В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2006-2010 годы»
НОМИНАЦИЯ: «Разработка урока» ПРЕДМЕТ: внеклассное чтение ТЕМА: «Любимых детских книг творец. А.П. Гайдар». АВТОР: Дряхлова Людмила Ивановна
МОУ СОШ №7 г. Чебаркуля Челябинской области
г. Чебаркуль
2010г.
Цели: 1. Ввести детей в мир произведений А.П.Гайдара, показать учащимся многогранность его творчества, расширить читательский кругозор учащихся, дать настрой на чтение книг летом.
2. Развивать речь, память, мышление, внимание учащихся. Развивать навыки осознанного чтения; сформировать умение анализировать произведение.
3. Привить любовь и интерес к чтению, книге, слову. Создать условия для воспитания гражданственности и чувства патриотизма.
Оборудование: оформление доски (портрет писателя, годы его жизни); плакаты «Бюро находок», «Книжная лавка»; книги писателя; предметы: звезда, сабля, голубая чашка, яблоко, камень, письмо в конверте, связка учебников, фотоаппарат, воздушные шары, барабан, календарь, вертушка, букет цветов; выставка детских рисунков «Наш вернисаж»; кроссворд.
Предварительная подготовка:
1. Учащимся предлагается прочитать книги А.П.Гайдара.
2. Оформляется выставка книг писателя «Книжная лавка».
3. Оформляется сменный стенд: портрет, краткая биография писателя.
4. Проводится конкурс рисунков к произведениям А.Гайдара.
5. Учащимся предлагается принести вещь в «Бюро находок» (на усмотрение ученика).
Этап урока
|
Ход урока
|
1.Орг.момент
2. Мотивация учения. Разгадывание кроссворда.
3.Подготовка к восприятию. Вступительное слово учителя.
4. Книжная лавка
5. Комментиро-
вание
иллюстраций
6. «Бюро находок»
7. «Назови
произведение по
отрывку…»
8. Чтение учащихся
9. Рассказ учителя о
создании
произведения
Чтец:
10. Тимуровская работа
11. Итог урока
|
Разгадав данный кроссворд, вы сможете ответить на мой вопрос. О каком писателе мы будем вести разговор на сегодняшнем уроке внеклассного чтения?
1. Имя одного из братьев – близнецов, который чуток душой, он «растеря и разиня», при этом умеет петь песни.
2. Имя мальчика, « полезшего в колхозный сад, чтобы набрать там яблок и тайно насытиться им до отвала».
3. По словарю Ожегова: «нечто неразгаданное, еще не познанное»; «нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет».
4. Продолжи: «Тимур и его …».
5. Имя девочки, дочери лейтенанта Егорова.
6. Фамилия девочки, которая прогуляла школу. Итак, о ком же пойдет речь? ( Вертикальная строка кроссворда) А.П.Гайдар писал: «Вероятно, потому, что в армии я был еще мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была – жизнь, как оно все начиналось и продолжалось».
Так вошел Гайдар в литературу. Вторая армия, многомиллионная армия читателей, нашла своего полководца.
На замечательных книгах писателя выросло не одно поколение школьников. Наши мамы и папы, бабушки и дедушки читали их с увлечением, читают их и сейчас современные дети.
Герои книг Аркадия Петровича интересны всем поколениям – они борются со злом, совершают добрые поступки.
Гайдар хотел, чтобы его юные читатели, подражая героям его произведений, сами становились героями, учились любить свою Родину. Предлагаю посетить «Книжную лавку».
- Назовите книги, которые вы прочитали?
- Чем они вам запомнились?
- Герои, каких произведений Гайдара вам близки и понятны?
- Обратите внимание, среди старых книг, которые побывали в руках многих читателей, есть книги новые, современно оформленные. О чем это говорит?
- Почему переиздаются книги А.П,Гайдара?
- Сейчас на книжных прилавках можно найти прекрасно иллюстрированные переиздания лучших книг Гайдара. Его книги дают возможность окунуться в романтику далеких лет.
- Как вы думаете, что нравилось в этих книгах вашим бабушкам и дедушкам, мамам и папам?
- В чем же секрет книг Гайдара? - Многие ребята попробовали себя в роли иллюстраторов книг к произведениям А.П.Гайдара. Дадим им слово.
Учащиеся по-очереди демонстрируют рисунки, зачитывая проиллюстрированный отрывок. - Предлагаю посетить «Бюро находок». Ваша задача узнать литературное произведение или героя по принадлежащим ему предметам.
Среди находок:
Письмо в конверте «Чук и Гек»
Связка учебников « Совесть»
Барабан « Судьба барабанщика»
Камень, яблоко «Горячий камень»
Голубая чашка, вертушка «Голубая чашка»
Звезда «Тимур и его команда»
Букет полевых цветов « Маруся» и т. д.
При ответе ученики обосновывают свой выбор.
- Молодцы! Все потерявшиеся предметы нашли своих хозяев, бюро закрыто. Учитель зачитывает отрывки из произведений, учащиеся должны вспомнить их названия.
«С тех пор прошло много лет, но камень тот так и лежит на той горе неразбитым». ( «Горячий камень».)
«Прошло три дня. Со Славкой повидаться мне так и не удалось – в парк он больше не приходил». («Судьба барабанщика».)
«Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руки и повести через рощу». (Совесть».)
«Перескочив плетень, Димка пробрался на темный двор и заметил сидевшую на крыльце мать». («Р.В.С.».)
«Очень странно! Этот чердак был обитаем. На стене висели мотки веревок, фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта поселка, вся исчерченная непонятными знаками». («Тимур и его команда».)
«Прощай, Маруся! А чашки твоей мы все равно не разбивали». («Голубая чашка».)
«Жил человек в лесу возле Синих гор. Он много работал, а работы не убавлялось, и ему нельзя было уехать домой в отпуск». («Чук и Гек».)
«Шпион сунул нож в карман и, не сказав ни слова, пошел дальше». (Маруся».)
«Нас распустили на летние каникулы. Мы с Федькой строили всевозможные планы на лето. Работы впереди предстояло много». («Школа».)
«Глупый, глупый Исайка! Он думает, что в блиндаже сидеть так же просто, как играть в чижа». («Четвертый блиндаж».)
«- Они, аэропланы, всегда летают только в дальние. В ближние что? В ближние и на лошади можно доехать. Аэропланы – в дальние. Мы, когда вырастем, Петька, то тоже – в дальние. Там есть и города, и огромнющие заводы, и большущие вокзалы. А у нас нет». («Дальние страны».)
Желающие учащиеся зачитывают заранее подготовленный дома отрывок, наиболее для них интересный. Класс слушает и выбирает лучшего чтеца.
- Назовите свое любимое произведение А.П.Гайдара, на героя которого вам хотелось бы быть похожим.
(Большинство учащихся в классе назвали повесть «Тимур и его команда».) - А знаете ли вы, как создавалось это произведение?
В Москве жила маленькая девочка. Ее отца убили японцы на дальневосточной границе. Девочка долго болела и не могла ходить. Гайдар приходил к ней в гости, приносил ей игрушки, конфеты. А в большом доме на Арбате жил старый писатель. Он давно ничего не писал и даже читать не мог, так как плохо видел. Аркадий Петрович часто к нему заходил, вслух читал новые книги, и старый человек радовался, что о нем не забыли. А еще в Москве жил товарищ Гайдара. В бою ему оторвало ногу и повредило грудь. По профессии он был переплетчиком книг. Гайдар доставал ему работу и разносил переплетенные товарищем книги по заказчикам. Аркадий Петрович был очень добрым и отзывчивым человеком. Среди его друзей и товарищей, пожалуй, не было ни одного, кому бы он не помог в трудную минуту. Все больше становилось таких знакомых и друзей, которые нуждались в помощи и поддержке. Времени катастрофически не хватало, чтобы помогать всем. И вот однажды вечером в комнату к писателю влетел футбольный мяч. Гайдар выбросил мяч на улицу, а утром поговорил с ребятами, которые играли во дворе в «казаков – разбойников». Гайдар сказал им, что почему бы им вместо «разбойников» не играть в «хороших людей». А затем не только рассказал о больной девочке и старом писателе, но и пообещал придумать для них хорошую игру. Обещание свое он выполнил, написав замечательную повесть – игру «Тимур и его команда».Появилась она вначале как киносценарий, затем Гайдар написал одноименную книгу. Это произведение дало начало благородному направлению в деятельности пионерской организации – тимуровскому движению. Действующие повсюду тимуровские команды помогали семьям ушедших и погибших на фронте воинов. Мы, тимуровцы, внуки Гайдара,
Это значит – всегда мы в пути.
И недаром, ребята, недаром
Наш девиз: «Людям радость нести!» Мы осилим любые преграды,
Чтоб развеять беду поскорей,
И улыбка нам будет наградой,
Мир светлей от улыбок друзей. Мы хотим, чтобы каждое утро
Добрым утром назвать мы могли,
Ведь недаром мы звезды Тимура
От сердец наших верных зажгли. С нами рядом герои Гайдара,
Нас они окрыляют в пути.
И недаром, ребята, недаром
Наш девиз: «Людям радость нести!»
К.Ибряев
- Как вы думаете, в современных условиях как может развиваться тимуровское движение?
- Вспомните, какую тимуровскую работу мы с вами провели накануне праздника Дня Победы? -Что объединяет все произведения А.П.Гайдара?
- Чем они различаются?
- Что вам хочется прочитать?
За отличную работу дети получают в подарок маленькие записные книжки – сувениры. Учащимся предлагается все добрые благородные поступки, совершенные за лето, записать в них, и после каникул поделиться впечатлениями с классом.
| |