Тире в простом предложении Объясните постановку знаков препинания





Скачать 81.39 Kb.
НазваниеТире в простом предложении Объясните постановку знаков препинания
Дата публикации08.08.2013
Размер81.39 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы


Тире в простом предложении

1. Объясните постановку знаков препинания.

1. Его пример – другим наука. (П.) 2. Самое великое в человеке – способность жалеть и прощать. 3. Лучший способ сохранить память о добрых делах – повторять их. 4. Настоящая храбрость – это осторожность. (Кож.)

2. Найдите подлежащие и сказуемые. Объясните, почему между ними не поставлено тире.

1. Горы как пышные складки на богатой одежде земли.(М. Г.) 2. Ты полевая ромашка, никем не любимый цветок. (Бальм.) 3. Севастополь, очевидно, город чудес. (Пауст.) 4. Бедность не порок. (погов.)

3. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Из всех путей, которые ведут к счастью, самые верные труд и упорство. 2. Герой это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человечества. 3. Единственный способ сделать человека заслуживающим доверия это доверять ему. 4. Вечно надеяться, никогда не отчаиваться таково свойство человека большой души. 5. Почтительность самый замаскированный, самый скрытый и самый элегантный из комплиментов. 6. Всерьёз спорить с мистером Солсбери по вопросам искусства значит не уважать само искусство.(Шол) 7. Огромное для меня удовольствие ходить с ним спозаранку на базар. (Чук)8. Ум без книги как птица без крыльев.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью

  1. Расставьте знаки препинания.

  1. Хочешь я расскажу тебе сказку соглашается Рагим(М.Г.).

  2. Вот и Новый год подумал я поглядывая из скрипучей опушенной инеем кибитки в серое поле как-то мы проживем эти новые триста шестьдесят пять дней (И.Б.). 3. Все же как-то она ему сказала почему ты не думаешь что можешь быть прав и ты и кто-нибудь другой думающий иначе? (И.Т.)

2. Объясните постановку знаков препинания.

1. У древнегреческого поэта-драматурга Софокла (496-406 гг. до н.э.) находим такой афоризм : «Много говорить и много сказать не есть одно и то же». 2. «Величайшее из достоинств оратора – не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно, » - утверждал римский политический деятель, оратор и писатель Цицерон (106-43 гг. до н.э.).

3. Прочитайте текст. Попробуйте оформить реплики диалога как прямую речь.

…Чем больше мы имеем опыта и знаний, иначе говоря, чем более мы развиты и образованны, тем более мы приготовлены ко всякому разговору.

Одного отличного собеседника спросили:

- Почему это с вами разговаривать интересно?

- Я говорю только о том, что знаю; если же чего не знаю, то об этом молчу и стараюсь навести разговор на то, что хорошо мне известно.

В этом весь секрет приятного разговора : говори о том, что знаешь. (Из книги Н.Абрамова «Дар слова»)

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

  1. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. В магазине пахло клеем и ремнями от ранцев. Продавались листы с вырезанными игрушками переводные картинки пёрышки всех сортов и видов тетради ранцы карандаши пластилин для лепки разноцветная бумага. 2. Там можно было и позавтракать и пообедать и поужинать и выпить молока и пива и вина из великолепных разноцветных бокалов встретиться с друзьями провести вечер с дамой. 3. Мы поселились в маленькой но очень уютной гостинице. 4. Мне чудятся то шумные пиры то ратный стан то схватки боевые (П.)

  1. В приведённых ниже примерах рассмотрите определения. Укажите, в каких предложениях они однородны, в каких неоднородны. Расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Зимой на снегу можно видеть много беличьих лисьих и заячьих следов. 2. Воздух и небо по-летнему чистые и голубые. 3. С давних незапамятных времён город жил торговою подчас беспокойною шумной жизнью. 4. Воротник широкой стираной с нераспустившимися складками рубахи как-то особенно опрятно обнимает его стариковскую красную в мелких морщинах шею. 5. Радостно по-весеннему чирикают воробьи.

3. В каком месте запятая лишняя?

    1. Большая комната, голые стены из новых, сосновых брёвен были незнакомы мне. 2) Был серенький, промозглый, осенний день.



Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

  1. Объясните постановку знаков препинания

    1. Всё в танцующей дымке: холмы, перелески. (Н. Рыленков)

    2. Земля и небо – всё одето каким-то тусклым серебром. (А. Фет)

    3. Вчера Алексей намечал себе какие-то ориентиры: сосну, пенёк, ухаб на дороге – и к ним стремился, как к месту отдыха. (Б. Полевой)

  2. Расставьте недостающие знаки препинания.

  1. В лесу мы собирали и травы и ягоды и грибы всё что находили.

  2. Ни столба ни стога ни забора ничего не видно в колеблющемся свете метели. (Л. Т.)

  3. Всюду в поле в роще над рекой царствовало безмолвие.

  4. Всё к чему приходилось прикасаться топор котелок вешки было ледяное и обжигало пальцы.

3. Какие знаки препинания вместо пробелов ты бы поставил?

Для всего ­­­___что существует в природе ___ воды ___ воздуха ___ неба ___ облаков ___ солнца ___ дождей ___ лесов ___ болот ___ рек и озёр ___лугов и полей ___цветов и трав ___в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. (Паустовский)

Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и предложениями.

  1. Объясните постановку знаков препинания.

    1. Где ты, ленивец мой? (Пушкин)

    2. Мы, верно, уж поладим; коль рядом сядем. (Крылов)

    3. Мой приход – я это мог заметить – сначала несколько смутил гостей. (И. Тургенев)

    4. Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей (Тургенев)

  2. Расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Что же ты моя старушка

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты мой друг утомлена

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

(Пушкин)

  1. Может скажешь что-нибудь

Что может краткое свиданье

Мне в утешенье принести?

(Лермонтов)

  1. На маленьком озере оно называлось Лариным прудом всегда плавало много ряски. (Паустов.)

  2. Вечор ты помнишь вьюга злилась

На мутном небе мгла носилась.

(Пушкин)

  1. Какие знаки препинания ты бы поставил вместо пробелов?

  1. Ах ___ лейся ___ лейся ___ ключ отрадный___

Журчи ___ журчи свою мне быль.

  1. Я очень хорошо помню ___ как раз за обедом ___ мне было тогда шесть лет ___ говорили о моей наружности. (Л. Т.)


Знак препинания в предложениях с обособленными членами

Найдите обособленные члены предложения. Объясните постановку знаков препинания.

      1. Их волосы, шёлковые и чёрные, были распущены, ветер, тёплый и лёгкий, играл ими, звякал монетами, вплетёнными в них. (Горький)

      2. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (Пушкин)

      3. Заяц, чуть-чуть постояв, сделал свой первый огромный прыжок. (Пришвин)

2. Расставьте знаки препинания.

  1. Елена шла потупив голову и неподвижно устремив глаза вперёд. (Т.)

  2. Даже сюда в яр заглядывал бродяга-ветер студёный и сухой.(Н. О.)

  3. Валентина Майорова держала в руках замшевую сумочку купленную вчера на последнюю студенческую стипендию. (Горб.)

  4. Академик А. Ферсман неутомимый исследователь и путешественник открыл на Кольском полуострове залежи ценнейшего минерала апатита.

3. Диктант.

Справедливо слыла красавицей Маня Атлярская дочь покойной сестры отца круглая сирота вместе с другой двоюродной сестрой Добровой Маней воспитывавшаяся в нашем кисловском доме. За писаную красоту сосватал некогда мою бабушку родную тётку отца помещик Смирнов… Ходили слухи что ещё в молодости выйдя замуж из бедной дьячковской семьи скоро стала она показывать в супружеской жизни строптивый характер… (И. Соколов – Микитов)


Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

  1. Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

1)Мимо прошла однопарусная яхта, и оттуда что-то весело кричали.

2)Чувство обиды прошло, но мне не становилось легче.

3)То ли он не выспался, то ли кто-то обидел его.

  1. Расставьте пропущенные знаки препинания.

    1. Не то дым шел от костра не то туман поднимался над болотом (Т.).

    2. Мы сидели в тени но и в тени было душно (Т.).

    3. Ничего не могло выйти кроме фальши и лжи а фальшь и ложь были противны его натуре (Л.Т.).

4) Одна сторона поля загромождена возами сена дегтём обозьями лесом колёсами также торгуют тут коровами и всяким скотом (Гр.).

3.Объясните отсутствие запятой между простыми предложениями, входящими в состав сложносочинённых предложений.

1) У Евсеича сорвалась какая –то большая рыба и вдобавок щука отовала удочку (Акс.).

2) А часом позже уже сияло солнце и от земли подымался пар (Бакл.).

3) От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина (Купр.).

4. После каких цифр в предложении необходимо поставить запятую? Объясните свой выбор.

Олени (1) идут дружно (2) оставляя позади себя (3) широкую полосу взбитого снега(4) но подъём становится всё круче (5) а снег глубже (6) и (7) животные начинают сдавать.

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях

  1. Расставьте знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

    1. Увере…ый в себе он даже (не) смотрел как враг ткнётся на землю (Пол.).

    2. Ты хочешь знать что видел на воле ( Л.).

    3. Могли ли они пре…полагать что уже (ни)когда больше (не) увидят друг друга (Фад.).

    4. Тетя и папа сошли (бы) вероятно с ума если (бы) только могли себе представить в каких местах побывал за это время их Петя (Кат.).

    5. (Не) осталось (ни) одного уголка страны где (бы) ( н…) произошло разительных перемен (Пауст.).

2.Расставьте знаки препинания. Объясните их постановку.

1)Синцов твёрдо знал что где-то видел эту женщину но не мог вспомнить ни когда это было ни где (Сим.).

2) Я пробирался туда где гуще зелень где смолистее запах деревьев и куда веселее заглядывал солнечный луч радуясь что удалось там и сям пронизать мглистую густоту листьев (Д.).

3)Долго было слышно как он шагал туда где светился огонёк чтобы поведать чужим людям о своём счастье (Ч.).

4) Сначала страшно показалось Вакуле когда поднялся он от земли на такую высоту что ничего уже не мог видеть внизу и пролетел как муха под самым месяцем так что если бы не наклонился немного то зацепил бы его шапкою (Г.).

Знаки препинания в бессоюзных предложениях
1. Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

1)Небо было почти безоблачно, дул слабый северный ветер (Обр.).

2)Ползти было неудобно : с непривычки болели колени и локти (Некр.).

3)Пробовал бежать – ноги от страха не двигались (Л.Т.).

4) Герасим схватил Муму, стиснул её в своих объятиях; она в одно мгновение облизала ему нос, глаза, усы и бороду (Т.).

2) Расставьте знаки препинания.

1) Однажды проснулся он и видит прямо против норы стоит рак (С-Щ.).

2)Об одном прошу Вас стреляйте скорее (Л.).

3)Руки коченели дыхание прерывалось хрипела грудь (Шишк.).

4)Барин врёт никто не уймёт (Посл.).

5) Родимая сторона мать чужая мачеха (Посл.).

6) Продолжая молчать Ярцев и Кочевой шли по мостовой мимо дешёвых дач трактиров лесных складов под мостом соединительной ветви их прохватила сырость приятная с запахом липы (Ч.).

7) Ярко горели восковые свечи блестели серебро и хрусталь посуды наряды дам и золото и серебро эполет вокруг стола сновали слуги в красных кафтанах слышались звуки ножей стаканов тарелок и звуки оживлённого говора нескольких разговоров вокруг этого стола (Л.Т.).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тире в простом предложении Объясните постановку знаков препинания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дать понятие о сложноподчиненном предложении (спп) с придаточным сравнения, вспомнить другие способы выражения сравнения в тексте,...
Тире в простом предложении Объясните постановку знаков препинания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дать понятие о сложноподчиненном предложении (спп) с придаточным сравнения, вспомнить другие способы выражения сравнения в тексте,...
Тире в простом предложении Объясните постановку знаков препинания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дать понятие о сложноподчиненном предложении (спп) с придаточным сравнения, вспомнить другие способы выражения сравнения в тексте,...
Тире в простом предложении Объясните постановку знаков препинания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выделение грамматической основы предложения, определение способов выражения подлежащего и сказуемого, типов сказуемых; определение...
Тире в простом предложении Объясните постановку знаков препинания iconКонспект урока тема урока «Знаки препинания в бессоюзном сложном...
Цель урока: формирование знаний учащихся о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении
Тире в простом предложении Объясните постановку знаков препинания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тановки знаков препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью; совершенствовать орфографически грамотное...
Тире в простом предложении Объясните постановку знаков препинания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса «Употребление тире в простом и сложном предложении»
Тире в простом предложении Объясните постановку знаков препинания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составьте схемы предложений. В последних двух предложениях расставьте знаки препинания, объясните их постановку.( Слайд №3)
Тире в простом предложении Объясните постановку знаков препинания iconКласс: 9 Цели урока
Образовательная: усвоение обучающимися особенностей знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать...
Тире в простом предложении Объясните постановку знаков препинания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном предложении, 9 урок
Тире в простом предложении Объясните постановку знаков препинания iconКонспект урока русского языка в 9 классе тема: обобщающий урок «Сложноподчинённое предложение»
Формировать умения определять вид придаточного предложения, строить схемы предложения; объяснять постановку знаков препинания
Тире в простом предложении Объясните постановку знаков препинания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия для развития у учащихся умения различать постановку запятой в простом и сложном предложении. Содействовать развитию...
Тире в простом предложении Объясните постановку знаков препинания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновать правильность выбора знаков препинания в бессоюзном сложном предложении
Тире в простом предложении Объясните постановку знаков препинания iconУрок по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цель урока повторить и обобщить знания раздела «Синтаксис и пунктуация», закрепить пунктуационные правила в простом и сложном предложениях;...
Тире в простом предложении Объясните постановку знаков препинания iconКонспект урока «Бессоюзные сложные предложения» Ф. И. О. Мадьярова...
Образовательная: усвоение обучающимися особенностей знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать...
Тире в простом предложении Объясните постановку знаков препинания iconНе является новой для девятиклассников. Им уже знакомы следующие...
Данный проект направлен на расширение знаний учеников о сложносочиненном предложении, на формирование умения употреблять в речи ссп,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск