№ урока
| Содержание
| Кол-во
часов
| Сроки
|
| Тема 1. Изучение природы.
| 4
|
|
1.
| Введение. Науки о природе.
| 1
|
|
2.
| Методы изучения природы. Практическая работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований».
| 1
|
|
3.
| Великие естествоиспытатели.
| 1
|
|
4.
| Обобщающий урок по теме «Изучение природы».
| 1
|
|
| Тема 2. Вселенная.
| 14
|
|
5.
| Как древние люди представляли себе Вселенную.
| 1
|
|
6.
| Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
| 1
|
|
7.
| Н. Коперник, его модель Вселенной.
| 1
|
|
8.
| Дж. Бруно и Г. Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника. Практическая работа №2 «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд».
| 1
|
|
9.
| Соседи Солнца.
| 1
|
|
10.
| Планеты-гиганты и маленький Плутон.
| 1
|
|
11.
| Спутники планет.
| 1
|
|
12.
| Астероиды. Кометы.
| 1
|
|
13.
| Метеоры. Метеориты.
| 1
|
|
14.
| Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда.
| 1
|
|
15.
| Многообразие звезд. Созвездия.
| 1
|
|
16.
| Галактики. Световой год.
| 1
|
|
17.
| Многообразие галактик.
| 1
|
|
18.
| Обобщающий урок по теме «Вселенная»
| 1
|
|
| Тема 3. Земля.
| 18
|
|
19.
| Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.
| 1
|
|
20.
| Современные представления о возникновении Земли.
| 1
|
|
21
| Что у Земли внутри.
| 1
|
|
22.
| Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Практическая работа №3 «Описание и сравнение признаков 2-3 веществ».
| 1
|
|
23.
| Вещества и явления в окружающем мире.
| 1
|
|
24.
| Многообразие явлений природы. Практическая работа №4 «Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т.п.)
| 1
|
|
25.
| Землетрясения. Вулканы.
| 1
|
|
26.
| Суша планеты.
| 1
|
|
27.
| Характеристика природных условий материков.
| 1
|
|
28.
| Воздушная одежда Земли.
| 1
|
|
29.
| Погода. Практическая работа №5 «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра».
| 1
|
|
30.
| Климат. Практическая работа №6 «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей».
| 1
|
|
31.
| Ураганы. Смерчи.
| 1
|
|
32.
| Гидросфера Земли, ее части.
| 1
|
|
33.
| Мировой океан.
| 1
|
|
34.
| Воды суши.
| 1
|
|
35.
| Неповторимая планета.
| 1
|
|
36.
| Обобщающий урок по теме «Земля»
| 1
|
|
| Тема 4. Жизнь на Земле.
| 15
|
|
37.
| Развитие жизни на Земле.
| 1
|
|
38.
| Животные прошлого.
| 1
|
|
39.
| Живые клетки.
| 1
|
|
40.
| Строение клетки. Лабораторная работа №1 «Клеточное строение организмов».
| 1
|
|
41.
| Царства живой природы. Практическая работа №7 «Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации».
| 1
|
|
42.
| Одноклеточные организмы.
| 1
|
|
43.
| Многоклеточные организмы.
| 1
|
|
44.
| Беспозвоночные и позвоночные организмы.
| 1
|
|
45.
| Среда обитания организмов. Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней.
| 1
|
|
46.
| Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.
| 1
|
|
47.
| Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве. Практическая работа №8 «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян».
| 1
|
|
48.
| Жизнь на разных материках.
| 1
|
|
49.
| Природные зоны Земли.
| 1
|
|
50.
| Жизнь в морях и океанах.
| 1
|
|
51.
| Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле».
| 1
|
|
| Тема 5. Человек на Земле.
| 17
|
|
52.
| Происхождение человека. Древние предки человека.
| 1
|
|
53.
| Первые люди. Жизнь наших предков.
| 1
|
|
54.
| Как человек открывал Землю.
| 1
|
|
55.
| Открытие Австралии и Антарктиды.
| 1
|
|
56.
| Десять великих путешественников.
| 1
|
|
57.
| Как человек изменил Землю.
| 1
|
|
58.
| Три «подарка» человека самому себе и своей планете.
| 1
|
|
59.
| Жизнь под угрозой.
| 1
|
|
60.
| Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания. Практическая работа №9 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения».
| 1
|
|
61.
| Исследовательский проект по теме «Есть ли экологические проблемы в Пензенской области?»
| 1
|
|
62.
| Исследовательский проект по теме «Есть ли экологические проблемы в Пензенской области?»
| 1
|
|
63.
| Исследовательский проект по теме «Есть ли экологические проблемы в Пензенской области?»
| 1
|
|
64.
| Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа №10 «Измерение своего роста и массы тела».
| 1
|
|
65.
| Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа №11 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».
| 1
|
|
66.
| Здоровье человека и безопасность жизни. Ядовитые животные и растения.
| 1
|
|
67.
| Обобщающий урок по теме «Человек на Земле».
| 1
|
|
68.
| Обобщающий урок по всему курсу природоведения.
| 1
|
|
| ИТОГО
| 68
|
|