Скачать 50.13 Kb.
|
Урок № 33 классРазработка урока информатики по теме "Ветвление в алгоритме"п. Украинский Леонова Н.Н. Ветвление в алгоритме (стрелка «да» или стрелка «нет») Цели урока:
1. Проверка домашнего задания. Задание 6 (устно). Еще раз обратить внимание детей: каждая команда алгоритма — это действие, которое тоже выполняется за несколько шагов. Поэтому его также можно описать с помощью алгоритма. Задание 9 (устно): какие буквы получились после выполнения второго и третьего алгоритмов? Задание 10 (на доске): найти двух учеников, составивших два разных алгоритма для второй фигуры, и попросить их записать свои алгоритмы на доске; пройти по рядам и посмотреть, какие фигуры ученики придумали сами. Отметить самые интересные. 2. Ветвление в алгоритме. Выполнить задание 11 (алгоритм «Вскипяти воду»). Вписать первые две команды на схеме. Вписать вопрос в ромбе.
Вписать остальные команды на схеме.
Обратить особое внимание детей: в ромбе записывается такой вопрос, на который существует только два возможных ответа: «да» или «нет».
Выполнить задание 12: прочитать и обсудить первые 8-10 вопросов. Прочитать вслух каждый вопрос, попросить детей дать несколько вариантов ответов. Обвести номер вопроса, если таких вариантов только два: «да» или «нет». Попросить детей назвать слово, с которых начинались «плохие» вопросы — такие, на которые нельзя ответить «да» или «нет». (В пунктах с 1-го по 10-й такие вопросы начинаются со слов: «что», «какой», «какого», «где», «сколько», «чья», «откуда».) 3. Выполнение алгоритмов с ветвлениями.
Разобрать и выполнить задание 13 (алгоритм «Раскрась крышу дома»). Попросить детей для каждой команды алгоритма определить, будет ли она выполняться всегда (для любого дома) или только при некоторых условиях. Назвать эти условия для каждой команды и обвести на схеме блоки с этими командами. (На схеме есть три таких команды: «Закрась крышу синим» - выполняется только для домов с трубой; «Закрась крышу желтым» - для домов с крыльцом; «Закрась крышу красным» - для домов без крыльца. Прямоугольные рамки этих трех команд нужно обвести на схеме. Остальные команды выполняются всегда, потому что для каждого дома нужно определить, есть ли у него труба и крыльцо. Поэтому блоки «Начало», «Конец» и оба ромба с ветвлениями не нужно обводить.) Попросить детей выполнить алгоритм для первого домика, пока не подсказывая, что крышу придется закрашивать дважды — карандашами двух цветов. Вместо этого попросить их представить себя роботами, быть очень внимательными, выполнять задание точно по алгоритму, постараться не пропустить ни одного шага. Проверить результаты, отметить учеников, у которых крыша получилась фиолетовой. Сделать вывод: при выполнении этого алгоритма одну и ту же крышу может потребоваться закрасить больше одного раза — карандашами разного цвета.
Обвести прямоугольники, в которых записаны эти команды.
Нарисовать в тетради «маршруты» кораблей (цвет карандаша можно выбирать по цвету корабля). Изображая маршрут, нужно соединить линиями: корабль, «промежуточные» пункты его полета (столовую, больницу, ремонтную базу) и планету. Точку на поверхности планеты лучше выбирать так, чтобы линии, идущие от разных кораблей, не пересекались. 5. Итоги урока.
6. Домашнее задание. В задании 12 прочитать и обвести остальные вопросы, придумать собственные вопросы. В задании 13 раскрасить крыши 2-го, 3-го и 4-го домов. Выполнить задание 15. |