Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 71.52 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.03.2014
Размер71.52 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

с углубленным изучением отдельных предметов


«Бах творит…»

(урок-салон)

7 класс
Мелентьева Ирина Викторовна,

учитель музыки

Старый Оскол - 2011
Звучит песня С.Намина "Бах творит"

(композиция "Гимн солнцу", группа С.Намина)

Спит древний город,

Забыв во сне дневную суету.

Спит во власти сонной тишины.

Скрыв во мрак немую красоту.

Лишь где-то вдруг свеча горит

И в спящем городе орган звучит...

Бах творит...

И только звезды смотрят вниз,

роняя слезы...

Бах творит!

Ты только слушай! - и сам поймешь

Ты все без лишних слов.

Все, что скрыто в сердце у тебя,

Все, что в глубине твоей души

Вдруг свет волшебный озарит

Когда над городом орган звучит...

I. Суровое утро смотрело в окно дворцовой кирхи. Он стоял на галерее у окна, лицо его было так же сурово.

Звучит органная прелюдия в аранжировке Докшицера. В кирхе было холодно и полутемно. Из глубины неясно проступали очертания органа. Казалось, подобно уснувшему городу, орган ждал, чтобы встающий день освободил его от безмолвия, вдохнул в него многоголосную жизнь. Лучшее время для работы! Потом начнется репетиция с оркестром, ансамблем, бесконечные обязанности придворного органиста и капельмейстера.

2. Но эти ранние часы принадлежат ему. За годы, прожитые здесь, в Веймаре, он много написал. Пожалуй, лучшее, что он сочинил для органа, он создал здесь. Может быть, он создал бы еще нечто лучшее, большее, если б не постоянная необходимость писать по заказу ко всем торжественным датам - приемам во дворце, дням рождения, церков­ным праздникам.

1. Этого вопроса он себе не задавал. Музыка всегда есть музыка! Он постоянно носил ее в себе, ощущал во всем, что окружало его. Обу­здать эти звуки, внести в их движение закон, найти им форму, дать этим звукам, услышанным у жизни, новую музыку - было для него необ­ходимостью, повод для этого мог быть любой.

Звучит органный концерт Баха.

2. Бах упорно смотрел в окно на низкие тяжелые тучи, туда, где серо-лиловое небо становилось малиновым, где все ярче обозначалась оранжевая полоса. Бах прислушивался к резким порывам ветра.

  1. Вот в такое же холодное осеннее утро много лет тому назад я ушел в Любек. Там, в Любека давал органные концерты знаменитый Букстзхуде. Помню, с какой неудержимой радостью я шел пешком по осенним размытым дорогам, потому что на карету не было денег. Доро­гой колол дрова, собирал хворост, словом, чем мог зарабатывал на хлеб.

Звучит экспозиция фуги ре-минор.

  1. Молодой церковный органист, он получил тогда месячный отпуск, но, по существу, это было бегством в свободную стихию от церковной рутины, от придирок церковного начальства. Он, мол, осмеливается сочинять по-своему, вводит в хорал много "странных и чуждый звуков", смущает прихожан! Это было бегством от затхлости маленького городка с его мещанством, отчужденностью, непониманием.

Звучит фрагмент токкаты ре-минор (тема после вступления).

  1. 1717 год. Конец ноября, поздние мглистые рассветы и ранние быстрые сумерки. Уже - почти месяц в мрачном старинном здании вей­марского городского суда содержится арестованный. Его имя...

4. Иоганн Себастьян Бах.

3. Возраст -

4. 32 года

3. Должность -

4. Придворный органист, клавесинист и композитор герцога Веймарского, повелителя одного из бесчисленных "лоскутных" микрогосударств, на которые раздроблена Германия.

3. Преступление Баха?

4. (С возмущением) Непочтительное требование отставки!

Подумать только!

3. Какой-то музыкальный лакей вообразил, будто он вправе выра­жать протест, считать бездарным интриганом того, кого сам герцог соизволил назначить на освобождавшееся место первого придворного дирижера, обойдя его, Баха!

2. Да, но теперь, когда старик умер, это звание по праву должно было перейти к нему. Разве он своими трудами и достигнутым мастер­ством не заслужил этого? Разве не доказал успешными, блестящими выступлениями в Касселе, в Лейпциге, в Галле, последней своей по­бедой в столице Дрездене, где знаменитый французский клавирист сбежал, побоявшись состязаться с ним?

I. Но об этом он говорить не любил и не разрешал другим. Ему не надо восхвалений: кто будет так же усерден в искусстве - достигнет того же, что и он. Но тот, кто думает, что мастерство можно заме­нить протекцией, тот - ничтожество. И, капельмейстер, назначенный на место старика, сын покойного - ничтожество. Звучит органная фантазия (фрагмент)

3. Этот Бах упрям. Он гордится даже своей родословной, которая не украшена ни одним дворянским гербом. Рассказывают, что его пра­дед, булочник Фейт, основатель рода Бахов, самую большую радость в жизни испытывал при игре на старинной цитре. На ней он всегда играл, пока, мельница перемалывала муку.

4. В роду Бахов так много органистов, композиторов, скрипачей, флейтистов, трубачей, что в их родной Тюрингии слово "Бах" стало равно слову "музыкант". Раз в год огромное шумное семейство съезжа­лось на семейный праздник, на Рождество. Сначала они пели серьезный хорал, а затем, шутки ради, ловко соединяли мелодии нескольких пе­сен, забавляясь смешным сочетанием разных текстов! большие выдумщи­ки эти Бахи!

2. Эти простые труженики из народа наследовали вместе с музыкаль­ностью крестьянскую выносливость и трудолюбие, искренность больших чувств и вкус к живому юмору, скромность и сознание собственного до­стоинства, я вот теперь Баху предлагают быть под началом протекцио­ниста - это же унижает его достоинство, и на это он не пойдет! Никто в их роду честных музыкантов достоинством не поступался!

I. Когда свое достоинство мы раним

И, как бы болью горечь познаем,

Препятствие беседует с желаньем,

Как ветер с возникающим огнем.

И этот дерзкий ветер, как награда,

Чтобы еще сильнее запылав.

Ты не боялся, где решиться надо,

И сознавался, если ты не прав.

Пусть кажется - нелепая затея

Но лучше сделать и потом жалеть.

Чем ничего не сделать, сожалея,

И в трудности при жизни умереть.

(Я. Урин)

Звучит фрагмент токкаты ре-минор

Пусть выслуживается тот при дворе, кому это по вкусу! И торжествен­ную кантату к празднованию столетия реформации пусть закажут другому!

3. Прямота и независимость всегда бывали не ко двору. И не ко дво­ру, должно быть, сама его внешность: тяжелый подбородок, как у отца, тяжелая походка. Правда, отца он помнит смутно. Осиротев, он в де­сять лет переехал к старшему брату.

4. Старшему брату не удалось воспитать его в своем вкусе. Млад­ший всегда тянулся к новому. Люди мечтают о путешествиях, о неиссле­дованных странах; он же с детства настойчиво и упорно мечтал толь­ко об одном: Музыке!

Звучит органная прелюдия.

1. (на фоне) Спасибо, музыка, за то,

Что ты меня не оставляешь,

Что ты лица не закрываешь,

Себя не прячешь ни за что.

Спасибо, музыка, за то.

Что ты единственное чудо,

Что ты душа, а не причуда,

Что для кого-то ты ничто.

Спасибо, музыка, за то,

Чего и умным не подделать,

За то спасибо, что никто

Не знает, что с тобой поделать.

(Б. Соколов)

2. Может быть, истоком родника музыки, который все больше разветвляясь, переходит в их семье от поколения к поколению, и была та пер­вая песня, родившаяся под шум мельничного жернова деда?

3. Не эта ли мелодия, возникшая в глубоких недрах его родного на­рода, живучая и упрямая, прорывается в его хоралах и кантатах, оскор­бляя слух церковников и ханжей?

4. Может быть она раскрыла ему тайну своего перевоплощения и, под­чиняясь воле его, превращается под его пальцами из прелюдии з футу, переходит в разные голоса, из регистра в регистр, становится хоралом и, наконец, пройдя все испытания, находит свое высшее выражение в мощной заключительной фуге?

Звучит на ф-но фуга ре-минор

(экспозиция и начало разработки)

I. Он обернулся к органу... Словно прислушиваясь. Его близору­кий взгляд, казалось, был обращен вовнутрь...

Чувства людей, их скорби и радости изливаются л музыке, лак реки, стремятся они в безбрежность ее океана. Музыка! музыка возвращает­ся к людям ликующе - радостная и скорбная, подобно тому, как океан возвращает рекам их влагу.

3. Он увидел и влажный простор неба, и суровые недоступные гор­ные вершины в снегах и тучах. Он сел к органу, медленно погрузил руки в клавиатуру, и воздух содрогнулся, как от далекого горного обвала. И снова, и еще раз, как бы падая по уступам, понеслись глу­хие раскаты.

Звучит фрагмент фуги ре-минор.

4. Потом медленно, словно раздумывая, он собрал в аккорды этот сдержанный нарастающий гул и вдруг стремительно, размашисто и сво­бодно перешел в наступление. Он штурмом брал непокорное время, втор­гаясь далеко вперед, туда, в будущее, где его имя останется навсег­да.

Звучит вся токката и фуга ре-минор.

Учитель: Мне дорог Бах...

Ну как бы вам сказать,

Не то, чтоб нынче музыки не стало,

Но вот такого чистого кристалла.

Еще нам не являлась благодать

Какое равновесие страстей,

Какая всеобъемлющая совесть,

Какая удивительная повесть

О брошенной в века

душе моей...

(Н.Ушаков)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск