Скачать 129.25 Kb.
|
Диалог двух мам «Играем в жизнь» – Я не умею играть с детьми, – призналась однажды мама двух девочек-погодок, – а играть вдвоем у дочек еще не очень хорошо получается. Лото, пазлы, занятия по развивающим пособиям – это легко. Но дети просят играть в зайчиков, воображать, что мы пираты или принцессы. А я никак не могу придумать что-то интересное, получается скучно. – А если ничего не придумывать, – а поиграть в знакомые жизненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день: ходим в магазин, поликлинику, принимаем гостей, путешествуем, сдаем вещи в ремонт. Уважаемые родители! Мы предлагаем вам серию сценариев сюжетно-ролевых игр, в которые можно играть всей семьей и никакого «велосипеда» при этом не изобретать. Героями игр могут быть члены семьи, а могут – игрушки, за которых говорят взрослые и дети. Игровым реквизитом может выступать любая вещь, имеющаяся в доме. Для развития воображения даже лучше, если предметы-заместители исполнят роль подлинных вещей (палочка станет термометром, маленькие листочки – деньгами, а обувная коробка – кассой). Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» Что нужно: фигурки на роль детей, родителей, воспитателя, помощника воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др. Что делать: проиграть традиционный день в саду. Родители приводят детей в группу, дети снимают верхнюю одежду и переобуваются, прощаются с родителями. Затем малыши идут на зарядку, завтракают, воспитатель проводит с ними занятия и организует игры. После второго завтрака все идут на прогулку. И далее игра идет по установленному режиму дня: обед, тихий час, полдник, игры, вечерняя прогулка и встреча родителей. Почему это здорово: игра способствует адаптации ребенка к детскому саду, дает представление о режиме дня. Для детей, которые уже привыкли к садику, это возможность рассказать родителям, что происходит, пока вы не видитесь. Именно в игре вы услышите, как разговаривают воспитатели, как общаются между собой дети, какие возникают сложные ситуации и поможете решить эти проблемы в игровой форме. И главное даже не то, что сюжетно-ролевые игры чему-то учат детей, хотя это тоже важно. Самое главное – восторг от простой игры и возможность весело провести время всей семьей. Творческая группа педагогов детского сада «Росинка» Памятка для родителей Играем в жизнь Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» Выпуск № 1 Сюжетно-ролевая игра «Гости» Что нужно: набор посуды и столовых приборов, продукты, игрушки-гости. Что делать: ребенок по телефону приглашает гостей на обед, назначает время и приступает к приготовлению первого, второго и десерта. Красиво сервирует стол, рассаживает гостей, поддерживает беседу, меняет блюда. Гости, пообедав, благодарят хозяина за вкусную еду и прощаются. Почему это здорово: дети учатся гостеприимству, сервировке стола и дружелюбному отношению к другим людям. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Что нужно: куклы, мягкие игрушки, коляска для прогулок, ванночка, предметы домашнего обихода. Что делать: «мама» кормит, купает, причесывает, водит на прогулку своего «малыша». Родитель может побудить ребенка разговаривать от лица куклы, одушевлять ее, говорить, что малыш проголодался или ему пора спать, давай начнем его укладывать. Также в силах родителей вносить разнообразие в игру, предлагая новые ситуации: у малыша заболело горло, давай сводим его к доктору или он не может уснуть, споем ему песенку. Почему это здорово: ребенок учится заботиться о ком-то, перенимает родительские привычки, получает знания об элементарных навыках ухода за малышами. Сюжетно-ролевая игра «Школа» Что нужно: парты (кубики), доска (лист бумаги), фигурки, исполняющие роли учеников и учителя, тетради, письменные принадлежности. Что делать: звенит звонок, учитель проводит несколько простых уроков: математика, рисование, чтение, физкультура. На каждый урок отводится пять минут. Между уроками устраивается перемена, во время которой дети общаются друг с другом и играют в игры. Почему это здорово: многие дети хотят поскорее вырасти, чтобы пойти в школу. Эта игра позволит им почувствовать себя немножко старше и даст им представление о школьном распорядке дня. Расскажет, как важно умение слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания учителя. Покажет, как работать в коллективе и заводить дружбу. И главное даже не то, что сюжетно-ролевые игры чему-то учат детей, хотя это тоже важно. Самое главное – восторг от простой игры и возможность весело провести время всей семьей. Творческая группа педагогов детского сада «Росинка» Памятка для родителей Играем в жизнь Сюжетно-ролевые игры «Гости», «Дочки-матери», «Школа» Выпуск № 2 Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Что нужно: витрина (строится из кубиков или лего-деталей), продукты (набор пластиковых муляжей, продукты, вырезанные из цветной бумаги или слепленные из пластилина), фигурки кассира, грузчиков, продавцов, покупателей, бумажные деньги, ценники. Что делать: грузчик выгружает товар, привезенный в магазин. Продавец аккуратно раскладывает товар на витрине и расставляет ценники. Покупатель приходит в магазин, выбирает продукты, складывает их в тележку, выгружает продукты на ленту. Кассир считывает штрих-код, называет сумму покупок, берет деньги у покупателя, выдает ему сдачу и чек. Почему это здорово: дети учатся считать, вести себя в общественном месте и разбираться в процессе покупки. Сюжетно-ролевая игра «Врач» Что нужно: игрушки-пациенты, фонендоскоп, градусник, флаконы от лекарств, шприц без иглы, бинт, карточки пациентов, любые безопасные предметы, которые могут выполнять роль заместителей больничного инвентаря. Что делать: открывается лесная больница, образовывается очередь из плюшевых зверей к доктору. Врач выслушивает жалобы, задает вопросы, смотрит горло, слушает больного фонендоскопом, проводит лечение или выписывает рецепт. Почему это здорово: дети узнают о профессии врача, а чем больше знаний – тем меньше страха перед походом в поликлинику. Также они учатся быть отзывчивыми, заботиться о том, кто плохо себя чувствует. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» Что нужно: зеркало, игрушечные ножницы, куклы, флаконы из-под косметики, расчески, фен, заколки и бантики. Что делать: парикмахер накрывает спину клиента полотенцем, моет ему голову, расчесывает волосы, делает стрижку, сушит волосы феном, делает прически с помощью заколок и бантиков. Почему это здорово: дети узнают о профессии парикмахера, учатся вежливо благодарить за услугу, которую им оказали и, конечно, учатся наводить красоту. И главное даже не то, что сюжетно-ролевые игры чему-то учат детей, хотя это тоже важно. Самое главное – восторг от простой игры и возможность весело провести время всей семьей. Творческая группа педагогов детского сада «Росинка» Памятка для родителей Играем в жизнь Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Врач», «Парикмахерская» Выпуск № 3 Сюжетно-ролевая игра «Цирк» Что нужно: арена цирка (круглый поднос, картонный круг), фигурки зрителей, животных и цирковых артистов. Что делать: зритель покупает билет, приходит в цирк, занимает место, указанное в билете. Ведущий объявляет номера программы. Начинается представление: гимнасты кувыркаются, обезьянки ездят верхом на лошадях, мишка катается на велосипеде. Зрители аплодируют артистам. В антракте они прогуливаются по цирку, фотографируются, покупают в буфете что-нибудь вкусное. Почему это здорово: с помощью игры можно подготовить детей к посещению цирка в первый раз, вызвать интерес к этому виду искусства и к работе цирковых артистов. Сюжетно-ролевая игра «Дракон и принцесса» Что нужно: щит и меч, место замка принцессы, место пещеры дракона. Что делать: дракон нападает на принцессу и уносит ее к себе в пещеру. Рыцарь спасает принцессу, но сначала он должен узнать, чего боится дракон: меча, огня, воды, щекотки… Почему это здорово: это активная игра, играть в нее можно и нужно на улице, дети бегают, двигаются, шумят и выдумывают разные способы, как справиться с драконом. Сюжетно-ролевая игра «Сказка» Что нужно: фигурки персонажей, сделанные из любого материала. Что делать: проиграть от начала до конца сюжет полюбившейся ребенку сказки. Почему это здорово: в сказки можно начинать играть с самыми маленькими, годовалыми малышами, в это время они уже узнают многих зверей, а ваши меняющиеся интонации помогут детям без труда выучить, как говорит тот или иной зверь. Плюс сценарий у вас всегда под рукой, а точнее – в книге. И главное даже не то, что сюжетно-ролевые игры чему-то учат детей, хотя это тоже важно. Самое главное – восторг от простой игры и возможность весело провести время всей семьей. Творческая группа педагогов детского сада «Росинка» Памятка для родителей Играем в жизнь Сюжетно-ролевые игры «Цирк», «Дракон и принцесса», «Сказка» Выпуск № 4 Сюжетно-ролевая игра «Стройка» Что нужно: строительная техника различного назначения, фигурки строителей, кубики. Что делать: строить дом. Экскаватор выкапывает котлован для фундамента, бульдозер выравнивает площадку, фундамент заливается бетоном, строители по кирпичику возводят новый дом. Почему это здорово: ребенок получает знания о процессе строительства, узнает, для чего нужны разные машины, видит готовый результат. Сюжетно-ролевая игра «Аэропорт» Что нужно: игрушечные самолеты, помещение аэровокзала, фигурки работников аэропорта, стюардессы, пассажиров. Что делать: пассажиры приезжают в здание аэровокзала. Регистрируют и сдают багаж, показывают билеты, проходят через металлоискатель, отправляются в зал ожидания, а затем приглашаются в салон самолета. Пассажиры пристегиваются, самолет взлетает, во время полета стюардесса приносит напитки и еду. После посадки и выхода из самолета пассажиры получают багаж в здании аэропорта. Почему это здорово: дети знакомятся с ходом воздушного путешествия, что особенно актуально перед предстоящим полетом. Во время игры можно проиграть возможные ситуации и способы их решения: закладывает уши – нужно попить воду или пососать леденец, хочется в туалет – нужно пройти в конец салона. Сюжетно-ролевая игра «Почта» Что нужно: газеты, журналы, конверты, посылки, сумка почтальона, «дом» из нескольких квартир. Что делать: работники почты сортируют корреспонденцию по номерам квартир. Почтальон кладет газеты и письма в сумку, заходит в нужный дом и раскладывает почту по ящикам. Если есть письмо или бандероль, почтальон звонит в дверь, уточняет имя и фамилию получателя, просит расписаться в уведомлении и отдает письмо или посылку. Почему это здорово: дети узнают о профессии почтальона, учатся сортировать предметы. И главное даже не то, что сюжетно-ролевые игры чему-то учат детей, хотя это тоже важно. Самое главное – восторг от простой игры и возможность весело провести время всей семьей. Творческая группа педагогов детского сада «Росинка» Памятка для родителей Играем в жизнь Сюжетно-ролевые игры «Стройка», «Аэропорт», «Почта» Выпуск № 5 Сюжетно-ролевая игра «Автобус» Что нужно: стулья, руль, игрушки-пассажиры. Что делать: из стульев строится ряд сидений, распределяются роли водителя и пассажиров. Водитель объявляет остановку, в салон входят новые пассажиры, платят контролеру за проезд, получают билет, на нужной остановке выходят из автобуса. Почему это здорово: ребенок получает понятие о езде в общественном транспорте, может меняться ролями и играть то водителя, то пассажира, во время поездки запоминаются разные географические названия. Сюжетно-ролевая игра «Мастерская» Что нужно: игрушечный или, что еще лучше, настоящий набор инструментов. Что делать: чинить любую поломку в доме (воображаемую или настоящую), отвозить игрушечные машины в автосервис. Почему это здорово: ребенок учится исправлять ошибки, налаживать сломанные вещи, овладевает навыками обращения с инструментами. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автомобиле» Для игры понадобятся: Большая коробка из-под телевизора (на каждого ребенка). Также – водительское удостоверение; печать; разные предметы бросового материала, из которых можно соорудить медпункт, автозаправочную станцию. Для этого можно использовать коробки, пластмассовые бутылки, провода, аптечку. Главным в игре является сооружение макета автомобиля, который надевается на ребенка. В днище коробки вырезается круглое отверстие для головы шофера. По бокам коробки вырезаются колеса и приклеиваются к коробке. Получается «бегающий автомобиль». После изготовления макетов автомобилей разворачиваются игровые действия. Ребёнок испытывает автомобиль и вживается в свою новую роль. Затем рождаются сюжеты игр. Возникают заправочные станции, случаются аварии, на помощь спешат пожарные машины и машины «скорой помощи». Автомобилист определяет для себя маршрут, владелец печати становится контролером и кондуктором, а владелец милицейского жезла становится полицейским. И главное даже не то, что сюжетно-ролевые игры чему-то учат детей, хотя это тоже важно. Самое главное – восторг от простой игры и возможность весело провести время всей семьей. Творческая группа педагогов детского сада «Росинка» Памятка для родителей Играем в жизнь Сюжетно-ролевые игры «Автобус», «Мастерская», «Путешествие на автомобиле» Выпуск № 6 |