Скачать 35.94 Kb.
|
Обобщающий урок по теме: «Причастие» «В королевстве Причастия» Задачи: - учить монологическому высказыванию по теме, отрабатывать умения находить причастные обороты, выделять их графически, определять в тексте действительные и страдательные причастия, отработать навыки взаимопроверки и взаимоконтроля; - развивать интерес к уроку; - воспитывать чувства ответственности, взаимопонимания, справедливости, взаимоуважения. Ход урока. 1. Оргмомент. Причастье, участье, прикосновенность, сообщенье, сродство, сочувствие, соотношение, сопричастие, связь, зависимость… Грамматическая часть речи, причастная глаголу во образе прилагательного. Толковый словарь. В.И.Даль. 2. Инсценировка. Володя. Вчера на уроке русского языка Л.Л. попросила нас разгадать загадку. Отец. Какую? Володя. А вот посмотри. Встретились как-то трое. (Выходит Глагол) Глагол. Самый сильный – это я – Глагол. Я могу в этом мире всё превратить в движение. Без меня все предметы не могли бы действовать. (Выходит Прилагательное.) Прилагательное. А я- прилагательное. Без меня предметы стали бы безликими, потому что я делаю их красивыми, обозначаю их признаки. Некто. А я – Некто. Я могу делать и то, и другое: заключаю в себе силу Глагола и Прилагательного и обозначаю признак предмета по действию. Помогите мне узнать, кто же я? Володя. Что же это за Некто, который умеет превращать предметы в движение и одновременно обозначать признаки Ответ ребят. Учитель. Правильно. Мы сегодня побываем в королевстве Причастие. А ведь причастие, по словарю В.И.Даля – это…(Обращение к эпиграфу) Но чтобы войти в королевство, нужно угадать пароль. На доске написано: .О..О .О.А.О.А.Ь! Учитель. Как всякие порядочные люди, мы должны иметь представление об этом королевстве. Что же мы знаем о причастии? Блиц-опрос: 1. Причастие это… 2. Причастие имеет признаки … 3. Причастие с зависимым словом называется … 4. Причастный оборот, который стоит после определяемого слова выделяется… 5. Причастный оборот, который стоит перед причастным оборотом не… Задание. Работа на доске. От данных глаголов образовать причастие. Сказать – Нарисовать – Сделать – Выбегать по одному. Бегать – Смотреть – Бросить – Смазать – Смеяться - Учитель. У каждого королевства есть свой герб и гимн. - Ребята рассказывают о гербе. ( Аня Носачёва, Вика Сарьян.) - А Гимн исполняют все. 3.Учитель. Пока жители королевства встречали гостей, случилась очень неприятная история. Начальник отдела «Грамотность» получил объяснительную записку от бригадира грузчиков Недосмотрова И.И. Объяснительная. При транспортировке ящика «Предложения с причастными оборотами» грузчиками Расхлябовым П.П. и Лентяйкиным было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложения. По причине неграмотности это было сделано ими неверно Резолюция. Принять меры по приведению содержимого ящика в исходное состояние. Одному здесь, конечно, не справиться. Нужно работать вдвоём. 4. Идет работа в парах. Задание. Предложения отредактировать, записать, выделить графически причастные обороты, объяснить знаки препинания. (Задания разного уровня сложности). 4. Проверка. - какие получились предложения; - выделить причастные обороты; - объяснить знаки препинания. 5. А вот и Его Величество Король. Король. УКАЗ. Я, Король Глагол, повелеваю: Действительные причастия настоящего времени должны иметь только суффиксы -ущ-. –ющ-, -ащ-, -ящ-, а прошедшего времени должны иметь суффиксы –вш- и –ш-. Страдательные причастия настоящего времени должны иметь только суффиксы –ем-, -ом-, -им-, а страдательные причастия прошедшего времени только суффиксы –енн-, -ённ-, -нн-, -т-. Учитель. Как же мы поняли этот указ? 6. Озвучивание ОК №2. (Конспект на доске) ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА ждёт всех, кто посещает это королевство. Учитель. А теперь в тексте найдите причастия, выпишите их и определите, действительные это причастия или страдательные и какого времени. Текст. Уже вечереет. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, покрывающих небо, и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи, зеленоватое море, покрытое кораблями и лодками, белые строения и народ, движущийся по улицам. Челкаш был овеян примиряющей струёй родного воздуха, донёсшего до его слуха и ласковые слова матери, и солидные речи крестьянина-отца, забытые звуки запаха матушки-земли, только что оттаявшей, только что вспаханной, только что покрытой изумрудным шёлком озими. М. Горький. 7. Проверить. Ответы на доске. 8. Учитель. Умное королевство. Оно считает, что каждый человек должен быть умным. А чтобы король был доволен своими гостями , мы проведем взаимоконтроль. Домашнее задание по плашкам. 9. Взаимоконтроль. Работа в группах. Консультанты проводят взаимоконтроль. Карточки взаимоконтроля с оценками сдаются учителю. Консультанты комментируют работу. 10. Король. Благодарим всех за работу и терпение. Всегда рады видеть вас в нашем королевстве. |