Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 130.98 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.03.2014
Размер130.98 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Урок “ МИР АСТРОНОМИИ”

Обобщение изученного материала 5 класс

Задачи урока:

1. Образовательно-развивающие:

    1. Применение опорных понятий: галактика, вселенная, планеты, небес­ные тела, созвездия, солнечная система, метеор.

    2. Развитие умений оперировать понятиями:

а - выявлять существенные признаки и определять содержание поня­тий,

б - деление понятий,

в - ограничение и обобщение понятий,

г — составление логических цепочек, древа Порфирия.

- воспитательные задачи:

формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий:

- общее - особенное - частное (например, вселенная - Солнечная сис­тема -Земля)

- единство - многообразие (например, планеты, Земная группа, планеты-гиганты)

- сущность - явление (например, метеор - световое явление ...)

Тип урока: обобщение знаний.

Методы обучения: диалектический, связанный со словесно - догматическим и словесно — наглядным.

По источнику знаний: словесный, наглядный, практический.

По характеру деятельности учащихся: частично- поисковый.

По характеру деятельности учителя: проблемный.

Оборудование:

- на столах учащихся: командная маршрутная карта, индивидуальные карты полета, в папке - карточки с понятиями, комплект табличек с цифрами от 1 до 5.

- на столе учителя: карточки с понятиями, глобус, магниты.

- на доске: таблицы по астрономии, три ряда карточек с понятиями:

Астрономия


Вселенная

Галактика

Солнечная система




Планета

Земная группа

Планеты – гиганты




Астероид

Комета

Метеор




Метеорит

Созвездие

Звезда





Класс поделен на три команды. Присутствующие на уроке учителя школы си­дят в конце класса за расставленными лентами столами. Это импровизирован­ный Центр наблюдения за полетом.

Технические средства обучения: магнитофон, аудиозаписи со звуками планет,

звуками природы, песней “ Я - Земля”.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1 .Сегодня мы заканчиваем изучение темы “ Мир астрономии”. Мы неплохо потруди­лись, а сегодня немного поиграем и вспом­ним, что вы узнали по этой теме. Предлагаю поиграть в игру” Космическое путешествие”. Ваши команды превратятся в космические экипажи, а кабинет мы раз­делим на три основные зоны действия: кос­мические экипажи будут находиться в кос­мических кораблях на орбите, перед косми­ческими кораблями простирается космиче­ское пространство, а на Земле за космиче­скими кораблями расположился Центр на­блюдения за полетом. Итак, экипажи выбирают себе командиров. А должность руководителя полета вы, ду­маю, доверите мне. Согласны? Командирам получить маршрутные карты полета. У вас в папочках общая карта поле­та и индивидуальные. Общую карту полета заполняет командир, а индивидуальные –каждый из вас за каждый правильный от­вет ставит себе 1 балл. На отметку “5” надо набрать 10 баллов, на “4” — 8 - 9 баллов, на “3” - 6 — 7 баллов. Заполните маршрутные карты.



2. Не зевай по сторонам,

Ты сегодня - космонавт,

Начинаем тренировку,

Чтобы умным стать и ловким.

Чтобы между экипажами хорошо была на­лажена связь, чтобы мы понимали друг друга с полуслова, давайте раскроим со­держание понятий на доске.

Учащиеся, которые вперед поднимут руку, зачитывают понятия, раскрывают его содер­жание, за правильные ответы ставят баллы в карте полета.

3. Прежде, чем отправиться в полет, давайте вспомним общие методы исследования природы.

Молодцы, а теперь назовите приборы- кото­рые использовались и используются в астрономии.

Команды по очереди называют наблюдение, опыт, эксперимент, измерение.
Команды по очереди называют гномон, аст­ролябия, астрономический жезл, те

лескоп, радиотелескоп, радиолокатор и др.

4. Предполетная подготовка закон­чена.

Дружно встали, по ступенькам под­нялись, дружно руки вверх подняли, потянулись, помахали, улыбнулись, дружно сели. Пошло время отсчета. Ваш полет будет продолжаться чуть более 40 минут, это почти в 2, 5 раза быстрее, чем первый полет Юрия Гагарина, но это все-таки полет. Вас пришли проводить в полет руководитель Центра полетов директор школы Ва­сильева Г.И., научный консультант (заместитель директора по науке) Шнуренко И.А., главный астроном Центра (учитель астрономии) Монастырная Л.А., главный конструктор (учитель черчения) Голубкова Н.В. и другие сотрудники центра. Слово для пожеланий предоставляется ру­ководителю центра.

Ребята выполняют команды учителя, делают небольшую физпаузу. 'Гак как урок откры­тый впервые в этом классе, то для снятия на­пряжения идет представление присутствую­щих как участников игры.

