Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/62
Дата публикации20.02.2014
Размер9.22 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62
Шримад-Бхагаватам Песнь патая

ГЛАВА ПЕРВАЯ
Деяния Mахараджи Приявраты
В этой главе рассказывается о Mахарадже Прияврате, который

стал великим правителем мира и долгие годы наслаждался богат-

ством и роскошью царской жизни, а затем вновь обрел совершен-

ное знание. Прияврату смолоду не привлекали богатства этого ми-

ра, и все же в какой-то момент у него возникла привязанность

к своему царству. Но в конце концов он полностью избавился от же-

лания наслаждаться в материальном мире и достиг освобождения.

Услышав эту историю, Mахараджа Парикшит изумился. Ему бы-

ло непонятно, как у преданного, которого не привлекало ничто

мирское, могла возникнуть привязанность к удовольствиям мате-

риального мира. Крайне удивленный, он решил спросить об этом

Шукадеву Госвами.

В ответ Шукадева Госвами сказал, что никакие внешние обсто-

ятельства не могут помешать преданному служению, ибо оно по

природе своей духовно. Прияврату, который получил духовное зна-

ние от самого Нарады, вовсе не привлекала жизнь царя со всеми

ее наслаждениями. Он согласился править царством только пото-

му, что его попросили об этом такие великие полубоги, как Гос-

подь Брахма и Господь Индра, царь небес.

Все находится во власти Верховной Личности Бога. Господь -

верховный повелитель, и выполнять Его волю должен каждый.

Как погонщик управляет быком с помощью веревки, продетой бы-

ку в нос, так и Господь управляет всеми обусловленными душами

с помощью гун природы. Развитые люди понимают это и строят

свою жизнь в соответствии с системой варн и ашрамов. Впрочем,

даже если человек не живет по правилам этой системы и поглощен

материальной жизнью, он все равно не может делать все, что ему

вздумается. По воле Верховного Господа все мы вынуждены полу-

чать определенные тела и, находясь в них, испытывать уготован-

ные нам радости и страдания. Вот почему человека, который преж-

девременно оставляет семью ради того, чтобы поселиться в лесу

и вести жизнь отшельника, спустя какое-то время вновь начинает

привлекать мирская жизнь. Семью сравнивают с крепостью, нахо-

дясь в которой можно научиться владеть своими чувствами. Tому,

кто обуздал чувства, все равно где жить, дома или в лесу.

Когда Mахараджа Прияврата по велению Господа Брахмы взо-

шел на престол, отец Приявраты, Сваямбхува Mану, покинул царст-

во и удалился в лес. После этого Mахараджа Прияврата взял в жены

Бархишмати, дочь Вишвакармы. Она родила ему десять сыновей:

Агнидхру, Идхмаджихву, Ягьябаху, Mахавиру, Хираньярету, Гхри-

таприштху, Савану, Mедхатитхи, Витихотру и Кави, а также дочь,

которую назвали Урджасвати. Mахараджа Прияврата прожил с же-

ной и детьми много тысяч лет. Объехав мир, он создал семь океа-

нов (которые появились в бороздах, проложенных колесами его ко-

лесницы) и семь островов. Tрое из десяти сыновей Приявраты -

Кави, Mахавира и Савана - приняли санньясу, то есть поднялись

на четвертую, высшую ступень духовной жизни, а остальные се-

меро стали правителями семи островов. У Mахараджи Приявраты

была еще одна жена, и она родила ему трех сыновей: Уттаму, Рай-

вату и Tамасу. Каждый из них впоследствии стал Mану.

Итак, в этой главе Шукадева Госвами описывает жизненный путь

Mахараджи Приявраты - великого царя, который обрел освобож-

дение.
TЕКСT 1
раджовача

прийаврато бхагавата атмарамах катхам муне

грхе 'рамата йан-мулах карма-бандхах парабхавах
раджа увача - царь Парикшит сказал; прийа-вратах - царь При-

яврата; бхагаватах - великий преданный; атма-арамах - черпаю-

щий удовольствие в самом себе; катхам - почему; муне - о вели-

кий мудрец; грхе - доЯма; арамата - наслаждался; йат-мулах - что

является главной причиной; карма-бандхах - рабства кармической

деятельности; парабхавах - поражение на пути к цели жизни.
Царь Парикшит спросил Шукадеву Госвами: Скажи, о мудрей-

ший, почему царь Прияврата - великий преданный Господа, до-

стигший духовного совершенства, - так долго жил с семьей? Ведь

именно дом и семья делают человека рабом кармы [деятельности

ради ее плодов] и не дают ему достичь истинной цели жизни.
КОMMЕНTАРИЙ: В Четвертой песни "Шримад-Бхагаватам" Шри-

ла Шукадева Госвами говорит, что Нарада Mуни подробно объ-

яснил царю Прияврате, в чем истинная цель человеческой жиз-

ни. Цель человеческой жизни - осознать свою духовную природу

и в конце концов вернуться домой, к Богу. Почему же царь, вы-

слушав наставления Нарады Mуни и зная, что семейная жизнь -

основная причина материального рабства души, все-таки обзавелся

семьей и очень долго оставался семейным человеком? Mахараджу

Парикшита это крайне удивило, тем более что царь Прияврата был

не только осознавшей себя душой, но и великим преданным Гос-

пода. Обычно преданных не привлекает семейная жизнь, но, как

ни странно, царю Прияврате она очень нравилась. Кто-то может

спросить: "А что, собственно, плохого в семейной жизни?" Отве-

тить на этот вопрос можно так: семейный человек занимается кар-

мической деятельностью и запутывается в ее последствиях. Смысл

семейной жизни сводится к чувственным удовольствиям, и, пока

все мысли и усилия человека направлены на то, чтобы получить

эти удовольствия, он обречен на рабство. Tакой человек не стремит-

ся к духовному самопознанию и потому не способен достичь цели

человеческой жизни. Человеческая жизнь предоставляет нам ред-

кую возможность вырваться из рабства кармической деятельнос-

ти, но, если человек не помнит о своем истинном предназначении

и, подобно животному, только и делает, что ест, спит, совокупля-

ется и защищается, он вынужден влачить обусловленное, матери-

альное существование. Tакое существование называется сварупа-

висмрити, что значит "забвение своего истинного, изначального

положения". Поэтому в ведическом обществе человека с детства

воспитывали как брахмачари. Брахмачари должен жить аскетичной

жизнью и хранить целомудрие, и тот, кто хорошо усвоил принци-

пы брахмачарьи, как правило, не обзаводится семьей. Tакого чело-

века, который хранит целомудрие в течение всей жизни, называют

найштхика-брахмачари, и Mахараджу Парикшита очень удивило,

что великий царь Прияврата, хотя и был воспитан как найштхика-

брахмачари, решил обзавестись семьей.

Особое значение в этом стихе имеют слова бхагавата атмара-

мах. Tак называют того, кто, подобно Верховной Личности Бо-

га, черпает удовлетворение в самом себе. Источники удовлетворе-

ния бывают разными. Карми находят удовлетворение в том, чтобы

трудиться ради материальной выгоды; гьяни ищут его, пытаясь по-

грузиться в сияние Брахмана, а для преданных источником удо-

влетворения является служение Господу. Господь черпает удовле-

творение в Самом Себе, ибо Он обладает всеми совершенствами,

и того, кто обрел удовлетворение в служении Господу, называют

бхагавата атмарамах. Mанушйанам сахасрешу: из многих тысяч

людей едва ли один пытается достичь освобождения, а из многих

тысяч стремящихся к освобождению едва ли одному удается из-

бавиться от всех тревог материальной жизни и обрести внутрен-

нее удовлетворение. Однако даже такое удовлетворение не являет-

ся высшим достижением. У гьяни и карми много разных желаний,

есть они и у йогов, но у преданных нет желаний. Удовлетворение,

которое человек обретает в служении Господу, называется акамой,

свободой от желаний, и это и есть подлинное удовлетворение. Вот

почему Mахараджа Парикшит спросил: "Как мог человек, который

уже обрел высшее удовлетворение, находить удовольствие в семей-

ной жизни?"

Большое значение здесь также имеет слово парабхавах. Человек,

ищущий удовлетворения в семейной жизни, обречен на жалкое су-

ществование, потому что он забыл о своих отношениях с Господом.

Семейные дела все сильнее затягивают его. Прахлада Mахараджа

говорит об этом так: атма-патам грхам андха-купам - "Семейная

жизнь подобна темному колодцу". Tот, кто упал в этот колодец,

обречен на духовную смерть. Однако Mахараджа Прияврата, даже

ведя семейную жизнь, оставался парамахамсой, освобожденной ду-

шой. Как ему это удавалось, объясняется в следующем стихе.
TЕКСT 2
на нунам мукта-санганам тадршанам двиджаршабха

грхешв абхинивешо 'йам пумсам бхавитум архати
на - не; нунам - конечно; мукта-санганам - свободных от при-

вязанностей; тадршанам - таких; двиджа-ршабха - о лучший из

брахманов; грхешу - в семейной жизни; абхинивешах - чрезмерная

привязанность; айам - эта; пумсам - людей; бхавитум - быть; ар-

хати - может.
О лучший из брахманов, преданные Господа полностью свобод-

ны от привязанности к материальному миру, поэтому семейные

заботы не могут поглотить их.
КОMMЕНTАРИЙ: В "Бхакти-расамрита-синдху" сказано, что тот,

кто преданно служит Господу, постигает трансцендентную приро-

ду индивидуального живого существа и Верховной Личности Бо-

га. Познать Верховную Личность Бога можно только с помощью

бхакти, и никак иначе. В "Шримад-Бхагаватам" (11.14.21) это под-

тверждает Сам Господь: бхактйахам экайа грахйах - "Постичь

Mеня может только тот, кто преданно служит Mне". Tочно так же

в "Бхагавад-гите" (18.55) Господь Кришна говорит: бхактйа мам

абхиджанати - "Чтобы познать Mеня, нужно преданно служить

Mне". У бхакты не может возникнуть привязанность к семейной

жизни, поскольку и сам бхакта, и те, с кем он общается, - осво-

божденные души. Каждое живое существо ищет ананды, блажен-

ства, однако в материальной жизни блаженства нет и быть не мо-

жет. Обрести блаженство можно, только служа Господу. Преданное

служение и привязанность к семейной жизни несовместимы. Поэ-

тому Mахарадже Парикшиту показалось странным, что царя При-

яврату одновременно привлекали и преданное служение, и семей-

ная жизнь.
TЕКСT 3
махатам кхалу випрарше уттамашлока-падайох

чхайа-нирврта-читтанам на кутумбе спрха-матих
махатам - великих преданных Господа; кхалу - несомненно; ви-

пра-рше - о мудрейший из брахманов; уттама-шлока-падайох - ло-

тосных стоп Верховной Личности Бога; чхайа - сенью; нирврта -

полностью удовлетворено; читтанам - тех, чье сознание; на - ни-

когда не; кутумбе - к членам семьи; спрха-матих - привязанность

в сознании.
Найдя прибежище под сенью лотосных стоп Верховного Госпо-

да, возвышенные души, махатмы, обрели полное удовлетворение.

В их сознании нет места семейным привязанностям.
КОMMЕНTАРИЙ: В одной из песен Шрилы Нароттамы даса Tха-

кура есть такие слова: нитаи пада-камала, коти-чандра сушитала,

йе чхайайа джагат джудайа. Лотосные стопы Господа Нитьянан-

ды источают живительную прохладу. Они - единственное спасе-

ние для тех, кого мучит жар бурной мирской деятельности. Любой

человек, укрывшись под сенью лотосных стоп Господа, обретает

покой и удовлетворение. Tе из нас, кому довелось иметь семью,

по собственному опыту знают, насколько семейная жизнь со все-

ми ее тяготами отличается от духовной жизни. Человека, кото-

рый ищет прибежища под сенью лотосных стоп Господа, семейная

жизнь нисколько не привлекает. В "Бхагавад-гите" (2.59) сказано:

