Скачать 80.59 Kb.
|
1. Предмет Математика 2. Класс, профиль. 4 класс, факультативное занятие 3. Ф.И.О. педагога с указанием номера ОУ. Пендюр Елена Петровна, учитель математики, МОУ гимназия №64, г. Липецк 4. Программно-методическое обеспечение: Авторская программа раннего начала работы с одаренными детьми по развитию логического мышления на занятиях факультатива по математике 5. Тема урока «Решение занимательных задач». 6. Цели (образовательные, востпитательные, развивающие) 1. Пробудить интерес у учащихся к знакомству, изучению и работе с материа-лами школьного музея. 2. Ознакомить учащихся с краеведческим материалом, связанным с участием липчан в победе над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. 3. Повторить материал, изученный в 3 классе (логические таблицы, задачи на взвешивание и переливание; решение ребусов и т.д.). 7. Оборудование: 1. Экспонаты музея: фляжка, артиллерийский снаряд, сумка-планшет; 2. пилотки для всех детей, присутствующих на занятии; 3. раздаточный материал: а) карточки с таблицей «Задание для следопыта», б) ребусы (3 вида) – каждому ребенку по 1 карточке, в) мишени – карточки с текстом задач «Стрельба по мишени», г) карточки с задачей по развертке куба; 4. три коробочки с шариками для логической задачи «Саперов»; 5. 12 магнитиков со звездочками для работы на координатной плоскости. На доске подготовить:
Все задачи сопровождаются показом экспонатов музея, сообщениями учителя о липчанах – участниках Великой Отечественной войны. 9. Ход урока I. Вступительное слово учителя Сообщение о предстоящем праздновании 60-летия Победы в 2005 году, о необходимости хранить в памяти подвиги наших соотечественников во имя сегодняшнего мира. Ставится цель: «Мы сегодня – следопыты (учащиеся поясняют значение этого слова) и должны в ходе решения задач вспомнить о героях – липчанах, тех, кому мы обязаны сегодня нашей жизнью». Попутно задаются вопросы детям: кто из их родственников (прадедушек или прабабушек) участвовал в Великой Отечественной войне. Для создания на уроке соответствующей атмосферы дети надевают на головы солдатские пилотки. II. Решение задач 1. «Логическая таблица» К доске вызываются 4 ученика – Дорофеев Петр, Левицкий Антон, Федосеев Влад и Соболева Элина. Им вручаются пакеты с заданиями. Остальные учащиеся получают карточки с текстом задачи: «Пакеты с заданиями находятся у четырех разведчиков: Антона, Эллины, Влада и Петра. Мы должны отгадать, у кого из них находятся карта, у кого – ключ к шифровкам, у кого – боеприпасы, и у кого – задание для минеров, если известно, что
1. Тот разведчик, у которого боеприпасы, стоит между Антоном и Эллиной; 2. Петр ходил в поход вместе с теми ребятами, у кого находятся карта и боеприпасы. 3. Антон и Петр, так же, как разведчик-«минер», любят решать логические задачи.» Учащиеся решают задачу сначала у себя за партами, а затем выходят к доске и рассказывают решение этой задачи. 2. Работа на координатной плоскости: «Карта городов-героев». Поясняется детям, что значит город-герой. Каждый ребенок выходит к доске, берет звездочку – магнит, читает написанное на ней название города-героя и ставит звездочку на координатной плоскости там, где указано в задании. Карта городов-Героев: Москва (1;1) Ленинград (4;5) Керчь (3;1) Мурманск (2;7) Киев (5;0) Севастополь (2;0) Минск (4;2) Волгоград (5;6) Тула (2;2) Одесса (1;3) Новороссийск (1;5) крепость-герой Брест (3;4) 3. Задача «Шифровки». Сообщение учителя: 177 наших земляков – Герои Советского Союза. Их имена увековечены в названиях школ, улиц, городов. Три города Калининградской области носят имена героев – липчан. Задача: разгадать ребусы, определить, какая буква соответствует какой цифре и открыть. 5 Т В Г С Е 1 Т + + + Н С 3 В Г С Е О 5 3 __________________ ____________________ _________________ У Е О 1 У Е С В Е 6 Ь 1 Ответы: 1 – У 2 - Г 3 – Р 4 – С 5 – В 6 – О 7 – Ь 8 – Т 9 – Н 0 – Е На доске:
Именами Героев Советского Союза липчан капитана Сергея Ивановича Гусева и гвардии генерал-майора Степана Савельевича Гурьева, добринца гвардии полковника Степана Кузьмича Нестерова названы города в Калининградской области. 4. Задача «Определи бракованный снаряд». Война требовала перестройки народного хозяйства. Предприятия Липецка и Липецкой области работали на нужды Красной Армии. Заводы Липецка, Ельца изготавливали минометы, ремонтировали орудия, готовили корпусы для гранат, мин и снарядов, бутылки с горючей смесью. (Демонстрируется гильза от артиллерийского снаряда из музея). «Вам выдали боеприпасы, среди 25 снарядов в одном насыпано меньше пороха, чем в остальных, т.е. он легче, чем остальные. Как с помощью весов без гирь определить бракованный снаряд не более, чем тремя взвешиваниями?» Учащиеся решают в тетрадях, варианты решений обсуждаются на доске. 5. Задача «Стрельба по мишени». На соревнованиях по стрельбе Антон 10 раз выстрелил по стандартной мишени и выбил 76 очков. Сколько было попаданий в «ПЯТЕРКУ», и «СЕМЕРКУ», если «ДЕВЯТОК» было четыре, а других попаданий и промахов не было. Учащимся розданы карточки с мишенями и текстом задачи. 6. Задача для минеров. «Перед вами – три закрытых коробки, известно, что в одной коробке лежат 2 белых шарика, в другой - 2 черных шарика, а в третьей коробке лежат 1 белый и 1 черный шарики. А каждой коробке имеется этикетка с надписью. На одной коробке написано: «Два белых», на другой написано: «Два черных», на третьей – «Один белый и один черный». Известно, что ни одна из записей не соответствует действительности. Нужно установить, какие шарики лежат в каком ящике. Для этого разрешается вынуть один шарик на ощупь из одной коробки (сапер ошибается один раз). Из какого ящика нужно вынуть шарик?» Эта задача для двух учащихся. Им выдаются 3 коробки и текст задачи. Пока с классом решаются задачи №7 и №8, эти двое учеников пытаются логически рассуждать. Решение: начинать надо с коробки «Один белый и один черный». 7. Задача «Разведданные». В гараже всего 46 машин: грузовики и мотоциклы. Грузовики – 4-х колесные, мотоциклы – 2-х колесные. Всего 152 колеса. Сколько единиц каждой техники в гараже? Решение: 1) 46 * 2 = 92 – у всех машин по 2 колеса 2) 152 – 92 = 60 – «лишние» колеса 3) 60 : 2 = 30 (шт.) грузовых машин 4) 46 – 30 = 16 (шт.) мотоциклов Задача решается учащимися в тетрадях, один – у доски. 8. Задача «Солдатская фляжка». Детям демонстрируется солдатская фляжка из школьного музея, рассказывается о ценности воды для солдата на войне. Задача: Как с помощью сосудов вместимостью 4 литра и 7 литров набрать из колодца в котелок 2 литра воды? Решение: Далее проверяется решение задачи для саперов. Вскрываются коробочки. 9. Задача «Вспомним героев – липчан». Более 6000 липчан пали смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны. В их честь на площади Героев установлен мемориальный комплекс. В центре комплекса воздвигнут 19-метровый обелиск Вечной славы. Мемориальный комплекс на площади Героев был торжественно открыт 23 февраля 1968 года. В этот же день был зажжен вечный огонь. Осенью прошлого учебного года наши 10-классники несли почетную вахту на Посту №1 у Обелиска вечной славы. Они предложили вам задачу. Расставьте правильно числа на развертке куба, пользуясь его изображениями, сложите их. Получив сумму, вы узнаете, сколько улиц названы именами героев-липчан (47) Папин, Шкатов, Литаврин, Константинова, Нестеров, Гурьев, Гусев, Газин, Флеров, Меркулов. (Привести примеры) Детям розданы карточки, текст задачи сообщается учителем. III. Завершение урока Учитель читает стихотворение Азарина Владимира Григорьевича, который родился в с. Ярлуково, Грязинского района. Ушел на фронт в 1942 году, воевал под Ленинградом, освобождал Прибалтику и Польшу, брал Берлин. Поле перейти Жить – не поле перейти, вроде так считается. Но и в поле на пути всякое случается. В сорок первом под Ельцом было поле чистое. Мы на нем к лицу лицом встретились с фашистами. Мы то поле перешли и себя прославили, но за честь родной земли там друзей оставили. В штыковую в полный рост много раз ходили мы. По Европе столько звезд светят над могилами. Мы войну изгнали прочь – пусть не возвращается! А планета день и ночь Звездами вращается. 10. Приложения, в том числе медиа: нет |