Д. в соответствии с особенностями её функционирования на базе школы №744, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Реализуется в ГБОУ ДЮЦ «Звезда» с 2013 года. В основу положена программа "Ритмическая мозаика", разработанная А.И. Бурениной, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей младшего школьного возраста. Назначение программы – осуществление хореографического образования младших школьников во внеурочное время, более широкое приобщение учащихся к искусству. Актуальность. Актуальность создания данной образовательной программы заключается в значительной популярности хореографии как искусства среди различных возрастных групп, а особенно среди детей дошкольного и младшего школьного возраста, большинство из которых приходят в хореографические коллективы несознательно, по воле родителей. Родители стремятся привлечь ребенка к занятиям хореографией с самого раннего возраста, они в свою очередь правы: ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников. Однако только от педагога, от методов его преподавания зависит то, с каким интересом будет подходить ребенок к занятиям и каких результатов он достигнет. Данная программа предоставляет широкие возможности обучения основам хореографического искусства. Программа направлена на формирование и развитие у воспитанников таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие танцевальных данных: гибкости, пластичности, танцевальной выворотности, танцевального шага и т. п. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры, воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы. В образовательном процессе главная роль отводится эстетическому воспитанию. Прививая с ранних лет любовь к искусству танца, к музыке, педагог работает над формированием гармонично развитой личности, учит ребенка запоминать, систематизировать полученные умения и навыки. Кроме того, осваивая даже самый элементарный танцевальный материал, ребенок прикладывает немало усилий и терпения, что формирует в нем такие качества, как воля и упорство. Таким образом, данная образовательная программа направлена на формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения искусством танца, развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства; развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей, что и определяет художественно-эстетическую направленность дополнительной образовательной программы. Педагогическая целесообразность программы определена тем, что данная программа ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к музыкально-художественной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опора танца. Задача - привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитать художественный вкус, интересы. Исходя из этого была составлена программа по предмету хореография. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы. Обучение хореографии в общеобразовательной школе целесообразно начинать с занятий по ритмике. Занятия ритмикой служат преддверием для занятий хореографией. На уроках ритмики происходят первые соприкосновения с музыкой, развивается внимание, музыкальная память, чувство ритма, умение двигаться под музыку. Целесообразно занятия ритмикой проводить весь учебный год и подготовить детей к урокам хореографии. В программу по хореографии введены разделы "классический танец", "народно-сценический танец", «детский танец». Известно, что первые впечатления обычно оставляют наиболее яркий след в психике учащихся и оказывают сильное воздействие на их отношение к занятиям и поведение на занятиях. В силу этого, организация и проведение занятий первого года обучения может стать фактором, определяющим весь дальнейший ход занятий, а следовательно и решающим для успеха в учебе. С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить те простые правила, которые необходимы на занятиях хореографии: В годы младшего школьного возраста закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется его личность. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие детей приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и географией танца, прослушивание танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром. Кроме того, в этот период дети интенсивно растут и развиваются, движения становятся их потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В процессе учебных занятий у детей происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, нарушается осанка. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима детей, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественные потребности в движениях. Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и лечебный эффект занятий, в результате которых создаётся мышечный корсет, исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие, что позволяет также решать задачи общего укрепления и физического развития ребёнка. Поэтому главная задача педагога - помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене. Цель и задачи программы Цель программы - содействовать всестороннему развитию детей (формирование знаний, умений, навыков, способностей и качеств личности), приобщение к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования. Задачи: - Дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности. - Развивать творческие способности воспитанников. - Развивать двигательные качества и умения: гибкость, пластичность, ловкость, координацию движений, силу, выносливость. - Дать основы музыкально-двигательной культуры. - Развивать танцевальные способности. - Развивать потребности самовыражения в движении под музыку. - Формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья, режим дня. Гигиена). -Способствовать укреплению здоровья детей: способствовать развитию опорно- двигательного аппарата; формировать правильную осанку; содействовать профилактике плоскостопия; содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания. - Формировать творческие способности: воображение и фантазию, память, кругозор - Содействовать формированию нравственно- коммуникативных качеств личности: умения сопереживать другим, чувства такта и культурного поведения, общения между собой и окружающими. Сроки реализации. Режим занятий. Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность занятий: 3 раза в неделю по 1 часу(45 минут + 15 минут перерыва), количество часов в год 108; 3 раза в неделю по 2 часа(45 минут + 15 минут перерыва) количество часов в год 216; Основные формы и методы. Формы занятий: -групповые, -подгрупповые, -репетиционные. Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные методы: - постепенность в развитии природных способностей детей; -строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами; -систематичность и регулярность занятий; -целенаправленность учебного процесса. Основные разделы программы «Введение» - дети знакомятся с хореографией как видом искусства, с правилами поведения в танцевальном классе и формой одежды. «Ритмика» - воспитанники включаются коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие детей. «Азбука классического танца» - знакомит с азами классического танца. «Танцевальные этюды» - способствуют развитию танцевальности, эмоциональности. «Постановка» - знакомство с композицией танца. Раздел « Ритмика, элементы музыкальной грамоты» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкально- ритмические задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формированию музыкального восприятия, дают представление о выразительных средствах музыки, развивают чувства ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определить ее характер, метроритм, строение и умение согласовывать музыку с движением. В дальнейшем ритмическое воспитание происходит на элементах танцевальных движений. Раздел «Элементы классического, народного и детского танцев». Включенные в раздел упражнения экзерсиса способствуют формированию правильной осанки, помогают исправить физические недостатки, учат правильной постановке корпуса, выработки координации движений, учат правильно дышать при исполнении упражнений и танцев. Элементы классического танца, упражнения подготавливают к более сложным движениям и физической нагрузке, укрепляют мышцы. Раздел «Этюды и постановочная работа» включает народные и детские сюжетные танцы в обучающем, постановочном и сценическом варианте. Постановочная и репетиционная работа пронизывает весь образовательный процесс и имеет целью эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей обучающихся, понимание содержательности танцевального образа. В процессе постоянной практики дети сами приходят к выводу, что хореография – это содержательное искусство, требующее умения, техники, выразительности. Исполнение должно быть естественным, предлагаемый материал – соответствовать не только техническим возможностям обучающихся, но и учитывать их возрастную психологию. Ожидаемые результаты : По окончанию занятий первого года обучения дети должны: знать: -единые требования о правилах поведения в хореографическом классе, на сцене и в других помещениях школы; -требования к внешнему виду на занятиях; -музыкальные размеры, темп и характер музыки; -хореографические названия изученных элементов. уметь: - мыслить ассоциативно, научиться свободно импровизировать под любое музыкальное сопровождение; - в совершенстве владеть полученными знаниями, умениями, навыками в практической деятельности; -владеть корпусом во время исполнения движений; -ориентироваться в пространстве; -координировать свои движения; -исполнять хореографический этюд в группе; -перестраиваться в простые рисунки танца. Формы, методы, технологии обучения. Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Структура урока. Большое значение в хореографической работе с детьми имеет хорошо организованное и интересно проведенное занятие. К началу урока дети переодеваются в танцевальную форму и выстраиваются друг за другом в коридоре перед дверью зала. Это дисциплинирует детей и создает рабочую атмосферу. Под музыку марша, начиная с левой ноги, дети идут по кругу и выстраиваются в колонны, исполняют поклон преподавателю (здороваются). Затем преподаватель сообщает тему урока. -Во избежание растяжения мышц, проводится разминочный тренаж, чтобы все мышцы тела были разогретыми и готовыми к разучиванию сложных элементов танца. В ходе разминки, включающей упражнения и игры, преподаватель следит за тем, чтобы каждый ученик выполнял разминку в полную силу. -После тренажных упражнений разучиваются танцевальные упражнения или их отдельные элементы. Далее разучиваются этюды, движения и комбинации, входящие в запланированную постановку. Эффективности занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли ученик за учебный год все то, что должен освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками танцевальных движений позволяет педагогу оценить насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения. Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учеником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу. В конечном итоге, успех обучения характеризуется участием ребят на концертах, где они могут показать уровень профессиональной обученности. При проведении занятий учитывается: -уровень знаний, умений и навыков обучающихся, их индивидуальные особенности; -самостоятельность ребенка; -особенности мышления. Учебно-тематический план (3 часа в неделю)
