Скачать 135.2 Kb.
|
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7 города Благовещенска Программа кружка: «Оч. умелые ручки» Для учащихся 4 - 9 классов специальной (коррекционной) школы Предмет изучения - прикладные виды рукоделия. 2 часа в неделю, 68 часов в год Учитель: Кривенцова И.В. г. Благовещенск, 2011-2012 учебный год СОДЕРЖАНИЕ Стр. Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………. 3 Инструменты, материалы, оборудование, наглядность .............................................................................. 4 Тематический план……………………………………………………………………………………………..5 Содержание предмета…………………………………………………………………………………………..8 Рекомендации для педагогов, работающих по программе……………………………………………….....12 Литература……………………………………………………………………………………………………...13 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (актуальность) Целью работы кружка «Оч. умелые ручки» служит приобщение учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида к различным видам ручного народного творчества. Основной вид его деятельности – работа с нитками и тканью. В программу изучения включены такие виды прикладного рукоделия, как: вышивка, вязание крючком и спицами, лоскутная мозаика, шитьё мягкой игрушки, а, так же элементы поделок из бросового материала. Кружок работает с учащимися разных возрастных категорий: с 4 по 9 класс. Старшим школьникам предлагается научиться изготавливать предметы интерьера, аксессуары и подарки, используя вышивку, лоскутную мозаику, вязание крючком и спицами. Для младших школьников в плане кружка изготовление мягкой игрушки и вязание простых изделий крючком, поделки из бросового материала. Знакомство с прикладными видами рукоделия позволит учащимся развивать фантазию, эстетический вкус, общий кругозор. Работая со спицами, крючком, иглой дети развивают мелкую моторику, глазомер, память, внимание; учатся делать изделия красивыми и аккуратными. Всё это помогает использовать полученные навыки на уроках трудового обучения, а, так же применять эти навыки в своей повседневной жизни, что создаёт условия к лучшей адаптации детей с проблемами в обучении в обществе и в жизни в целом. В конце обучения по программе «Оч.умелые ручки» учащиеся А) должны знать: 1.Правила безопасной работы с ручным инструментом, бытовым швейным оборудованием, электроутюгом. 2.Основные виды прикладного рукоделия, историю их возникновения и приёмы выполнения (вышивка, вязание, лоскутное шитьё, изготовление игрушек). 3.Основные инструменты и материалы, применяемые для различных видов рукоделия, предлагаемого программой. Б) должны уметь: 1. Подбирать материалы для выбранных изделий. 2. Рассчитывать расход материалов, раскраивать изделия. 3.Выполнять различные работы, используя вышивку, вязание, лоскутное шитьё, аппликацию. Изготавливать игрушки из ткани, меха, кожи и т.д. Конечным и промежуточным результатами обучения по программе «Оч.умелые ручки» должны быть работы, представленные на школьных, городских и областных выставках. ИНСТРУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, НАГЛЯДНОСТЬ Для работы по предложенной программе необходимы следующие инструменты и приспособления: иглы швейные, ножницы, напёрстки, булавки английские, швейные булавки, резец для перевода выкроек, линейки закройщика, угольники, сантиметровые ленты, вспарыватели. Необходимое оборудование: бытовые швейные машины, раскройный стол, электрический утюг, гладильная доска, оверлог. Необходимые материалы: карандаши простые и цветные, мел портновский, бумага и картон для выкроек, тетрадь для записей, ластик, ткань, тесьма, кружево, эластичная лента, синтепон, ватин, поролон, клеевой дублерин, клеевая паутинка нитки швейные, нитки для вышивки, пряжа для вязания, лоскут, кожа, мех, клей, и т.д. Наглядность: эскизы изделий, чертежи, образцы, наборы выкроек, инструкционные карты, специальная литература. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА 4 класс Вводное занятие. Название и задачи кружка. Расписание занятий. Повторение правил безопасной работы с клеем, ножницами, иглами и булавками. Необходимые для занятий принадлежности. План работы на год: аппликация из бумаги и ткани, простейшие плоские игрушки. (2 часа) Аппликация из бумаги. Выполнение сюжетной аппликации из цветной бумаги, различной структуры. Правила работы с клеем. Дети работают с готовыми, выкроенными деталями, приклеивают на помеченные в альбомном листе контуры сюжета. Оформляют аппликацию дорисованными цветными деталями. (Темы аппликаций: «Осень», «Попугай», «Цветочная поляна», «Букет цветов», и т.д.) (4 часа) Конверт для выкроек и кроя игрушек. Показ образцов конвертов. Детали образца, материалы для изготовления конверта, раскрой деталей. Изготовление и оформление конверта, сравнение готового изделия с образцом. (6 часов) Аппликация из ткани. Выполнение аппликации из ткани различными методами соединения: склеиванием (с помощью клея или утюга), пришиванием ручными стежками. (10 часов) Подготовка к областной выставке. Работа на областную выставку «Созвездие». Свободный выбор изделий детьми. Планирование последовательности выполнения работы. Подбор материалов для изделий. Практическое выполнение работы. (16 часов) Плоская игрушка. Выполнение игрушки – сувенира (например - игрушки «Акварелька», иди «Капитошка»). (4 часа) Выполнение игрушки-кошелька: «Собачка», «Медвежонок», «Зайчишка». (6 часов). Выполнение игрушки-кармана. (6 час). Изготовление плоских игрушек на свой выбор. (14 час). Всего за год – 68 часов. 5 класс Вводное занятие. Название и задачи кружка. Расписание занятий. Повторение правил безопасной работы с ручным инструментом. Необходимые для занятий принадлежности. План работы на год: Изготовление объёмных игрушек их ткани, меха, кожи. Показ образцов и изучение специальной литературы. (2часа). Полуплоские игрушки. Изготовление полуплоских игрушек из ткани, с применением отделки из меха и кожи, из цикла «Весёлый карнавал», зайчик, Дед Мороз, черепашка и т.д. Материалы для набивки: вата, ватин, поролон. (8 часов) Особенности и возможности тканевого шара. Секреты изготовления шара из ткани. Изготовление игрушек, с применением деталей – тканевых шаров (Цыплёнок, Морозик, Тимошка, Колобок, Капитошка). (10 часов) Подготовка к областной выставке. Работа на областную выставку «Созвездие». Свободный выбор изделий детьми. Планирование последовательности выполнения работы. Подбор материалов для изделий. Практическое выполнение работы. (16 часов) Объёмные игрушки. Изготовление игрушек из ткани, меха, кожи и т.д. Самостоятельное изготовление выкройки и раскрой игрушки. (Щенок, Попугай, Котёнок, и т.д.) (20 часов). Свободный выбор изделия. Выбор игрушки, подбор материалов для её изготовления, составление порядка изготовления игрушки, изготовление выкройки, раскрой, пошив игрушки. (12 часов) Всего за год – 68 часов 6 класс Вводное занятие. Название и задачи кружка. Расписание занятий. Повторение правил безопасной работы в мастерской. Необходимые для занятий принадлежности. План работы на первую четверть – вязание крючком. (2 часа) Вязание крючком. Техника вязания крючком, нитки для вязания. Правила безопасной работы крючком. Вязание крючком цепочки из воздушных петель. Постановка рук. Название петель при вязании крючком. Примеры изделий, связанных крючком. (2 часа) «Волшебная клумба». Коллективная работа. Вязанные крючком цветы пристёгиваются на пуговицы к лоскутной клумбе. Изделие носит коррекционное, развивает моторику рук. (14 часов) Подготовка к областной выставке. Работа на областную выставку «Созвездие». Свободный выбор изделий детьми. Планирование последовательности выполнения работы. Подбор материалов для изделий. Практическое выполнение работы. (16 часов) Лоскутная мозаика. Учащимся предлагается несколько вариантов композиций из лоскутков. Каждая выбирает себе картинку для работы, подбирает лоскутки, нитки, тесьму и т.д. Эскиз переноситься на основу, вырезаются детали картинок. Детали прикрепляются к основе булавками. Составляется последовательность выполнения работы. Выполняется работа по составленному плану. Окончательная отделка, ВТО. (20 часов) Вязаные мелочи. Учащимся предлагается выбрать какое-нибудь небольшое изделие и связать его с помощью крючка. Это могут быть игрушки, прихватки, брелки и т.д. (14 часов) Всего за год – 68 часов 7 класс Вводное занятие. Название и задачи кружка. Расписание занятий. Повторение правил безопасной работы с ручным инструментом. Необходимые для занятий принадлежности. План работы на учебный год: вязание на спицах. (2часа). Вязание на спицах. Техника вязания на спицах. Постановка рук, набор петель, выполнение лицевых и изнаночных радов вязания. Выполнение платочной вязки, выполнение чулочной вязки. (6 часов). Вязаные сувениры. Выполнение простых сувениров с применением лицевых и изнаночных петель. (24 часа) Подготовка к областной выставке. Работа на областную выставку «Созвездие». Свободный выбор изделий детьми. Планирование последовательности выполнения работы. Подбор материалов для изделий. Практическое выполнение работы. (16 часов) Вязание нитями в несколько цветов. Вязание на пяти спицах. Правила вязания орнамента из нескольких цветов пряжи. Вязание рукавичек, шапочек, шарфиков или носков с орнаментом. (20 часов). Всего за год – 68 часов 8-9 класс Вводное занятие. Название и задачи кружка. Расписание занятий. Повторение правил безопасной работы в мастерской. Необходимые для занятий принадлежности. План работы на год – вышивка гладью и крестом миниатюр, изделия из лоскутков. (2 часа). Вышивка крестом, гладью. Вышивка небольших миниатюр крестиком, как закрепление навыков, полученных на уроках швейного дела. Учащиеся самостоятельно выбирают рисунки для вышивки, подбирают нитки. (14 часов) Подготовка к областной выставке. Работа на областную выставку «Созвездие». Свободный выбор изделий детьми. Планирование последовательности выполнения работы. Подбор материалов для изделий. Практическое выполнение работы. (16 часов) Лоскутная мозаика. Выполнение изделий из лоскутков на выбор. Использование элементов вязания крючком и спицами для оформления работ. Выполнение наволочек на диванные подушки, накидок, панно и чехлов на стулья в технике «Печворк». (20 часов) Аксессуары и поделки для дома. Стильные сумочки,, органайзеры, абажуры и другие мелочи, выполненные из ткани, ниток, бусин, бисера, бросового материала. Девочки самостоятельно выбирают изделие, предложенное в имеющейся в мастерской литературе. Разработка эскиза, составление плана работы, подборка материалов производиться с помощью учителя. Дети выполняют изделия, пользуясь составленным планом и помощью учителя. (16 часов) Всего за год – 68 часов РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ ПО ПРОГРАММЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2006г.
|