Скачать 81.53 Kb.
|
Занятие кружка валеологии по теме: "Привычки человека"Барышникова Людмила Сергеевна, педагог дополнительного образования (валеалог) Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе Тема: привычки человека. Цели:
Задачи:
Ход занятияУчитель: – Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем занятии мы поговорим о привычках. Мы будем беседовать, рассматривать картинки, будем учиться определять понятия аккуратности и неряшливости, будем учиться представлять образ привычек в своём воображении. Постараемся определить влияние привычек на образ жизни человека и его здоровье. Как вы понимаете значение слова привычки? Дети: – Что-нибудь делаешь и нравится это делать. – Что-то всегда делаешь. – Часто делаешь одно и тоже. – Человек к чему-то привыкает и уже без этого не может. Учитель: – Да, привычка – это поведение, действия, склонность к постоянным действиям, ставшим обычными проявлениями в жизни человека. Привычки бывают полезными и вредными. Как вы думаете, почему они так называются? Дети: – Вредные привычки – это плохие, полезные – хорошие. – Плохие привычки вредят, а хорошие – не вредят. – Вредные привычки – это курить и это вредно, а полезные – это всегда здороваться. – Вредная привычка – это лениться, а полезная – всё делать и слушаться. Учитель: Правильно, полезные привычки приносят пользу человеку, а вредные могут доставить неприятности в его жизни. Назовите, пожалуйста, полезные привычки. Дети: – Полезные привычки – всегда мыть посуду, помогать маме. – Делать утром зарядку. – Быть всегда чистым и красивым. – Делать уроки и гулять с собакой. Учитель: – Рассмотрим картинки, на которых отображены действия полезных привычек: “Аккуратно сложенная одежда”. “Ребёнок заправляет постель”. “Аккуратное поведение за столом”. При отсутствии привычки к аккуратности проявляется неряшливость в действиях человека. Это проявление можно назвать вредной привычкой, потому что от проявления неряшливости появляется много неприятностей. Вредные привычки, поселяясь в человеке, разрушают его волю, силы, чтобы человек с ними не справился и не мог бы от них избавиться. Они берут “в плен” человека и начинают им управлять. Мы живем на планете Земля, а наша планета одна из планет Вселенной, в которой находятся много тысяч планет со своими мирами. И во всей Вселенной существуют Законы, по которым развиваются все планеты, звезды, миры, в том числе, и наш мир планеты Земля. Один из таких Законов – Закон Развития Жизни: все растет, все развивается, даёт плоды, семена, которые продолжают эту жизнь. По этим Законам развивается в нашем мире видимое и невидимое проявление жизни. Видимое мы видим, а невидимое мы замечаем по проявлениям действий. Например, мы наблюдаем в течение определённого времени, как развивается жизнь растений, животных, человека, а вот невидимые природные явление мы замечаем по их действиям. Рассмотрим картинку о проявленных действиях ветра. Посмотрите, каким образом художник выразил сам ветер, мы его таким не видим. Можно только представить его в воображении разными образами. А как мы узнаем о ветре? И даже можем определить – какой он? Дети: – Он дует, мы видим, как листочки шевелятся. – Ветер холодный или тёплый. – Сильный ветер ломает ветки у деревьев. – Всё сдувает, бывает пыль. Учитель: – Посмотрите на картинки, как проявляются действия ветра. Послушайте стихотворение о ветре: Кто в полях шумит пшеницей И летит крылатой птицей? Ветер! Кто к земле деревья клонит? Кто волну морскую гонит? Ветер! Так вот и привычки можно представить невидимыми растениями, поселяющимися в человеке, как микробы. Они (привычки), живут в нас, растут вместе с нами и дают видимые проявления действий человека. Эти проявления – плоды привычек, которые влияют на жизнь человека. Какие привычки посеял и вырастил человек в себе, такие плоды и пожинает в своей жизни. Народная мудрость гласит: “Что посеешь, то и пожнешь”. Если человек вырастит в себе сад из хороших, полезных привычек, то получит плоды благоприятные, чудесные, которые принесут ему радость в жизни. Привычки – растения, как и все растения, имеют отростки, которые тоже влияют не только на жизнь человека, но и на его здоровье. Рассмотрим привычку полезную – аккуратность. Если эта привычка прижилась в человеке, то она переходит в его качество, его внутреннее содержание. Это качество проявляется во всем укладе его жизни – его делах, поступках, в отношении к людям и окружающему миру. Такой человек аккуратен в своих обещаниях – всегда их выполняет, никогда никуда не опаздывает. Это надежный человек, на него можно надеяться – он не подведет. “Отростки” аккуратности – бережливость, уважительность и доброжелательность. Аккуратный человек бережливо относится ко всему – бережет предметы труда, время, бережет чужой труд, уважает труд других людей – никогда не оставит за собой мусора, ничего не сломает и не испортит. Такой человек уважает любые проявления жизни – не наступит на жучка, червячка, не сломает ветку, не будет вытаптывать траву. Он бережет тот мир, в котором он живет. Такой человек не разрушает свое здоровье, он будет беречь его и здоровье окружающих людей и здоровье окружающего мира. Он будет добрым и внимательным к окружающему миру и людям, будет видеть, кому нужна его помощь. И жизнь его будет складываться также благоприятно. У него будут хорошие отношения с людьми на работе и дома, за его качества его будут уважать. Он будет стремиться к какой-либо цели и достигнет ее. То есть, он вырастит благоуханный сад с прекрасными плодами для своей жизни. А вот неряшливость приносит много огорчений в жизни человека. Мы сейчас рассмотрим несколько картинок. Учитель выставляет картинки с изображением неопрятного и культурного поведения за столом, иллюстрацию к произведению С.Я. Маршака “Вот какой рассеянный” с аккуратным и неаккуратным поведением на прогулке. Учитель: – Ребята, на ребят с какими привычками приятно смотреть и почему? Дети: – Приятно смотреть на детей чистых, потому что у них хорошие привычки. – У них привычка аккуратности, а у грязных – плохая привычка. Неаккуратным ребятам надо учиться у своих хороших товарищей. Учитель: – Сейчас мы немного отдохнём – будем весёлыми капитанами. Физкультминутка “капитан”.