Учебно-тематический план (6 часов в неделю)
Содержание программы. Введение в программу Беседа с детьми о целях и задачах, о содержании и форме занятий в объединении. Внешний вид и форма одежды для занятий. Инструкция по технике безопасности. Практика. Разминка. Основные упражнения разминки. Просмотр видеоматериалов концертных выступлений коллективов. Азбука музыкального движения Теория. Мелодия и движение. Темп. Музыкальные размеры. Контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая - грустная. Правила и логика построений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево. Соотнесение пространственных построений с музыкой. Такт и затакт. Особенности метроритма, чередование сильной и слабой долей такта. Медленные хороводные ,быстрые и плясовые русские народные танцы, детские танцы. Практика. Музыкально – пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные музыкальные упражнения: повороты на месте (строевые), продвижение на углах, с прыжком (вправо и влево). Фигурная маршировка с перестроениями: из колонны в шеренгу и обратно; из одного круга в два и обратно; продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), звездочка, конверт. Танцевальные шаги (с носка на пятку) с фигурной маршировкой. Танцевальные шаги в образах (оленя, журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птички). Выделение сильной доли. Акцентировка на сильную долю такта в шагах. Вступительные аккорды. Основы народного, детского танца. Теория. Сюжеты и темы некоторых танцев. Особенности народных движений. Характерные положения рук в сольном, групповом танце, в хороводах, рисунки хороводов. Упражнения на середине - подготовка к более четкому исполнению движений. Источники народных тем, сюжетов, движений, их связь с образом жизни народа. Народный костюм. Правила движений, основные координации и характерные рисунки и ходы русских танцев, детских танцев. Практика. Русский танец. Положение рук – 1, 2, 3 – на талии. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед. Притоп – удар всей стопой; шаг с притопом в сторону; тройной притоп. Припадания на месте с продвижением в сторону: исходная, свободная 3-я позиция; подтянувшись на полупальцы поставленной назад ноги, упасть на другую ногу в полуприседание, затем опять подняться на полупальцы. То же с продвижением в сторону. Выведение ноги на каблук из свободной 1-й позиции, затем приведение ее в исходную позицию. «Ковырялочка» - поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении, без подскоков. Упражнения на середине. Повторение элементов русского народного танца. Положение рук, положение ног. Положение рук в групповых танцах в фигурах: звездочка, круг, карусель, корзиночка, цепочка. Поклоны. Ходы: простой шаг с продвижение вперед и назад. Притоп – удар всей стопой. Дроби (дробная дорожка) - мелкая непрерывная дробь, с ординарным ударом каблука на месте, с продвижением. «Гармошка» – одновременные повороты обеих стоп из свободной позиции в 1-ю закрытую и обратно, с продвижением в сторону. Припадания на месте. С продвижением в сторону. С поворотом на ¼ «Ковырялочка» – без подскока и с подскоком. «Молоточки» – удар полупальцами в пол, от колена в прямом положении, с подскоком на другой ноге; на месте, с продвижением. Элементы классического танца Теория. Знания и навыки. Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Положение ног и рук. Практика. Постановка корпуса . Позиции ног – 1, 2, 3. Позиции рук – подготовительная, 1, 2, 3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног), затем держась одной рукой, стоя боком к станку. ДЕМИ ПЛИЕ – складывание, сгибание, приседание, развивает выворотность бедра, эластичность и силу ног. БАТМАН ТАНДЮ – движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается лицом к станку по 1, 3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года – назад). Репетиционная работа Отработка танцевальных движений. Постановка танцев. Танцевальная импровизация. Концертные выступления. Совершенствование мастерства. Итоговое занятие Отчётный концерт коллектива. Выступление перед родителями. Материально- техническое оснащение Важным условием выполнения программы является достаточный уровень материально- технического оснащения: - наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками; - качественное освещение в дневное и вечернее время; - музыкальная аппаратура; - фонотека; диски DVD, диски DVD– караоке -детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки); - коврики для выполнения упражнений; - мячи -форма и обувь для занятий (для занятий партером – коврик). МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕБарышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, Рольф Москва 2001г.-272с.) О.В.Узорова, Е. «Физкультурные минутки» (-М; Астрель, АСТ, Ермак Москва 2004г.-96с.) С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н Соковнина «Музыка и движение» (-М; Просвещение, 1984,- 288с.) Г.П. Гусев «Методика преподавания народного танца» (-М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-208с.) Н.А. Фомина «Сюжетно- ролевая ритмическая гимнастика» (-М.; Баласс, Изд. Дом РАО, 2005.-144с.) А.И. Буренина «Коммуникативные танцы- игры для детей» (-СПб.; Издательство «Музыкальная палитра», 2004.-36с.) А.Е. Чибрикова- Луговская «Ритмика» (Москва; Издательский до «Дрофа», 1998г.) Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Са-Фи-Дансе » (танцевально- игровая гимнастика для детей) ( Санкт- Петербург «Детство- пресс»2003г.) «Школа танцев для детей от 3- 14 лет» DVD-диск |