5. Звучат слова песни “ Я Земля, я своих провожаю питомцев, сыновей, дочерей, долетайте до самого солнца, и домой возвращайтесь скорей”. Сначала нам предлагают лететь к Солн­цу, но надо определить, где же Солнце. Ведь этот полет проходит не только в пространстве, но и во времени. В разное время разные ученые строили свои системы мира: это Аристотель, Птолемей, Аристарх Самосский, Копер­ник и др. Командиры экипажей, подой­дите ко мне, вытяните билетик с фами­лией ученого. За одну минуту, посове­щавшись с командой, вы должны дать ответ: где располагалась звезда Солнце в системе мира этого ученого, как называ­лась эта система.


Аристотель – геоцентрическая, в центре не­подвижная Земля, вокруг которой вращают­ся сферы с неподвижно закрепленными пла­нетами, Луной, Солнцем, Солнце на 4 орби­те.

Клавдий Птолемей – геоцентрическая, в центре неподвижная Земля, вокруг которой вращаются планеты. Луна, Солнце. Каждая планета так же вращается вокруг некоторой точки.

Николай Коперник – гелиоцентрическая, в центре - Солнце, а Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца и своих осей.

6. Нa доске прикрепляю карточки с фами­лиями ученых 1. Галлилей, 2. Пифагор, 3. Самосский, 4. Аристотель, 5 Коперник. Используя таблички с цифрами, команды должны поднять табличку с номером пра­вильного ответа на мой вопрос:

Кто предположил первым, что Земля шар?

Кто изобрел и первым направил телескоп в звездное небо?


Кто является создателем первой системы мира, центром которой было Солнце?




Учащиеся поднимают таблички на первый вопрос - 2, на второй – 1,

на третий - 3.

7. Теперь мы повторили, где находится Солнце, поэтому вам легче будет выполнять следующее задание. Раз в 84 года происходит парад планет, когда они выстраиваются на одной линии. Давайте и мы устроим сейчас такой парад. У вас в папочках

находятся карточки с названиями планет, достаньте их, пожалуйста. Каждый из вас будет представлять какую-нибудь планету. Вот у нас на доске Солнце (прикрепляю рисунок Солнца), расположитесь по командам так на линии (линия начерчена на полу), как располагаются планеты в Солнечной системе по отношению к Солнцу.


Ребята вспоминают опорную фразу: Планеты

Нетрудно

Упомнить

Самому

Юному

Малышу

Зная

Всего

Меркурий.

По начальным буквам определяют названия планет.

8. С центра управления полетом поступили следующие указания: изменить насправление полета, взять курс на планету… Но каждый экипаж полетит на свою планету. А на какую именно, вам сейчас укажут командиры, вскрыв секретные пакеты. Вам необходимо как можно быстрее составить на доске из карточек понятий адрес вашей планеты, т.е. логическую цепочку (ствол древа Порфирия) от общего понятия к частному. Вы работаете и слушаете запись звуков планеты Нептун из коллекции НАСА

Команды вскрывают конверты, там находятся карточки “Венера”, “Марс”, “Меркурий”.

Использую карточки с понятиями, составляют логическую цепочку на доске, например: Вселенная

Галактика


Солнечная система

Планета

Земная группа

Марс

9. А теперь, когда вы побывали на планетах Земной группы, давайте поиграем в игру “А знаете ли вы?”. Работая по карточке № 3, раскажите о планете, на которой вы побывали, сравнивая ее с другими планетами Земной группы.

Учащиеся работают по карточке №3, составляя сравнения, например: А знаете ли вы, что Марс по сравнению с Землей для глаза наблюдателя представляется яркой красноватой “звездой”.

А знаете ли вы, что, сравнивая Землю и Венеру, можно сказать, что они по своим размерам близки.

А знаете ли вы, что в отличие от Земли Марс имеет два небольших спутника.

10 Кроме планет в состав Солнечной сис­темы входят и другие небесные тела: звез­ды, астероиды, кометы... Предлагаю поиграть в игру “Что здесь лишнее?”, используя таблички с цифрами (прикрепляю на доске карточки с понятия­ми)

  1. Комета 2. Астероид 3 метеор 4 звезда 5 метеорит

1 Юпитер 2 Венера 3 Сатурн 4 Земля

1 Уран 2 Юпитер 3 Нептун 4 Плутон

Команды по просьбе одновременно подни­мают таблички с номером лишнего понятия

В 1 случае - табличку “3”, объясняют почему (световое явление, а остальные небесные те­ла)

Во 2 случае табличку “2” (Венера не имеет спутников), здесь возможна и табличка “4” (только на Земле есть жизнь)

В 3 случае - “4” (Плутон не относится к планетам - гигантам).

11. Мы немного полетали, а теперь возвра­щаемся на Землю. Послушайте звуки при­роды на Земле (звучит аудиозапись). А чем самое главное наша планета земля отличается от других планет Солнечной системы? Да, ученые так считают, хотя и говорят, что условия для жизни есть и на дальних пла­нетах. Но доказать или oпpoвергнуть это предстоит вам, будущим ученым: астроно­мам, физикам. А пока мы повторяем вслед за поэтом Акимом Яковым

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету

Ведь другой, похожей, нету!

А о том, как беречь нашу планету мы будем говорить в следующей теме “Мир биоло­гии”. Наш полет окончен. Командиров и экипаж попрошу подсчитать баллы и выставить в маршрутную карту полета. Спасибо за работу. Произвести на кораблях уборку, все собрать в папочку. Внимание, приземляемся. (Слышатся звуки природы.)

Нас встречает Центр наблюдения за полетом. (Учителя говорят свое мнение о работе ребят на уроке).

До свидания. Урок окончен.


Только на Земле есть жизнь.



МАРШРУТНАЯ КАРТА ПОЛЕТА

Экипаж “ ___________________________”

1. Понятия________________________

2. Методы, приборы________________

3. Строение систем мира____________

4. Парад планет____________________

5. Вопрос-ответ____________________

6. Адрес планет ___________________

7. “А знаете ли вы ?” _______________

8. Что лишнее ? ____________________

9. Земля___________________________

ИТ0ГО количество баллов

Командир экипажа ________________

Индивидуальная карта полета

_______________________________

фамилия, имя

1. Понятия________________________

2. Методы, приборы________________

3. Строение системы мира __________

4. Парад планет ____________________

5. Вопрос - ответ ___________________

6. Адрес планет ____________________

7. “ А знаете ли вы?” ________________

8. Что лишнее ______________________

9. Земля ___________________________

ИТОГО общее количество баллов

СЛОВАРЬ П О Н Я Т И Й по теме “МИР АС Т Р О Н О М И И” 5 класс

Понятие

Содержание

Объем

Астрономия


Естественная наука о небес­ных телах, изучающая их строение, состав, дви­жение в космическом про­странстве, происхождение.



Вселенная

Космическое пространство и все, что его заполняет: не­бесные тела, газ, пыль.



Галактика

Часть Вселенной, огром­ное скопление звезд, простран­ство между которы­ми запол­нено межзвезд­ным вещест­вом, состоя­щим из очень разряженно­го газа и пыли, звездная система, удержи­ваемая в пространстве си­лами гра­витации.

  1. По внешнему виду

1.1. Спиральная

1.2. Неправильная 1.3. Эллиптическая

Солнечная система

Спиральная галактика, имеющая ядро и рукава (в одном из которых распо­ло­жено Солнце), состоящая из 9 планет с их спутника­ми, ас­тероидов, комет, множеством частичек пы­ли.



Планета

Крупные небесные тела, не испускающие собст­венного света, а лишь от­ражающие свет от Солнца.

  1. По размерам

    1. Планеты Земной груп­пы

1.2 планеты – гиганты

Планеты Земной группы

Планеты, имеющие срав­ни­тельно небольшие раз­меры и массу, твердую по­верхность, у них мало спутников или их нет со­всем.

Меркурий, Венера, Земля, Марс.

Планеты - гиганты

Планеты, имеющие боль­шие размеры и массы, не­большую плотность, со­стоящие преимущественно из газов: водорода и гелия, быстро вращающиеся во­круг собственной оси, имеющие много спутников и кольца.

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Астероид

Малые планеты, небесные тела Солнечной системы, не испускающие собст­венного света, вращаю­щиеся вокруг Солнца в большинстве своем между орбитами Марса и Юпите­ра.

Веста, Церера, Икар

Комета

Холодное небесное тело, главной частью которого является ядро, состоящее из за­мерзших газов, паров воды и твердых час­тиц, движущиеся по вытяну­тым орбитам.

1 .По периоду обра­щения

    1. короткопериоди­ческие

1.2 большепериоди­че­ские

к. Галлея, к. Энке

Метеорит

Остаток небесного тела, падающий на Землю и часто, ударяющийся о по­верхность Земли с огром­ной силой, при этом воз­можен взрыв и образова­ние метеоритного кратера.

1. По химическому со­ставу

    1. каменные

    2. железные

    3. железо-камен­ные

Метеор

Световое явление, возни­кающее при вторжении в атмосферу Земли из кос­мического пространства твердых частиц и сопро­вождающееся вспышками света, возникающими при сгорании в земной атмо­сфере частичек космиче­ской пыли.

1 .По положению радианта

    1. персеиды

    2. леониды и т. д. по созвездиям

Звезды

Небесные тела, представ­ляющие собой гигантские пылающие шары, распо­ложенные далеко от нашей планеты.

1 по размерам

    1. карлики

    2. гиганты

1.3 сверхгиганты

2. по цвету (температуре)

2.1 красные

2.2 оранжевые

2.3 желтые

2.4 желтые

2.5 белые

2.6 голубоватые

Созвездие

Участок неба в пределах некоторых установленных границ с расположенными на нем звездами

Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск