Скачать 50.61 Kb.
|
ТЕМА: «Буква Ц ц, обозначение согласного твердого звука [ц]» ЦЕЛИ: Познакомить с новым согласным звуком [ц] и буквой Ц, ц; учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах; развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение. ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник «Русская азбука» (авт. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин; карточки со словами; цветик-семицветик с заданиями; таблица слов; плакат с алфавитом; карточки с буквой ц. ХОД УРОКА I. Организационный момент Долгожданный дан звонок Ну – ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? - Здравствуйте ребята! – Садитесь. II. Повторение изученного материала. - Отгадайте загадку. Кручусь, верчусь, и Мне не лень Вертеться даже целый день. (юла) - Ребята! Какая буква пишется в начале слова юла? - Какие звуки она обозначает ([й], [у].). - Где должна стоять буква Ю, чтобы она обозначала два звука? (В начале слова или после гласной.) - Прочитайте слова «люк», «юрта», «люди», «юрок». - В каких словах буква Ю обозначает два звука? Почему? (Юла, юркая, потому что буква Ю стоит в начале слова.) - Какую функцию выполняют гласные с остальных звуках? (Смягчают согласные.) Давайте немного поиграем и выясним, насколько вы внимательны.
III. Работа над новым материалом. а) Сегодня мы с вами будем изучать новую букву и новый звук. - Ваша задача – быть внимательными, терпеливыми, научиться читать слова с новой буквой! Эта буковка-цеплялка С хитрой, цепкой лапкой, «Подходит кому не жалко, Мигом оцарапаю». Вот какая буква Ц: С коготочком на конце. Коготок-царапка, Как кошачья лапка. Фонетическая разминка: - Как подзывают хозяйки цыплят? (Цып – цып) - Какой звук издает лошадка когда бежит? (Цок – цок) - Какой звук мы слышим в начале слов? ([ц].) Давайте произнесем ещё раз звук [ц] и попробуем охарактеризовать его. (Согласный, глухой, твердый, непарный.) - Отчего лошадка цокает? (Подкова даёт звук) - Ребята! А как называют человека, который подковывает лошадок? (Кузнец) б) Работа по книге. - Ребята, откроем учебник на странице 174-175. - Кто изображен на иллюстрации стр. 175? (Кузнецы) - А как вы догадались? (В руках кувалда, отбивают подкову.) - Рассмотрите звуковой разбор слова «кузнец». - Согласны ли вы с ним? - На какой звук в слове указывает треугольник? ([ц].) - Дайте ему характеристику? (Согласный, глухой, твердый, непарный.) Звук [Ц] на письме обозначается буквой Цц. (учитель показывает на доске) Буква Ц- Внизу крючок, Точно с краником бачок. Физкультминутка. -Где место для буквы Ц на ленте букв (Между буквами Х и Ч.) - Ребята, есть сосед у этой буквы на верхнем этаже на ленте букв? ( буква непарная). в) Чтение слогов и слов с буквой Ц. Чтение пословиц. - Ребята на странице 174 изображена иллюстрация на которой мы видим арену. - А кто изображен на арене цирка? (Клоуны, жонглёр, животные.) - Давайте составим предложение о цирке. - А сейчас мы прочитаем, что можно увидеть в цирке. - Откроем страницу 176. Чтение стих-я С.Я. Маршака «ЦИРК», учителем. ( чтение стих-я детьми) Жонглер – человек который одновременно бросает и ловит несколько предметов. IV. Закрепление пройденного материала. - Ребята, к нам на урок пришла волшебница. Чтобы узнать, что она принесла нужно вставить пропущенную букву в слова
- Какая буква потерялась? (Буква Ц) - Что получится, прочитайте. - На лепестках нашего цветика-семицветика записаны задания. Если мы их все выполним, то нас ждет сюрприз. Справимся? Учитель срывает лепесток. Волшебница предлагает отдохнуть! 1 задание: Физкультминутка Нежный маленький бутон, Светнут туго-туго он. (Дети приседают и «закрываются») Солнце луч ему протянет, И бутон гвоздикой станет. (Встают на носочки и вытягивают руки вверх.) 2 задание: составьте слово, используя первые буквы слов: цыпленок, аист, парус, ласточка, яхта. На доске появляется рисунок цапли: - Какое слово здесь спряталось? (Получилось слово цапля.) 3 задание: продолжи фразу. Цы-цы-цы – на столе … (ножницы) Ци-ци-ци – мы писали … (цифры) Что вы заметили? - В слове ножницы после ц стоит буква ы, в слове цифры после ц – буква и, но звук [ц] звучит твердо. - Звук [ц] всегда твердый. 4 задание: «Доскажите словечко». Все мои подружки – В камышах лягушки. А сама лягушкой быть Не хочу ни капли, Потому что лучше жить На болоте… (цаплей) Страница 178 стих-е (чтение детьми). 5 задание: Отгадайте загадку. Зовут меня люди Царицей цветов За цвет и за запах Моих лепестков. (роза) 6 задание: Прочитайте текст. Царица цветов И по красоте, и по запаху розу называют царицей цветов. Она растет на кустах. Корни у розового куста длинные, прямые. Коричневый ствол и зеленые молодые побеги покрыты шипами. Цветы розы бывают белые, пунцовые, розовые, желтые, но всегда одного цвета. (К. Ушинский) Как называется рассказ? Почему розу называют царицей цветов? 7 задание: На седьмом лепестке - сюрприз: сказка «Цыпленок Цып». Послушайте сказку и запомните слова со звуком [ц]. Цыпленок Цып. Итог урока. - С каким новым звуком и новой буквой вы познакомились на уроке? - Дайте характеристику звуку [ц]. |