Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»
Тема: «Дружба»
4 класс
Коншу Елена Алексеевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Мельниковская СОШ»
2013
Тема: Дружба. Цель: формирование у младших школьников понятие «дружба», «друг», «дружеские отношения»;
ознакомление с понятием «служебные и добродетельные отношения». Задачи:
Обучающая:
- сформировать понятие дружбы;
Воспитывающая:
- учить видеть свои недостатки в поведении, уметь их исправлять;
Развивающая:
- развивать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам. Оборудование: учебник «Основы светской этики», М.: Просвещение, 2012,
памятки «План сочинения», «Синквейн», тест «Какой я друг», карточки с заданиями для групповой работы. Ход урока:
Организационный момент:
Цель: организовать внимание детей, настроить на эффективную работу в течении урока.
| Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
| Примечание
| Учащиеся называют слова (н-р: товарищ, приятель, знакомый, одноклассник и другие). Дети доказывают обоснованность своего выбора.
| -Прочитайте слово на доске. Назовите слова, с которыми у вас ассоциируется слово «дружба».
-Молодцы, надеюсь, что мы будем также дружно и плодотворно работать вместе на протяжении всего урока.
| Приём «Кластер»: на доске слово «дружба», детям предлагается назвать слова по данной теме. Выслушиваются все учащиеся.
| Опрос учащихся по заданному на дом материалу:
Цель: выявить уровень усвоения понятий «альтруизм», «эгоизм»; умение оценивать свои поступки и поступки других как альтруистические и эгоистические.
| Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
| Примечание
| Альтруизм- это нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.
Эгоизм- это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб другим или обществу.
Работа в группах. Выступления групп.
Мнения детей.
Формулировка вывода: группа работала организованно, слаженно, дружно.
| Продолжите высказывания:
Альтруизм- это…
Эгоизм- это…
Приведите примеры поступков людей.
Я предлагаю вам поработать в группах. Задание: оценить сказочных героев с точки зрения альтруизма и эгоизма.
Давайте посмотрим, как вам удалось вместе справиться с заданием.
Как вы думаете, в чем секрет успешной работы … группы?
|
Работа в группах постоянного состава организуется по заданиям, представленным в Приложении 1.
Акцент делается на слово «дружно»
| Изучение нового учебного материала.
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с понятиями «дружба», «дружеские отношения», «добродетельные отношения»; выявлению отличительных черт дружбы (избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия).
| Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
| Примечание
| Примеры ответов: друг, дружить, дружный и т.д.
Читают текст учебника.
Отвечают на вопросы, подтверждают словами из текста.
Работают в группах
| Давайте еще раз обратимся к слову на доске. Выделите в нем корень и подберите однокоренные слова.
На сегодняшнем уроке мы не только будем говорить о дружбе, но и постараемся выяснить, а умеете ли вы дружить и как научиться дружить.
Поработаем с текстом учебника на с.32-33.
- Как называются отношения между детьми и родителями?
- Как называются отношения между учителем и учениками, между одноклассниками?
-Как называются отношения между соседями?
- Какие отношения между соседями называются добрососедскими?
-На какой основе должны строиться все отношения между людьми?
- Что такое дружба?
- На чём основывается прочная дружба?
- Назовите черты дружбы?
- Как поступают настоящие друзья?
- Можно ли выбрать друга? Задание: Составьте памятку для тех, кто стремится стать хорошим другом «Правила дружбы». На доске составляется обобщенная памятка, например:
Не ссориться
Уступать
Не бояться просить прощение, если обидел друга
Быть вежливым
Не злиться
Не жадничать
Помогать другу
Быть честным
Быть внимательным
|
Текст читает учитель или подготовленный ученик.
Беседа по вопросам, выборочное чтение.
Детям раздают карточки, со словами из пословиц. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух.)
Группы формируем по составленной пословице. Выслушать мнение каждой группы.
| Закрепление учебного материала.
Цель: организовать деятельность учащихся по усвоению и закреплению нового учебного материала с опорой на жизненный опыт.
| Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
| Примечание
|
Анализируют ситуацию.
Формулируют вывод: не важен подарок, а дорога дружба.
Заканчивают определение Индивидуальная работа детей по памяткам
Читают синквейны вслух С помощью теста выполняют самоанализ
| Анализ ситуации.
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Чтение текста ситуации.
Сашу пригласил его любимый друг Иван на день рождения. Саша очень обрадовался, но тут же огорчился: где взять подарок? Ведь это его лучший друг, значит, и подарок должен быть самый лучший, самый дорогой. А мама утром говорила, что денег до зарплаты осталось совсем немного. Что же делать? Может быть, совсем не пойти, раз нет подарка?
Учитель выслушивает точки зрения учеников и вместе с ребятами анализирует их.
Итак, дружба - это..
Творческая работа
Можно ли поставить знак равно между добротой и дружбой?
- Я попрошу ответить вас на этот вопрос в форме творческой работы.
- Напишите синквейн на тему «дружба».
- Прочитайте свои синквейны. Тест «Какой я друг». При ответе «да» поставьте себе один балл.
Я благодарю вас за активную работу на уроке, думаю, что этот урок заставил вас задуматься о дружбе, о собственном представлении о дружбе.
|
Работа строится по памятке в Приложении 2.
Самоанализ Работа строится по тесту в Приложении 3
| Задание на дом
Цель: настроить учащихся на творческую самостоятельную работу.
| Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
| Примечание
|
| Напишите сочинение о своём друге, пользуясь планом. Обсудите его со своими близкими.
План сочинения.
Как я понимаю слово дружба.
Кто такой мой друг.
Почему я дружу с этим человеком.
Что даёт мне дружба.
Учитель: хочется закончить наш урок стихотворением:
Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить.
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.
| План сочинения раздается каждому ученику (Приложение 4)
|
Приложение 1. Соотнесите литературного героя с понятиями альтруизм и эгоизм. Соедините стрелками.
Золушка
|
Эгоизм
| Буратино
| Старик- Хоттабыч
| Лиса (сказка «Лиса и Журавль)
| Колобок
|
Альтруизм
| Ленивица
| Рукодельница
| Иван- царевич
|
Приложение 2.
Синквейн
Синквейн происходит от французского слова пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк:
- в первой строке - тема или объект называются одним словом (обычно существительным (Что?) - названием предмета;
вторая строка - описание двумя прилагательными - слово, обозначающее признак предмета (какая она?);
третья строка - описание действий объекта тремя словами (что делает?);
четвёртая строка - фраза из четырёх слов, характеризующая ваше отношение к теме (чувства, возникающие по её поводу);
пятая строка - синоним (слово близкое по значению) или, точнее, одно слово, выражающее самую суть темы.
Пример синквейна по теме «Солнце»:
Солнце. Большое, яркое. Светит, греет, радует. Солнце дарит свет и тепло. Звезда.
Приложение 3.
Тест «Какой я друг».
При ответе «да» поставьте себе один балл.
- Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс? - Приятно ли тебе называть одноклассников по имени? - Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника? - Если кого-то из ребят незаслуженно в чём-то обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника? - Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты согласишься? Сосчитайте количество баллов: 4-5 баллов - ты хороший друг. 3 балла – ещё немного присмотрись к себе, у тебя всё получится. 1-2 балла – всё зависит только от тебя, хочешь быть лучше – измени себя сам.
Приложение 4.
План сочинения.
Как я понимаю слово дружба.
Кто такой мой друг.
Почему я дружу с этим человеком.
Что даёт мне дружба.
|