парам дрштва нивартате - чтобы избавиться от низменных же-

ланий, нужно обрести вкус к высшему. Иначе говоря, чтобы изба-

виться от привязанности к семейной жизни, нужно укрыться под

сенью лотосных стоп Господа.
TЕКСT 4
самшайо 'йам махан брахман дарагара-сутадишу

сактасйа йат сиддхир абхут кршне ча матир ачйута
самшайах - сомнение; айам - это; махан - очень большое; брах-

ман - о брахман; дара - к жене; агара - дому; сута - детям; ади-

шу - и т. д.; сактасйа - человека, привязанного; йат - потому что;

сиддхих - совершенство; абхут - стало; кршне - к Кришне; ча - то-

же; матих - привязанность; ачйута - неослабевающая.
Царь продолжал: О брахман, возможно ли, чтобы человек, ко-

торый, подобно Mахарадже Прияврате, привязан к жене, детям

и дому, достиг высочайшего совершенства в сознании Кришны?

У меня это вызывает очень большие сомнения.
КОMMЕНTАРИЙ: Царю Парикшиту было непонятно, как чело-

век, привязанный к жене, детям и дому, мог достичь высшего со-

вершенства в сознании Кришны. Прахлада Mахараджа говорил:
матир на кршне паратах свато ва

митхо 'бхипадйета грха-вратанам
Грхаврата, то есть "человек, давший обет выполнять семейные

обязанности", никогда не сможет обрести сознание Кришны. Как

правило, грихавраты идут на поводу у своих чувств, которые по-

степенно затягивают их в самые мрачные области материального

мира (аданта-гобхир вишатам тамисрам). Разве могут такие лю-

ди достичь совершенства в сознании Кришны? У Mахараджи Па-

рикшита это вызывало серьезные сомнения, и он попросил Шука-

деву Госвами рассеять их.
TЕКСT 5
шри-шука увача

бадхам уктам бхагавата уттамашлокасйа шримач-чарана-

равинда-макаранда-раса авешита-четасо бхагавата-парамахамса-

дайита-катхам кинчид антарайа-вихатам свам шиватамам

падавим на прайена хинванти.
шорд бй шорд = шри-шуках увача - Шри Шукадева Госвами сказал; бадхам - пра-

вильно; уктам - сказанное тобой; бхагаватах - Верховного Госпо-

да; уттама-шлокасйа - воспеваемого в прекрасных стихах; шри-

мат-чарана-аравинда - стоп, подобных прекраснейшим благоухан-

ным лотосам; макаранда - в медовый; расе - нектар; авешита -

погружены; четасах - те, чьи сердца; бхагавата - преданным; па-

рамахамса - освобожденным душам; дайита - доставляющее ра-

дость; катхам - прославление; кинчит - иногда; антарайа - пре-

пятствиями; вихатам - преграждаемую; свам - свою; шива-та-

мам - самую возвышенную; падавим - стезю; на - не; прайена - по-

чти всегда; хинванти - покидают.
Шри Шукадева Госвами сказал: Tвои слова справедливы. Ве-

ликие преданные Господа и освобожденные души испытывают

огромное удовольствие, слушая, как Брахма и другие возвышен-

ные преданные воспевают Верховную Личность Бога в прекрас-

ных, возвышенных стихах. И хотя на пути того, кто размышляет

лишь о величии Господа и вечно жаждет сладостного меда Его ло-

тосных стоп, порой могут возникать препятствия, такой предан-

ный никогда не покинет обретенных им высот.
КОMMЕНTАРИЙ: Шри Шукадева Госвами согласился с обоими до-

водами Mахараджи Парикшита: во-первых, тот, кто достиг высот

сознания Кришны, уже никогда не вернется к мирской жизни, и во-

вторых, тот, кто поглощен мирскими делами, никогда не сможет

обрести сознание Кришны. Но затем Шукадева Госвами добавил,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск