Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 107.27 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.04.2014
Размер107.27 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
«Сокровища звёздного неба».
Учитель начальных классов

МОУ-СОШ № 4

г.Петровска Саратовской области.

2010 г.

Возраст учащихся: 4 класс (10 лет)

Время: 20 мин.

Тип занятия: ознакомление с новым материалом, с использованием технологии «Развитие критического мышления».
Цель: создать условия для эффективного усвоения понятий «звёзды» и «созвездия» через приемы по технологии РКМ.

Задачи:

образовательные:

1) дать учащимся представление о звёздах и созвездиях;

2) научить находить созвездия на звёздной карте ;

развивающие:

3) развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления в процессе изучения новой темы,

4) формировать умение грамотно выражать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

5 ) развивать творческое мышление учащихся;

воспитательные:

6) воспитывать коммуникативные умения учащихся и умения работать в группе;

7) повышать мотивацию к процессу обучения.
Оборудование:

Для учителя: интерактивная доска или мультимедийный проектор,компьютер, презентация, ресурс ЦОР № 201418 «Планетарий»

Для учащихся: рабочие листы ( выписки из словарей словарных статей по теме «созвездие», «сокровища», легенды разных народов о созвездии «Большая медведица», таблицы ключевых слов для создания легенды), звёздочки для творческой работы и составления созвездий.
Ход занятия:


Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

(Слайд 1,2)

1.Стадия вызова.
Психологический настрой

(Слайд 3)


(Слайд 4)


(Слайд 5)

Стратегия «До и после»

(Слайд 6)

(Слайд 7)
(Слайд 8)




( на фоне музыки читается отрывок из стихотворения Ольги Слёзкиной «О звёздах» )

Ночами тёмными из глубины веков
Мерцают звёзды нам – глаза небесные.
Пленят привычно умников и дураков
Сияньем чистым и нетленной неизвестностью…
- Звёздное небо раскрывается перед нами по ночам, словно огромное окно в неведомый, волнующий, завораживающий мир. Поднимешь голову и смотришь, смотришь, как будто путешествуешь по вселенной.

-Вселенная… какое красивое, величественное слово! Во вселенной бесчисленное множество звёзд.

- А на что похожи звёзды, с чем их можно сравнить?
- Можете ли Вы предположить тему нашего занятия?

- «Сокровища звёздного неба».

- О чём мы постараемся узнать на уроке?

( - А самое главное, выясним, какие сокровища таит в себе звёздное небо)

- Как вы думаете, почему звёзды видны только ночью?
- А что ещё интересного вы знаете о звёздах?

- Как много звёзд на небе, и какие они все разные! А часто ли Вам удаётся понаблюдать за звёздным небом? Почему?

- А вот раньше, уже даже в глубокой древности человек подолгу наблюдал за звёздным небом. Зачем это ему было нужно?

Работа с заданием №1 в рабочих листах

Давным – давно, когда люди жили в пещерах, носили одежду из шкур и грелись у костра, они не знали ни часов, ни календаря, ни компаса. Но ведь им приходилось надолго уходить на охоту. И небо заменяло им и часы, и календарь, и компас. А если им приходилось ночью добираться до своего жилища, то они ориентировались по звездам.

У звёзд спрашивали скоро ли утро. По звёздам определяли когда придёт весна.


Рис. 1 Работа по заполнению таблицы «До и после»
- В старину люди думали, что звезды – блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Ведь тогда еще не знали, что каждая звезда – отдаленное Солнце, которое в миллиарды раз больше Земли.

Сначала им казалось, что звёзды в беспорядке рассыпаны по небу. Но человек наблюдал за звёздным небом и соединил звезды воображаемыми линиями. Так получились разнообразные фигуры, которые ещё в древности назвали СОЗВЕЗДИЯ.


с огоньками, с драгоценными камнями, россыпи драгоценностей, сокровища.

- Звёзды. Звёздное небо.

Сокровища звёзд.

(дети высказывают предположения)

- Оказывается звёзды и днём находятся на своих местах. Но их не видно из-за солнечного света.

Ответы детей.

Ответы детей помещаются в таблицу «До и после» в графе «До»


После прочтения заполняется графа «После»


II. Стадия осмысления.

(Слайд 9)

Стратегия «Кластер» ( до и после)


(Слайд 10)

(Слайд 11)

(Слайд 12)

(Слайд 13)
(Слайд 14)


(Слайд 15)
(Слайд 16)

(Слайд 17)

(Слайд18 – закрепление19

ориентирование)
(Слайд 20)

(Слайд 20, щелчок - мультфильм)

Стратегия «Ключевые слова»

(Слайд 21)

(Слайд 22)

(Слайд 23)

(Слайд 23, щелчок)



Работа со словом «Созвездие»

( кучка, группа, соединение, скопление звёзд; звёздный рисунок)

Работа со словарём.

В рабочих листах № 2. Словарные статьи.
(коллекция, узор звёздного неба, участки звёздного неба для ориентации на небе, участок неба с установленными неизменными границами; памятники древней культуре человека, его мифов, интересов, образ жизни и мышления людей.)



Рис. 2 Составление кластера «Созвездие»
- А какие созвездия вы уже знаете?

- Одни созвездия можно видеть на небе круглый год, а другие видны только весной или летом, осенью или зимой.

Все небо разделено на 88 созвездий, и у каждого свое имя.

Модель «88 созвездий звёздного неба» из ресурса «Планетарий» ЦОР



Рис. 3. Интерактивная модель «88 созвездий».
Практическая работа. Рабочие листы № 3

Попробуйте соединить некоторые звезды на рисунке и получить схематическое изображение одного из самых известных созвездий.



Рис.4 Находим созвездие

-Еще на заре человечества люди начали ориентироваться среди множества звезд, образуя мысленно фигуры из их групп.

- Кто знает как называется это созвездие?

-Сколько звёзд образуют ковш?

- Это самая заметная часть созвездия Большая Медведица.

В нем есть и другие звезды. Все вместе они напоминали древним грекам фигуру медведя. Из-за этого и получило свое название.
В видимом расположении звезд разные народы видели разные фигуры. Например, у киргизов семь звезд Большой Медведицы назывались «конь на привязи», а у древних египтян – «гиппопотам». Существовали и другие названия - Плуг, Лось, Повозка, Семь Мудрецов, БОЛЬШАЯ ТЕЛЕГА и др.
- Как же можно ориентироваться по звездам, если их на небе великое множество?

«Планетарий» Модель «Ориентация по созвездиям. Нахождение полюса мира»



Рис. 5 Ориентация по созвездиям. Нахождение полюса мира.



Рис. 6 Ориентация по созвездиям. Нахождение полюса мира.

- Найдите на небе созвездие Большой медведицы. Если соединить две звезды Большого ковша противоположные ручке и от них мысленно провести линию и отмерить 5 таких же расстояний, то вы найдёте ПОЛЯРНУЮ ЗВЕЗДУ.

Это одна из звёзд созвездия Малая Медведица. Полярная звезда – это звезда компас. Она всегда укажет вам направление на север.
Звёзды, звёзды, с давних пор

Приковали вы на веки

Человека жадный взор.
И в звериной шкуре сидя

Возле красного костра,

Неотрывно в кубок синий

Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчаньи долгом

Человек в простор ночной -

То со страхом,

То с восторгом,

То с неясною мечтой.
И тогда с мечтою вместе

Сказка зрела на устах:

О загадочных созвездьях,

О неведомых мирах.

Когда в ночной тишине смотришь на звезды, сами собой в голове рождаются всякие сказки, одна красивее другой. Звездное небо – это целая книга сказок.

На севере звезда видна,
И называется она
Полярною звездой.
Она надёжный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди космических огней
Всё ходят чередой.

В.П.Лепилов "Космическая сказка"Астрахань:"Волга", 1992, стр.34-35
- Попробуем сочинить сказку и мы с вами.

Используя данные слова сочините свою историю о Большой и малой медведице.

ДОРОГА ОХОТНИК СТРАХ МЕДВЕДИЦА МЕДВЕЖОНОК ЗВЁЗДЫ

(пока дети сочиняют, музыка «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка»)

- По группам представление своих сказочных историй.

- А теперь узнаем ещё несколько легенд об этих созвездиях.

Рабочие листы. № 4.

Каллисто – медведица, повозка, Калисто и собака, тетушки-болтушки, сын коровы и человека, медведицы Киносура и Гелика, Велес и его мать Амелфа, Медведицы Мелисса и Гелика кормили Зевса.
- Почему истории все разные?
- Вернёмся к теме нашего урока. Какие же сокровища хранит звёздное небо?

Рабочие листы № 5

Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой

СОКРОВИЩА - Драгоценности, деньги, очень ценные, дорогие вещи. 2) Богатства земных недр, природы. 3) Духовные, культурные и материальные ценности, созданные человеком.

“Звёздное небо, - пишет один из астрономов, ученых, изучающих Вселенную, - великая книга Природы. Кто сумеет её прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас Космоса. ”

Историю, обычаи и нравы, образ мышления и жизни древних людей; открытия, загадку, тайну, тепло, энергию, свет

Составляется кластер к слову «созвездие» - из ассоциаций или догадок учащихся, их имеющихся представлений. (до)

После работы со словарями кластер дополняется основными составляющими. (после)

Ответы детей

Дети соединяют и получают изображение большого ковша созвездия Большая медведица
Далее работа на доске

III. Стадия рефлексии

(Слайд 24)

(Слайд 24, гиперссылка)

Стратегия «Синквейн»

(Слайд 25)

(Слайд 25, щелчок)



Проверка усвоения темы.

  1. Практика «Созвездия» из электронного пособия «Планетарий»




Рис. 7 Выполнение заданий из раздела «Практика»

Домашнее задание.

Заполнение паспорта созвездия.

С. 16-21, вопросы с. 21
- Какие вопросы остались у Вас после сегодняшнего урока? Что ещё захотелось узнать? Где можно найти информацию по теме?

-Думаю вам интересно будет познакомиться с книгами и фильмами по данной тематике.
- А сейчас, на память выложим свои созвездия.

- У вас у каждого на столах звёздочки. Напишите на 1 звёздочке – имя существительное по теме занятия (Звёздное небо, созвездие, Большая медведица)

На 2-ой – 2 прилагательных – описание темы

На 3-ей – 3 глагола – действие

На 4-ой – фразу из 4-х слов – свои чувства и отношение к теме

На 5-ой – синоним к названию – повторение сути.
= Спасибо за работу и сотрудничество!
Картина звездного неба все еще остается самою величественною изо всех картин, а книга о небе - самою занимательною из всех книг. Будем же любоваться этой картиной и вглядываться все пристальнее и пристальнее; будем читать эту книгу, чтобы стать разумнее, благороднее, нравственнее и совершеннее.




Работа в группах

По группам прикрепляются к доске в созвездия и зачитываются получившиеся стихотворения – синквейны


Литература:
Энциклопедия «Я познаю мир - Космос». М.:АСТ, 1999.

Гордон Уэллс, Космос. М.: Слово, 1999.
Е. Левитан. Малышам о звездах и планетах. М.: Педагогика, 1986.
Географический атлас "Мир вокруг нас". М.: Главное управление геодезии и картографии, 1989.
Энциклопедия "Радость познания". Том 1 "Наука и Вселенная". М.: Мир, 1987

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск