Скачать 70.25 Kb.
|
Мыльникова М.В. Цель: Раскрыть смысл отношения «больше», «меньше», «столько же», научить детей практически выявлять, в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну, упражнять детей в счете различных предметов. Ход урока. Организационный момент – Сегодня, дети, мы отправляемся на прогулку. Погода стоит прекрасная, так манят аромат цветов, свежесть воздуха, просто не удержаться! Давайте представим, что мы вышли на улицу. (На доске изображения домов и деревьев, цветов и пчелок). - На улице много домов, деревьев, так все вокруг красиво, но что это? (Учитель показывает на кубики) Разбросаны кубики! Как не жаль тем, кто их раскидал, испортить «картину». Давайте все сложим. Практические упражнения по новой теме А) с использованием больших и маленьких кубиков (три больших и 4 маленьких). - Сравните, каких кубиков больше, каких меньше. (Сначала кубики лежат на столе отдельными кучками; после ответа ученика учитель ставит на каждый большой кубик маленький кубик; остается один маленький кубик, значит, их больше, а больших меньше) Учитель подводит к тому, чтобы дети сами сделали вывод. Б) Учитель продолжает: - Молодцы! Навели порядок. Теперь картина выглядит намного привлекательнее. Рассмотрим дома, около них растут деревья. Чего на этой улице больше: домов или деревьев? - Давайте возьмем кругов зеленого цвета столько же, сколько домов (6 зеленых). - Кругов красного цвета столько же, сколько деревьев (5 красных кругов). - Сравним их способом прикладывания. (Дети прикладывают к каждому кругу одного цвета круг другого цвета. Один круг зеленого цвета остался, значит (дети делают вывод), их больше, а красных кругов меньше) Учитель просит посчитать круги: - Сколько красных кругов? (5) - Сколько зеленых кругов? (6) -Что меньше? - Что больше? (5 красных кругов меньше, чем 6 зеленых) Учитель возвращает детей к деревьям, и они говорят: «Домов больше, чем деревьев, а деревьев меньше, чем домов». В) Соотношение. - А что нужно сделать, чтобы деревьев стало столько же, сколько домов? (Нужно посадить (прибавить) еще одно дерево). - А каких деревьев больше на этой улице: берез или елей? - Да, берез больше, чем елей, значит, елей меньше, чем берез. - А теперь давайте посадим еще одну ель, что теперь мы можем сказать? (Учитель крепит еще одну ель рядом с «одиноким домиком».) - Елей стало столько же, сколько берез. Далее учитель просит посчитать: сколько на картинке елей? Берез? Предлагает сравнить теперь количество домов и деревьев. - Сколько стало деревьев? (6) - Сколько всего домов? (6) - Какой вывод можем сделать? - Деревьев стало столько же, сколько домов. - Идем дальше и выходим в парк. Какая чудесная поляна! Как много красивых и ярких цветов! Над ними порхают бабочки, собирают нектар пчелы. Внимательно посмотрите, каждой ли пчелке достанется цветок. (Да, каждая пчелка сядет на цветок, потому что цветов больше, чем пчел). - Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны. А каких цветов больше: красных или желтых? (Красных цветов столько же, сколько желтых). 4. Физкультминутка - Посмотрите, ребята! Сколько лепестков на ромашке, столько и ребят должны подойти ко мне. Вы будете ведущими при выполнении физкультминутки. а) «Береза, ель, дуб» Детей просят подняться со своих мест. Сначала они изображают стройную березу, затем – колючую ель, а потом и могучий дуб. б) гимнастика для пальчиков. «Цветок» исходное положение. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе Солнце поднимается – Цветочек распускается! Солнышко садится – Цветочек спать ложится. «Пчелка». Исходное положение. Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем. Жу – жу – жу, жу – жу – жу, Над цветами я кружу. 5. Работа по учебнику Например, работа по рисунку в учебнике на странице 6. - Мы попали на сказочную лужайку, что вы видите на рисунке? (Домик, поросят). А) - Чего больше: домиков или поросят? (Одинаково, поровну) - А как узнали? (Соотнесли каждому поросенку, а рядом с каждым домиком по поросенку). - Посчитайте, сколько домиков? - Сколько поросят? -Какой можно сделать вывод? (Поросят столько же, сколько домиков, домиков столько же, сколько поросят). Б) «В больнице» - А теперь наш путь лежит в больницу для зверей. - Рассмотрите иллюстрацию (стр.7) - Что случилось с бедными тигрятами? - О чем можно сказать «столько же»? (Градусников, тигрят, шоколада, кроватей, тарелочек, одеял) - О чем можно сказать «больше»? - О чем можно сказать «меньше»? 6. Физкультминутка Вот и вылечил он их, хорошо! Вот и вылечил больных, хорошо! - Тигрята просят нас присоединиться к их веселой игре. «Бабочка» спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. Сидя за партой, опустить голову вниз, руки на коленях, спину расслабить. 1 – руки через стороны – вдох; 2 – и.п. – выдох. 1 – плавно поднять руки вверх, смотреть на пальцы; 2 – руки вниз; 3- присед; 4 – и.п. после слов «Солнце встало …» маховые движения руками, кружение. 7. Работа в тетрадях А) – Посмотрите, дети, кажется, дождь собирается, пора в класс возвращаться, а для этого вы должны поставить в тетради столько точек, сколько облаков на рисунке (8 точек) - Бабочки тоже дождя испугались и сбились в стайку. Нарисуйте столько палочек, сколько на рисунке бабочек (7 палочек). - Чего больше: точек или палочек? - А как сделать, чтобы палочек стало столько же, сколько точек? Б) Бабочки, улетая, нарисовали узор. Продолжите узор в тетрадках.
Учитель может использовать задание из учебника (страница 7). 8. итог урока - Понравилось сегодняшнее путешествие? Что нового узнали науроке? |