Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 116.6 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.03.2014
Размер116.6 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Астрономия > Конкурс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ПОС. ПАРКОВОГО» КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН П. ПАРКОВЫЙ УЛ. ГАГАРИНА 26, ТЕЛ.47-2-73; 47-2-85.


КРАЕВОЙ КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ УРОК И ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО КУРСУ «КУБАНОВЕДЕНИЕ».

НОМИНАЦИЯ – ЛУЧШИЙ УРОК.


Урок по кубановедению

(раздел ИЗО) 5класс.

АВТОР: МАЛОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА

учитель трудового обучения

МОУ СОШ №18 п. Паркового,

тел. 47-2-73, 47-2-85.
2005г.

Тема: «Вышивка на Кубани. Орнамент и цвет в вышивке »

Цель: Дать понятие о вышивке, орнаменте и узоре.

Развивать интерес к познанию традиций и обрядов на

Кубани. Воспитывать любовь к Кубанской культуре.

Форма занятия: - театрализованное представление домашних поделок. - заочное посещение музеев народной вышивки. - зарисовка орнаментов, образцов народных мастеров (рисунок, аппликация ).

Оформление:

- на доске 2 кубанских рушника, в центре надпись: «Вышивка-источник радости, чувства, удовлетворения...»

- прялка, веретено, лавка.

- желтые листья, свидетельствующие о наступлении «посиделок».

- надписи: «утирач», килковые, плечевые, дарные, зеркальные, церковные, крестовые.
Ход урока:
I. Организационный момент (сообщение темы и цели урока)
Знать - историю обрядов и традиций кубанцев, виды орнаментов используемых в вышивке.

Уметь - различать, составлять орнаменты в цветовых решениях.
II. Изучение новой темы:
1. Вышивка - вид народного искусства Кубани.

Стих: (читает учитель)

…..Отрадно мне с мыслью жить

любимой,

Что в родной моей стране

Есть край любимый…

В. Подкопаев.
Учитель: У каждого народа есть своя вера, праздники, обряды, песни – традиционная культура, формой общения которой были: «беседы», «улицы», «посиделки». На посиделках девушки пряли, шили и вышивали приданное. Работа всегда сопровождалась песней.
И так, приглашаем на одну из них –

« Посиделки»

(выходят девочки в кубанских костюмах и начинают вязать, вышивать и петь песню).
На Кубани мы живем.



  1. На Кубани мы живём

На родной Кубани

Песни новые поём

Славимся делами

Припев:

Не найти в России милой

Благодатней края

Ой, Кубань кормилица

Ой, Кубань красавица

Сердцу дорогая.

  1. Рис выращиваем там

Где водились плавни

А в полях простор хлебам

На родной Кубани

Припев: тот же

  1. Дух казачий, боевой

В праздники и в будни

Мы ведём за счастье бой

И его добудем.
Ученица: Посиделки могли называть и иначе: вечерками,

беседками, досветками, дозорьками.

А начинались они сразу после начала листопада

(1 сентября) и заканчивались перед началом сезонных

трудовых работ.

Культура домашних посиделок не канула в лету.

Они и сегодня служат мостиком в мир самобытной России.
Ученица: Девочки уже с 6-7 лет приучались к прядению и до

замужества готовили себе приданное.

Собирались они только с разрешения родителей, потому,

что это происходило с ночи и до зори.

Ученица: Согласно словаря В.Даля посиделки называли:
«Сборище крестьянской молодёжи по осенним и зимним вечерам под видом рукоделия, пряжи, забав и песен».



Ученица: А я вот читала, что вышивка украшала традиционные кубанские костюмы. Девушки вышивали рубахи, передники, юбки (подолы), сарафаны

(рисунки 6,7).

А как красиво украшали головные уборы: замужние женщины (сороку, кокошник), девичьи уборы (ленты, перевязки, косынки).

Ученица: Одно из первых мест в вышивке занимали вышитые полотенца-рушники:


  • «утирач» -- для вытирания рук;

  • «килковые» -- украшали комнату («килок» -- деревянный гвоздь);

  • «плечевые» -- перевязывают дружку и дружка на свадьбе;

  • «дарные» -- дарили гостям в свадебных обрядах;

  • «божники» украшали иконы (растительный орнамент, вышивка была яркой, богата;

  • «зеркальные» -- узор вышивали только внизу, под зеркалом;

  • «церковные» -- полотенца расшивали религиозными символами, узорами, носили их только в церковь.

  • «крестовые» -- использовались в похоронной процессии


(новые термины помещаются на доске).
Ученица: Из воспоминаний старожилов нашей ст. Хопёрской, Тихорецкого р-на, во времена их детства было престижно иметь рушники сшитые из фабричной ткани, которые вешали на иконы.

Ученица: История свидетельствует, что девушка готовила к свадьбе 12 полотенцев. Начиная со дня сватовства, этот день назывался - «день рушников». И заканчивался тем, что невеста давая согласие жениху, перевязывала ему руку.
Песня: «Ой, сад во дворе» или «Светел месяц».

1

Ой, сад во дворе, ой сад во дворе,

Ой, сад во дворе расстилается.

Народ у ворот, народ у ворот,

Народ у ворот собирается.

2

Пойду молода, пойду молода,

Пойду молода в сад зелененький.

Цветите цветы, цветите цветы ,

Цветите цветы, все лазоревы.

3

Скорей созревай, скорей созревай,

Скорей созревай изюм-ягода.

Ой, едут ко мне, ой едут ко мне,

Ой, едут ко мне дорогие гости.

4

Ой, будут они, ой будут они,

Ой, будут они все гулять по саду.

Меня молоду, меня молоду,

Меня молоду все расхваливать.

Ой, сад во дворе, ой сад во дворе,

Ой, сад во дворе расстилается.
Песня: «Светел месяц».
1.

В первый раз вышивали

Светел месяц со лунами

Светел месяц со лунами

Со частыми звездами.
2.

Во второй раз вышивали

Красно солнце со лучами (2р)

С теплыми облаками.

3.

В третий раз вышивали

Чисто поле со кустами ( 2р)

Со рыскучими зверями.
4.

Во четвертый вышивали

Сине море со волнами (2р)

Со белыми кораблями

Серединку украшали

Светло-синими цветками.
Ученица: Обратите внимание (показывает на кубанские костюмы, рубахи) на одежду кубанцев.

Вопрос: Какими цветами ниток были вышиты рубахи? Правильно. А что они означают?

Красный цвет – цвет любви и жизни. Черный - плодородие чернозема, земли кубанской (запись в тетрадь).
2. Виды орнаментов, их роль в вышивке.
Вопрос: Чем отличается каждая вышивка на изделии?

Ответ: Рисунок. Орнамент (для проверки ответа разгадывают кроссворд)

Учитель: Давайте вместе ответим на вопрос.





1


О






















2


Р



















3





Н
















4


А


















5

М
















6










Е

























7




Н
















8


Т















1. Назовите один из видов ремесла росписи по дереву (хохлома).

2. Назовите предмет, на котором в старину получали пряжу (прялка).

3. Назовите оружие, которое казак носил на поясе (кинжал).

4. Как называется ткань, на которой вышивают крестом? (канва)

5. Где хранятся исторические предметы быта казаков? (музей)

6. Как в старину назывался Краснодар? (Екатеринодар)

7. Что носили на голове незамужние девушки? (лента)

8. Кто руководил казачьим войском?

(атаман)
Вывод: Правильно, важную роль в вышивке играл «Орнамент»
Объяснение: (в форме диалога)

Учитель: (раздаёт на парты древние символы вышивки, объясняет их происхождение).

Живя среди природы, человек видел формы, оттенки. Уже в глубокой древности он научился создавать УЗОРЫ, СИМВОЛЫ, которыми он выражал свое понятие мира, явления природы. Каждая линия – смысл понятного ему явления, через которое он общался. Со временем эти знаки были утрачены. Узоры усложнились. Так появились ОРНАМЕНТЫ.
ОРНАМЕНТ – последовательное повторение отдельных узоров или группы.

(запись в тетрадь)
НАЗНАЧЕНИЕ ОРНАМЕНТА – украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму.
Беседа:

Определите по рисунку, какой вид орнамента? Почему?

- растительный (изображение растительных мотивов).

рис. 10,30, 31,32,33.

- животный, зооморфный (животные).

- геометрический (геометрических форм предметов) рис.2

- антроморфный (фигуры людей, учитель объясняет и

демонстрирует виды орнаментов) рис. 47

- смешанный (складывается из нескольких орнаментов) рис.35

III. Символика мотивов в вышивке.
Учитель: ОРНАМЕТИКА народного искусства со временем утрачивала свое древнее искусство. Вазы, цветочные гирлянды в руках мастериц оживали рядом на скатертях, соседствуя с розами, васильками, маками. Эти узоры не только украшали одежду, жилище, но и символизировали защиту, оберег человека от злых духов, а главное – приносить счастье.

Например:

Зооморфные мотивы: Узор «птица» - посланница солнца

«голубь» - божья птица, вестник

радости

«жаворонок» - вестник весны

«петух» - птица солнца, священное

животное

«лебедь» - редкий мотив в Кубанской

вышивке, символ сравнения этой

птицы с образом невесты

(запись в тетрадь выборочная)
Растительные мотивы:

Они занимают центральное место в Кубанской вышивке

«ваза» - дерево жизни (приносит счастье, искореняет зло, ворожбу)

(рисунок 23)

«калина», «рябина» - излюбленный образ плодов в песнях казаков: «калинушка», «калина родная», «калина моя, малина моя».

Это символы любви и брака.
«розы» - символ чистоты и непорочности. Их вышивали букетами, гирляндами, ветками.( рисунок 23 )
История свидетельствует что:

«лилия» - символ детства

«калина» - символ юношества

«розы» - символ зрелости девушки.
Геометрические мотивы.

Основой в вышивке были: ромбы, квадраты, реже вышивались треугольники, и почти не вышивался круг. (Рисунок 2,запись в тетрадь).
IV. Самостоятельная работа.

( по выбору ученика)
Задание № 1 Зарисуй один из видов орнаментов для вышивки рукава.
Требования на «5»

1. размер орнамента 5 х 15 см.

2. сложность рисунка (элемента)

3. многоцветность элементов.

4. аккуратность и чёткость линий в рисунке.
Задание № 2. «Аппликация»

(более сложное в технике выполнения).

Заполни шаблон элементами орнамента, применяя гармонию цветовых решений.
Требования на «5».

  1. Чёткость и аккуратность в заготовке элементов

орнамента.

  1. Гармоничность цветовых решений.

  2. Умение аккуратно работать с клеем.

(Ученики легко справляются с заданием, если знакомы с техникой выполнения аппликации).
V. Анализ выполненных работ (через демонстрацию, путем сравнения).
VI. Подведение итогов урока.
Что нового узнали на уроке?
VII.Д/З.

Закончить самостоятельную работу по зарисовке и составлению орнаментов.

Условные знаки:
Круг - солнце, символ жизни.
Капля - вода, зерно,

лепесток зерна.

Клетка – ограниченное пространство,

засеянное поле, плодородие.

Чешуя - покров, защита от воздействия

среды.

Спираль - вихрь, ураган.
Источники света, мощь, сила,

удача – обозначались ромбом.

Крест - человек.
Точка-начало начал.
Ломаная линия – противоборство.
Горизонтальной волнистой линией -

воду,

А вертикальной - дождь, движение.

Прямой горизонтальной линией

обозначали поверхность земли

Утирач

Килковые

Плечевые
Дарные
Божники
Зеркальные
Церковные

Крестовые

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск