Скачать 24.05 Kb.
|
Урок внеклассного чтения в 5 классе Тема : «Везде есть люди, только кажутся они не людьми» по рассказу А. Платонова «Никита» Цель: знакомство с творчеством А.Платонова Задачи:
Ход урока: Короткое вступительное слово учителя о А.Патонове (это не первое знакомство). -- Кто напомнит первую встречу с писателем? Что это был за рассказ, чем он был необычен? + Рассказ «Железная старуха». Егор, главный герой, видит вокруг себя все живым. У него все думает и все друг друга понимает: и клен, рвущийся куда-то в путь, и лопух, трущийся о плетень, и упорный жук, и хранящий тайну червь. -- Что ценного в таком восприятии мира? + Если человек будет видеть во всем живое, он не сможет причинить зло. -- Да, вокруг добрых людей мир становится добрым. Как соотносится видение мира Егором с тем, какими видели мир древние славяне? + Славяне тоже видели его одухотворенным, живым… -- В каких еще произведениях вы встретились с похожим отношением к природе ? + В рассказе Думбадзе «Хазарула». Главный герой относится к яблоне, как к живому существу. Учащиеся обсуждают, чем симпатичны такие герои, почему важно бережное отношение к природе и любовь к ней. Чтение рассказа «Никита» учителем. Ученики карандашом отмечают в тексте наиболее важные моменты. После чтения выяснение того, что отметили ученики в тексте, почему. Затем обмен впечатлениями от рассказа. -- Каким видел и чувствовал Никита мир в начале рассказа? -- Были ли у вас подобные встречи с окружающим миром? Ученики вспоминают случаи из жизни, когда неживые предметы казались им живыми. 2 урок Мы с вами погрузились в собственные впечатления. --- Постарайтесь вспомнить, какие ощущения у вас вызывали эти видения? + Беспокойство, тревогу, страх -- Вспомните ощущение мистического пространства древним человеком + Древний человек боялся стихии, боялся ночи, ухода солнца. -- Чем отличаются от этих ощущений восприятия Никиты? + Никита видит таинственный мир при белом свете, правда, когда один. Учащиеся приводят примеры сходства и отличия, говорят о солнце, Матери- Земле . -- Каким было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа? + Достаточно строгим. -- Но не враждебным, не агрессивным? На доске ведется лексическая работа со словом «агрессия». -- Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите? + Когда Никита сорвал цветок. ( читает отрывок) -- Что же произошло? Почему вдруг мир меняется и становится агрессивным? Учащиеся рассуждают о причиненном зле, делают вывод и записывают в тетрадь. Сравнивают поведение Егора и Никиты (составляют таблицу). После рассуждений учащихся общий вывод: неощущение мира живым ведет к неощущению его боли. Дом. / задание. Сочинение «Никита и мир вокруг него в одноименном рассказе Платонова». |