Скачать 231.42 Kb.
|
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ “МЫ - ВОЛОНТЁРЫ” (для учащихся 8-11 классов) Вид деятельности: социально- преобразующая добровольческая деятельность Разработчики: Афанасенкова Л.М., учитель английского языка МБОУ "СОШ № 32" г. Норильска Красноярского края Манаенко Л.В., учитель музыки МБОУ СОШ №1, г. Астрахань Одариченко О.И., учитель истории МКОУ «СОШ № 4» п. Чегдомын Верхнебуреинского района Хабаровского края Сапожкова А.Ю., учитель географии МОУ «СОШ № 5» г. Вологды Трофимова Е.В., учитель английского языка МБОУ "Баскаковская СОШ" Гагаринского района Смоленской области Чебанова Л.А., учитель истории МБОУ "ООШ № 6" Чистопольского района республики татарстан 2012 Пояснительная записка Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”. Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. Цели: 1. Инициировать и развить подросткового добровольческого движения. 2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания. Задачи: 1. Знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и России. 2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков 3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений. 4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями. 5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере. В основе программы лежат следующие документы:
Программа рассчитана на 2 учебных года. Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, разработку новых программ и проектов. Освоение программы “Мы - волонтёры” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях. Предполагаемые результаты реализации программы Обучающиеся будут знать:
Обучающиеся будут уметь:
Учебно-тематический план
Содержание программы Цели программы: 1. Инициировать и развить подросткового добровольческого движения. 2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания. Программа рассчитана на 164 часа, включает аудиторные учебные занятия (лекции и практические) и внеаудиторные (акции, марафоны, конференции и т.д.). Направления работы
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров). Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям. Проект тренинга по теме “Будьте милосердными” и методические рекомендации к нему см. в Приложении 2. Раздел 3. Учимся работать с документами. Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.
Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров). Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Методическое обеспечение программы Программа “Мы - волонтёры” рассчитана на 164 учебных часа. Реализация программы предполагает сочетание теоретических и практических занятий с обучающимися. Проведение практических занятий осуществляется в разных формах: круглые столы, тренинги, конференции, добровольческие акции и др. При проведении тренингов следует использовать сказки, легенды, притчи (см. Приложение 1). Реализация программы предполагает самостоятельную работу обучающихся с различными источниками информации, а также создание печатной и видеопродукции, подготовку сообщений, написание сценариев и т.д. При проведении практических занятий и добровольческих акций учащихся следует объединять в пары и группы. Возможна и индивидуальная работа обучающихся, например, при подготовке листовок, видеороликов, сообщений и т.п. Реализация программы предполагает создание волонтерского отряда, определение его миссии, планирование работы и участие волонтеров в конкретных добровольческих акциях. Таким образом, можно выделить четыре этапа деятельности волонтерского отряда, рассчитанной на 2 учебных года: 1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2012 г.) – создание отряда, определение структуры, выборы совета отряда. Обучение, тренинги. 2 этап – информационный (ноябрь-декабрь 2012 г.) – создание банка данных о лицах, нуждающихся в помощи, подписание договоров о намерениях с заинтересованными организациями в получении волонтерской помощи (ассоциация детей-инвалидов, городской Совет ветеранов ВОВ и т.п.). Распределение обязанностей среди волонтеров. Разработка плана работы на год. Обучение, тренинги. 3 этап – основной (январь – май 2013 г.) – реализация волонтерских программ. Обучение, тренинги. 4 этап – заключительный (июнь 2013 г.) – подведение итогов работы волонтерского отряда. Оценка результатов работы, обобщение и распространение опыта. Популяризация идей участия молодежи в общественной жизни. Литература 1. Волонтерская служба негосударственной организации социальной сферы. - Киев: Сфера, 2002. 2. Заверико Н.В. Телефон доверия / Пособие для волонтеров. - Запорожье, 1999. 3. Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. - Киев, 2001. 4. Проект “Волонтёрское движение” МОУ «Большечакинская средняя общеобразовательная школа», 2007. Сайты Интернет 1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all 2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481 3. Отряд волонтерского движения http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm 4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm 5. Методические рекомендации по организации волонтерских отрядов по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде http://forum.gorodbg.ru/index.php?topic=345.0 6. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plast-sosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm 7. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/ 8. Проект “Эра милосердия прошла?” 9. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/ 10. Психологическая работа с волонтерами http://vomoo.ucoz.ru/news/psikhologicheskaja_rabota_s_volonterami/2009-10-12-15 Приложение 1 ПРИТЧА Жил старец премудрый в селенье одном, К нему за советом и ночью и днем Шли люди, а он им, как мог, помогал. Но как-то в селение то прискакал Юнец на лихом белогривом коне И молвил: «Старик, посоветуй ты мне Как жить на земле, если злоба вокруг, Как жить, если может предать даже друг. Ты скажешь – быть добрым, но добрым я был, И каждый меня за добро то любил, Любил до тех пор, пока нужен был я, А нужен не стал – и не помнят меня.» Старик помолчал, головой покачал, Спокойно с улыбкой ему отвечал: - Ну что же, друг юный, тебе, как могу И словом, и делом сейчас помогу. Возьми от подсолнуха это зерно, Во влажную землю пусть ляжет оно, Его не забудь по утрам поливать, Да каждое чудо за ним примечать. Чудес будет три – если все их заметишь, То сам на вопрос свой себе ты ответишь. Тот юноша зернышко черное взял, Спасибо сказал и назад ускакал. Все сделал, как старец ему говорил, Подсолнуха семечко он посадил. Водицей его по утрам поливал, Подсолнушек вырос, головку поднял, И стал неотрывно на Солнце смотреть он… В том юноша первое чудо приметил. Вот время прошло, стали зернышки зреть, Толстеть, наливаться, на солнце чернеть. Что птицы склюют, что на землю падет, А все ж каждый плод тот на пользу идет. Не слышит «Спасибо» за это растенье, Тут юноша тихо шепнул в удивленье: - Вот чудо второе! О, щедрый цветок! Как жаль, что себя я дарить так не мог. И только то чудо его удивило, Как молнией третье сейчас же сразило – Ах, как оно просто – всему удивляйся, И каждую мелочь заметить старайся. Воскликнут тот юноша: «Мудрый старик! А я так не жил, не умел, не привык. Спасибо, мой друг, век тебя не забуду, Твой славный совет расскажу я повсюду.» Лишь стоит чуть-чуть повнимательней быть, То даже подсолнух научит, как жить… Приложение 2 Тренинг “БУДЬТЕ МИЛОСЕРДНЫМИ” Ведущий. У врат обители святой Стоял просящий подаянье Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Когда лишь хлеба он просил, А взор являл живую муку, Но кто-то камень положил В его протянутую руку. Учитель. Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье. Творческое задание «Солнце человечности» Разделите детей на группы, раздайте им по листу ватмана и попросите их нарисовать солнце человечности. Каждый участник группы рисует на солнце свой луч и подписывает на нем имя человека, который в трудную минуту жизни отнесся к нему по-человечески. Затем ребята по очереди рассказывают о своих лучах. Из работ делается выставка: «Солнце человечности». Ролевая игра «Кто спасется» Попросите ребят представить, что они идут через пустыню, и раздайте им роли, например: старика, матери, ребенка, отца, проводника и т.д. В игре участвуют от пяти до десяти человек, остальные – судьи. Педагог раскладывает на столе карточки, на которых написано все, что человек может с собой взять в путешествие, например: машину, коня, верблюда, бутылку с водой, книжку, пакет с сухофруктами теплое одеяло, лопату, бутерброды и т.д. Карточек должно быть в пять раз больше, чем игроков. Педагог задает ситуацию, например: нужно перейти пустыню за неделю. Ребята по очереди подбрасывают кубик и берут со стола столько карточек, сколько цифр выпало на кубике. Затем они рассказывают, как поступят с тем, что им досталось, например: не возьмут с собой, поделятся с кем-либо, используют только для себя. Судьи решают, правильно ли тот или иной человек распорядился своим имуществом. После игры ребята вместе с педагогом обсуждают, как доброта и милосердие, проявленные во время игры, помогли им перейти пустыню. Вопросы для беседы:
Ведущий. Я вам прочту сказку В. Немировича-Данченко «Ключ врага милосердного». «Караван шел по пустыне… Солнце жгло. Золотые бугры песков пропадали в ослепительной дали. Небо тонуло в опаловом блеске. Впереди белой извилистой линией – дорога… Ее, собственно, не было. Дорогой здесь казались остовы павших верблюдов. Колодцы остались позади, и пилигримы взяли с собой воды на два дня. Только завтра они могут добраться до оазиса с чахлыми пальмами. Утром еще мерещились вдалеке чудесные марева с синими водами, с тенистыми рощами. Теперь и миражи пропали. Все замирало под строгим взглядом беспощадного солнца… Сонно покачивались всадники, следуя за проводником. Кто-то запел, но в пустыне и песня падает на душу слезами. И певший тотчас же смолк. Тишина… Только слышался равномерный шорох тонких ног, погружавшихся в песок, да шелест шелковых занавесок, за которыми прятались от зноя смуглолицые бедуинки. Все замирало, даже и душа человеческая! На пути встретился каравану умирающий араб; рядом лежал загнанный конь, белый на золотом песке; всадник, завернув в белый бурнус голову, положил ее на бездыханное тело своего друга… Бесстрастно проходили мимо верблюды. Никто из людей даже не повернул головы туда, где из-под белого шелка, остро и жадно следовал за ними взгляд погибавшего в пустыне… Уже весь караван миновал его. Только старик, ехавший позади, вдруг слез с седла и наклонился над арабом. - Что с тобой? - Пить! – только и мог проговорить умиравший. Старик посмотрел вслед каравану – он медленно двигался в ослепительную даль, никто не оглядывался назад. Старик поднял голову в высоту, и оттуда вдруг почудилось ему что-то, какое-то веяние, проникавшее в его душу… Старик снял мехи с водой, обмыл сначала лицо и рот умирающему, потом дал ему сделать глоток… другой. Лицо умирающего оживилось. - Ты из рода Оммиадов? - Да… - ответил старик. - Я угадал по знаку на твоей руке… Я из Эль-Хамидов. Мы смертельные враги… - В пустыне перед лицом Аллаха – мы только братья. Пей!.. Я стар, ты молод. Пей и живи… Умирающий жадно припал к мехам… Старик посадил его на своего верблюда… - Поезжай и расскажи своим о мести одного из Оммиадов. - А ты? - Мне все равно жить осталось мало. - Поедем вместе. - Нельзя. Верблюд мал, он не выдержит такой тяжести. Араб колебался. Но он был молод, его ждала слава и любовь. Он молча сел… Остановился… - У тебя есть родные? - Никого! – ответил старик. - Прощай! Оставшийся долго смотрел ему в след… Он обманул своего врага… У него были дети, но они славились как храбрые воины… Он уже не нужен был им. Караван исчез в ослепительной дали… Солнце жгло… Небо тонуло в опаловом блеске. Старик завернул голову в покрывало и лег лицом к земле. Прошло несколько месяцев. Та же пустыня. Так же пилигримы взяли в последнем оазисе с собой воды на два дня… Сонно покачивались всадники на утомленных верблюдах, и вдруг проводник остановился… - Что там? – указал он вдаль. Нагонявшие его пилигримы тоже в изумлении глядели туда… Там, среди бесконечных песков, видна была зелень. Раскинулись высокие, гордые пальмы, меж пышно поднявшихся кустов журчал источник, и веселый лепет прохладных струй наполнял томную зловещую тишину окружающей пустыни… Яркие цветы нежным благоуханием, точно ласковым приветом, встречали утомленных путников. У ручья лежало нетленное тело милосердного старика. Его подняли, обернули в шелковые покровы и повезли в оазис его рода. Арабы говорят, что новый источник забил из глубочайших недр земли по велению Аллаха там, где в песок упало несколько капель воды из мехов старого шейха. Бедуины зовут этот чудесный оазис ключом «врага милосердного». Вопросы к сказке:
Творческое задание «Оазис милосердия» Представьте, что каждый милосердный поступок превращается в цветущий оазис в пустыне. Нарисуйте такой оазис и расскажите, что должно измениться на земле, чтобы все пустыни превратились в оазисы, и возможно ли это. Творческое задание «Проект помощи» «Люди во всем мире могут выглядеть по-разному, принадлежать к разным вероисповеданиям, могут получать разное образование и находиться на разных ступенях социальной лестницы, но все они одинаковы. Все они люди, которых надо любить и которым надо помогать, если они нуждаются в нашей помощи». Мать Тереза Ребята делятся на группы. Каждая группа должна составить проект деятельности благотворительной организации. Дети должны написать: как будет называться их организация; кому она будет помогать; на каких условиях в ней будут работать люди; кто ее будет финансировать; ее основные принципы и т.д. После того как представители групп расскажут о своих проектах, дети обсуждают, какой из них и как можно осуществить в рамках школы. Можно предложить ребятам составить собственный план деятельности в рамках благотворительного проекта. Вместе с педагогом дети обсуждают свои планы и составляют общий план деятельности. Затем «Проект помощи» вывешивается на стенд, и ребята приступают к его осуществлению. |