Скачать 78.87 Kb.
|
Тема: Сочинение-описание «Дыхание весны» Цели: обучающие:
развивающие:
воспитывающие:
Оборудование: иллюстрации о весне, аудиозапись пьесы П. И. Чайковского “Времена года. Апрель”, рисунки. Ход урока. I. Организационный момент Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Садитесь. Наш сегодняшний урок русского языка – творческий. Мы заглянем в удивительный мир природы. В природе есть солнце. Оно светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце у себя. Закройте глаза. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром. Звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка стала большой, как солнце. Оно несет тепло всем. (Появляется солнце) (слайд) Открывайте глаза. - Вы чувствуете, как теплее и светлее стало в классе? - Что нового появилось? (солнце) Если все вокруг проснулось И друг другу улыбнулось, Ручейки звенят вокруг: Пробудись скорее, друг! Светит солнышко в глаза, Значит, к нам пришла … (весна) Да, мы уже чувствуем дыхание весны. Весна - прекрасное время года. Новые звуки, краски, запахи дарит она нам. Приход весны вдохновляет художников, поэтов, композиторов. Сколько замечательных произведений посвятили они этому удивительному времени года. II. Этап подготовки к восприятию нового материала. «Пять минут поэзии». Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». Одновременно идет показ слайдов картин художников по теме «Весна» 1. Есть просто храм Есть храм науки. А есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток. Не оскверняй его святынь. 2. Полюбуйся, весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. 3.Белоснежные тучи толпами В синеве на просторе плывут. По груди у тебя полосами Друг за дружкою тени бегут. 4. Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнезд понавьют - посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари. 5.Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят... 6. Они гласят во все концы: “ Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!” Ф.И. Тютчев
(Весна – это символ пробуждения новой жизни)
(Разнообразием «теплых» красок)
(С помощью нот)
III. Этап работы над новым материалом. Сегодня на уроке мы попробуем описать весну. Урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебниками? - Что нужно волшебнику для работы? Правильно, волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться. Итак, ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение П. И. Чайковского, прочитали стихи поэтов о весне, но все это писали мастера. Они настоящие волшебники. Однако волшебниками не рождаются, ими становятся. Давайте и мы с вами создадим свое уникальное произведение - рукописную книгу, которая будет состоять из ваших рукописей - сочинений. Для этого нужно лишь только очень постараться. А сейчас попробуем оживить некоторые весенние слова. Карточка № 1 Подберите прилагательные (красочные определения) к записанным существительным, используя своё воображение. Помните, что вы волшебники, и слова должны быть волшебными (работа в карточках). Это пригодится вам в конце урока. Весна - очаровательная, уд..вительная, радос..ная, кр..савица пришла, наступила, нач..лась небо - голубое, чистое, ясное, безоблачное, бесконечное п..светлело, солнце - яркое, теплое, ласковое светит, сияет, выгл..нуло, пригр..вает р..ка - быстрая, шумная, бурлящая б..жит, журчит, вышла деревья – сонные проснулись, заз..л..нели день - весенний, теплый, солнечный, пасмурный, х..л..дный Проверка - Говорят, что весна, это утро года. Почему? (Пробуждение природы) - Вспомните: отчего вы сами просыпаетесь утром? (Будильник зазвенел, мама разбудила, солнце в окно заглянуло...) - А как вас мама будит? (Дотрагивается до плеча, целует...) - С помощью какой части речи можно описать движение? (Глагол) Подберите глаголы к словосочетаниям (вернуться к карточке) Физкультминутка (музыкальная) Художник рисует красками, композитор - нотами, а мы вместо красок и нот используем слова. Ведь слова в нашей речи имеют большое значение. Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни,- Зависит от того Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдал им Душевной теплоты. Перед вами листы - клише. Выберите подходящее слово (слова даны в скобках), и заполните пропуски, чтобы получились красивые предложения. Клише Карточка № 5 (фраза, выражение, воспроизводимое по образцу) 1. С земли уже сошел снег, и в душу ___________________ (проситься, стучаться, заглядывать) весна. 2. Воздух прозрачен и свеж. Солнце____________ (светить, сиять, сверкать), и лучи его, играя и улыбаясь,________________ (купаться, переливаться, играть) в лужах вместе с воробьями. 3. Река уже проснулась и не сегодня – завтра_______________ (зареветь, зашуметь, забурлить, тронуться). 4. Деревья еще не распустились, но уже _______________ ( показались, появились, набухли) почки. 5. Восхищайтесь этим временем года, если вы____________ (ценить, любить, уважать) природу. Проверка. Прочитайте предложения, которые получились. - К какой части сочинения можно отнести эти предложения? (Основной) - Какие части еще должны быть в сочинении? (Вступление и заключение) - О чем будем говорить во вступлении? В заключении? Каждая часть пишется с красной строки. Итак, задача нашего сегодняшнего урока - написать сочинение. Я думаю, что вам хотелось бы не только составить прекрасные тексты о весне, но и грамотно их написать. Поэтому на доске слова, которые вы можете использовать в сочинении. IV. Орфографическая работа (слова на доске) - Какая орфограмма пропущена в словах? Докажите. А сейчас открываем тетрадки, записываем число, классная работа. Сочинение Дыхание весны Перед началом работы я предлагаю вам еще раз восхититься стихами великих мастеров слова. 1.Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. А.Н.Плещеев 2.За окошком, в синеве апреля Тают тучки, все светло кругом, И звенят последние капели В ледяных сосульках над крыльцом. 3.А березы в чуть заметных почках Тянутся в лазурной вышине… Гиацинты в глиняных горшочках Мы сейчас расставим на окне. 4.Яркий луч скользнет в оконной раме. Сразу станет в классе веселей От цветов с лиловыми кудрями, Первенцев весенних светлых дней. 5.И дружней решаются задачи. Оживают буквы, краски карт- Будто сразу стало все иначе, И сама весна идет средь парт. Вс. Рождественский Стаи птиц под облаками кружат в синей вышине. Вся природа пишет с нами сочинение о весне V. Этап самостоятельной работы. VI. Этап проверки работ. А теперь (по желанию) прочитаем несколько сочинений целиком. Вот какие замечательные сочинения у вас получились! Нелегкое это дело — быть волшебником, но если постараться, то все получается. Понравилось вам держать в руках волшебную палочку? VII. Итог урока. Довольны ли вы своей работой на уроке? Возьмите свое солнышко и соотнесите его в соответствии с проявленной вами активностью и удовлетворением от урока. Помогут вам стрелки векторов. Был активен - доволен собой (А - Д) Не был активен, но доволен собой (Не А - Д) Был активен, мог лучше (А - не Д) Не был активен, не доволен собой (Не А – не Д) Домашнее задание: (на слайде) 1 группа – творческое задание для тех, кто справился с работой: написать заметку в гимназическую газету о весне. 2 группа - дописать сочинение и подобрать стихотворения поэтов или произведения писателей на весеннюю тему (5-6 предложений записать в тетрадь) Список использованных источников 1. Вдовиченко В.М. Хрестоматия для внеклассного чтения по курсу «Человек и мир» / В.М. Вдовиченко. – Мн. – 2004. 2. Грабчикова Е.С. Методика работы по развитию речи во 2-4 классах: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / Е.С.Грабчикова. – Минск: Изд-во БГУ, 2010. - 158с. 3. Жиренко О.Е. Учим русский с увлечением: в 2 ч. / О.Е.Жиренко, Л.И.Гайдина. – М. - 2005. 4. Львов М.Р. Работа над сочинением в начальных классах / М.Р.Львов. – М. - 1971. |