Учитель: – Ребята, а какие произведения детских писателей вы знаете, в которых говорится о проявлении действий полезных и вредных привычек? (С.Я. Маршак “Вот какой рассеянный”, К.И. Чуковский “Мойдодыр”, “Федорино горе”). – Сейчас я раздам вам книги этих писателей. (Учитель раскладывает на каждую парту книги детских писателей: на один ряд К.И. Чуковского “Мойдодыр”, на другой ряд - К.И. Чуковского “Федорино горе”, на третий – В.В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”). Учитель: – Ребята, найдите в этих произведениях строчки о проявлении неряшливости и аккуратности. Сначала спрошу детей с первого ряда по книге “Мойдодыр”. Вопрос: Кто объяснил мальчику, почему убежали от него вещи? Прочитайте эти слова. Дети: Последовательное чтение несколькими детьми следующих отрывков: 1-й ребёнок: Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник И качает головой. 2-й ребёнок: Ах, ты, гадкий, ах, ты грязный Неумытый поросёнок! 3-й ребёнок: Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: 4-й ребёнок: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, 5-й ребёнок: У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки. Даже брюки, даже брюки убежали от тебя. Учитель: – О чём говорится дальше? Прочитайте эти слова хором, все дети с этого ряда. Дети (хоровое чтение): Рано утром на рассвете Умываются мышата И котята, и утята, И жучки, и паучки. Учитель: – О какой привычке автор говорит этими словами? Дети: – Автор говорит о привычке аккуратности. Учитель: – Сейчас поработают ребята с другого ряда по книге “Федорино горе”. Ребята, найдите в книге место, где посуда рассказывает курице, почему она убежала от Федоры. Дети (последовательное чтение отрывка): 1-й ребёнок: Мимо курица бежала И посуду увидала. 2-й ребёнок: Куд-куда, куд-куда! Вы откуда и куда? 3-й ребёнок: И ответила посуда: “Было нам у бабы худо. 4-й ребёнок: Не любила нас она, Била, била нас она. Запылила, закоптила, Загубила нас она. Учитель: Теперь найдите то место, где Федора поняла, что быть неряхой-замарахой плохо и стала петь песню своей посуде. Дети: 1-й ребёнок: Ой, вы бедные сиротки мои, Утюги и сковородки мои! 2-й ребёнок: Вы пойдите-ка, немытые, домой, я водою вас умою ключевой. 3-й ребёнок: Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком. 4-й ребёнок: И вы будете опять Словно солнышко сиять. Учитель: А теперь найдите место, где Федора исправилась. Привычку-замараху выгнала, а привычку аккуратности пригласила к себе жить. Дети: (Предложить прочитать хором.) Долго-долго целовала и ласкала их она, Поливала, умывала, Полоскала их она. Учитель: – Молодцы, всё правильно нашли. А теперь поработаем с книгой, которая у ребят третьего ряда. (Работа с книгой В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо”.) Ребята, какими словами начинается эта книга? Прочитаем эти слова все вместе. Дети: (Хоровое чтение) Крошка сын к отцу пришёл И спросила кроха: – Что такое хорошо И что такое – плохо? – У меня секретов нет, Слушайте, детишки, Папы этого ответ Помещаю в книжке. Учитель: А теперь найдите странички о привычке неряшливости и аккуратности, Прочитаем их все вместе. Дети: (Хоровое чтение) Если сын чернее ночи, Грязь лежит на рожице, - Ясно, это плохо очень Для ребячьей кожицы. Если мальчик любит мыло И зубной порошок, Этот мальчик очень милый, Поступает хорошо. Учитель: – А теперь найдите слова о том, как мальчик проявляет привычку трудолюбия. Дети: (Хоровое чтение) Если мальчик любит труд, Тычет в книжку пальчик, Про такого пишут тут: “Он хороший мальчик”. Этот чистит валенки, Моет сам калоши. Он хотя и маленький, Но вполне хороший. Учитель: – Какой вывод сделал мальчик и как об этом говорит автор в самом конце книги. Дети: (Хоровое чтение) Мальчик радостный пошёл, И решила кроха: “Буду делать хорошо И не буду плохо”. Учитель: – Сделаем вывод из нашего занятия. Какие навыки нужно приобретать? Какие привычки полезны для здоровья и жизни человека? Дети: – Надо быть аккуратным, всё делать хорошо. – Полезны хорошие привычки, они не вредят здоровью. Учитель: – Ребята, давайте ещё раз повторим слова В.Маяковского – как надо делать правильно. Скажем все вместе: “Будем делать хорошо, И не будем плохо”. Занятие наше подошло к концу. Будьте здоровы. |