«Сокровища звёздного неба». Учитель начальных классов
МОУ-СОШ № 4
г.Петровска Саратовской области.
2010 г.
Возраст учащихся: 4 класс (10 лет)
Время: 20 мин.
Тип занятия: ознакомление с новым материалом, с использованием технологии «Развитие критического мышления». Цель: создать условия для эффективного усвоения понятий «звёзды» и «созвездия» через приемы по технологии РКМ.
Задачи:
образовательные:
1) дать учащимся представление о звёздах и созвездиях;
2) научить находить созвездия на звёздной карте ;
развивающие:
3) развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления в процессе изучения новой темы,
4) формировать умение грамотно выражать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;
5 ) развивать творческое мышление учащихся;
воспитательные:
6) воспитывать коммуникативные умения учащихся и умения работать в группе;
7) повышать мотивацию к процессу обучения. Оборудование:
Для учителя: интерактивная доска или мультимедийный проектор,компьютер, презентация, ресурс ЦОР № 201418 «Планетарий»
Для учащихся: рабочие листы ( выписки из словарей словарных статей по теме «созвездие», «сокровища», легенды разных народов о созвездии «Большая медведица», таблицы ключевых слов для создания легенды), звёздочки для творческой работы и составления созвездий. Ход занятия:
Этапы занятия
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| (Слайд 1,2)
1.Стадия вызова. Психологический настрой
(Слайд 3)
(Слайд 4)
(Слайд 5)
Стратегия «До и после»
(Слайд 6)
(Слайд 7) (Слайд 8)
|
( на фоне музыки читается отрывок из стихотворения Ольги Слёзкиной «О звёздах» )
Ночами тёмными из глубины веков Мерцают звёзды нам – глаза небесные. Пленят привычно умников и дураков Сияньем чистым и нетленной неизвестностью… - Звёздное небо раскрывается перед нами по ночам, словно огромное окно в неведомый, волнующий, завораживающий мир. Поднимешь голову и смотришь, смотришь, как будто путешествуешь по вселенной.
-Вселенная… какое красивое, величественное слово! Во вселенной бесчисленное множество звёзд.
- А на что похожи звёзды, с чем их можно сравнить? - Можете ли Вы предположить тему нашего занятия?
- «Сокровища звёздного неба».
- О чём мы постараемся узнать на уроке?
( - А самое главное, выясним, какие сокровища таит в себе звёздное небо)
- Как вы думаете, почему звёзды видны только ночью? - А что ещё интересного вы знаете о звёздах?
- Как много звёзд на небе, и какие они все разные! А часто ли Вам удаётся понаблюдать за звёздным небом? Почему?
- А вот раньше, уже даже в глубокой древности человек подолгу наблюдал за звёздным небом. Зачем это ему было нужно?
Работа с заданием №1 в рабочих листах
Давным – давно, когда люди жили в пещерах, носили одежду из шкур и грелись у костра, они не знали ни часов, ни календаря, ни компаса. Но ведь им приходилось надолго уходить на охоту. И небо заменяло им и часы, и календарь, и компас. А если им приходилось ночью добираться до своего жилища, то они ориентировались по звездам.
У звёзд спрашивали скоро ли утро. По звёздам определяли когда придёт весна.
Рис. 1 Работа по заполнению таблицы «До и после» - В старину люди думали, что звезды – блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Ведь тогда еще не знали, что каждая звезда – отдаленное Солнце, которое в миллиарды раз больше Земли.
Сначала им казалось, что звёзды в беспорядке рассыпаны по небу. Но человек наблюдал за звёздным небом и соединил звезды воображаемыми линиями. Так получились разнообразные фигуры, которые ещё в древности назвали СОЗВЕЗДИЯ.
|
с огоньками, с драгоценными камнями, россыпи драгоценностей, сокровища.
- Звёзды. Звёздное небо.
Сокровища звёзд.
(дети высказывают предположения)
- Оказывается звёзды и днём находятся на своих местах. Но их не видно из-за солнечного света.
Ответы детей.
Ответы детей помещаются в таблицу «До и после» в графе «До»
После прочтения заполняется графа «После»
| II. Стадия осмысления.
(Слайд 9)
Стратегия «Кластер» ( до и после)
(Слайд 10)
(Слайд 11)
(Слайд 12)
(Слайд 13) (Слайд 14)
(Слайд 15) (Слайд 16)
(Слайд 17)
(Слайд18 – закрепление19
ориентирование) (Слайд 20)
(Слайд 20, щелчок - мультфильм)
Стратегия «Ключевые слова»
(Слайд 21)
(Слайд 22)
(Слайд 23)
(Слайд 23, щелчок)
| Работа со словом «Созвездие»
( кучка, группа, соединение, скопление звёзд; звёздный рисунок)
Работа со словарём.
В рабочих листах № 2. Словарные статьи. (коллекция, узор звёздного неба, участки звёздного неба для ориентации на небе, участок неба с установленными неизменными границами; памятники древней культуре человека, его мифов, интересов, образ жизни и мышления людей.)
Рис. 2 Составление кластера «Созвездие» - А какие созвездия вы уже знаете?
- Одни созвездия можно видеть на небе круглый год, а другие видны только весной или летом, осенью или зимой.
Все небо разделено на 88 созвездий, и у каждого свое имя.
Модель «88 созвездий звёздного неба» из ресурса «Планетарий» ЦОР
Рис. 3. Интерактивная модель «88 созвездий». Практическая работа. Рабочие листы № 3
Попробуйте соединить некоторые звезды на рисунке и получить схематическое изображение одного из самых известных созвездий.
Рис.4 Находим созвездие
-Еще на заре человечества люди начали ориентироваться среди множества звезд, образуя мысленно фигуры из их групп.
- Кто знает как называется это созвездие?
-Сколько звёзд образуют ковш?
- Это самая заметная часть созвездия Большая Медведица.
В нем есть и другие звезды. Все вместе они напоминали древним грекам фигуру медведя. Из-за этого и получило свое название. В видимом расположении звезд разные народы видели разные фигуры. Например, у киргизов семь звезд Большой Медведицы назывались «конь на привязи», а у древних египтян – «гиппопотам». Существовали и другие названия - Плуг, Лось, Повозка, Семь Мудрецов, БОЛЬШАЯ ТЕЛЕГА и др. - Как же можно ориентироваться по звездам, если их на небе великое множество?
«Планетарий» Модель «Ориентация по созвездиям. Нахождение полюса мира»
Рис. 5 Ориентация по созвездиям. Нахождение полюса мира.
Рис. 6 Ориентация по созвездиям. Нахождение полюса мира.
- Найдите на небе созвездие Большой медведицы. Если соединить две звезды Большого ковша противоположные ручке и от них мысленно провести линию и отмерить 5 таких же расстояний, то вы найдёте ПОЛЯРНУЮ ЗВЕЗДУ.
Это одна из звёзд созвездия Малая Медведица. Полярная звезда – это звезда компас. Она всегда укажет вам направление на север. Звёзды, звёзды, с давних пор
Приковали вы на веки
Человека жадный взор. И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в кубок синий
Мог глядеть он до утра. И глядел в молчаньи долгом
Человек в простор ночной -
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой. И тогда с мечтою вместе
Сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.
Когда в ночной тишине смотришь на звезды, сами собой в голове рождаются всякие сказки, одна красивее другой. Звездное небо – это целая книга сказок.
На севере звезда видна, И называется она Полярною звездой. Она надёжный друг людей, И две Медведицы при ней Среди космических огней Всё ходят чередой.
В.П.Лепилов "Космическая сказка"Астрахань:"Волга", 1992, стр.34-35 - Попробуем сочинить сказку и мы с вами.
Используя данные слова сочините свою историю о Большой и малой медведице.
ДОРОГА ОХОТНИК СТРАХ МЕДВЕДИЦА МЕДВЕЖОНОК ЗВЁЗДЫ
(пока дети сочиняют, музыка «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка»)
- По группам представление своих сказочных историй.
- А теперь узнаем ещё несколько легенд об этих созвездиях.
Рабочие листы. № 4.
Каллисто – медведица, повозка, Калисто и собака, тетушки-болтушки, сын коровы и человека, медведицы Киносура и Гелика, Велес и его мать Амелфа, Медведицы Мелисса и Гелика кормили Зевса. - Почему истории все разные? - Вернёмся к теме нашего урока. Какие же сокровища хранит звёздное небо?
Рабочие листы № 5
Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой
СОКРОВИЩА - Драгоценности, деньги, очень ценные, дорогие вещи. 2) Богатства земных недр, природы. 3) Духовные, культурные и материальные ценности, созданные человеком.
“Звёздное небо, - пишет один из астрономов, ученых, изучающих Вселенную, - великая книга Природы. Кто сумеет её прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас Космоса. ”
Историю, обычаи и нравы, образ мышления и жизни древних людей; открытия, загадку, тайну, тепло, энергию, свет
| Составляется кластер к слову «созвездие» - из ассоциаций или догадок учащихся, их имеющихся представлений. (до)
После работы со словарями кластер дополняется основными составляющими. (после)
Ответы детей
Дети соединяют и получают изображение большого ковша созвездия Большая медведица Далее работа на доске
| III. Стадия рефлексии
(Слайд 24)
(Слайд 24, гиперссылка)
Стратегия «Синквейн»
(Слайд 25)
(Слайд 25, щелчок)
| Проверка усвоения темы.
Практика «Созвездия» из электронного пособия «Планетарий»
Рис. 7 Выполнение заданий из раздела «Практика»
Домашнее задание.
Заполнение паспорта созвездия.
С. 16-21, вопросы с. 21 - Какие вопросы остались у Вас после сегодняшнего урока? Что ещё захотелось узнать? Где можно найти информацию по теме?
-Думаю вам интересно будет познакомиться с книгами и фильмами по данной тематике. - А сейчас, на память выложим свои созвездия.
- У вас у каждого на столах звёздочки. Напишите на 1 звёздочке – имя существительное по теме занятия (Звёздное небо, созвездие, Большая медведица)
На 2-ой – 2 прилагательных – описание темы
На 3-ей – 3 глагола – действие
На 4-ой – фразу из 4-х слов – свои чувства и отношение к теме
На 5-ой – синоним к названию – повторение сути. = Спасибо за работу и сотрудничество! Картина звездного неба все еще остается самою величественною изо всех картин, а книга о небе - самою занимательною из всех книг. Будем же любоваться этой картиной и вглядываться все пристальнее и пристальнее; будем читать эту книгу, чтобы стать разумнее, благороднее, нравственнее и совершеннее.
|
Работа в группах
По группам прикрепляются к доске в созвездия и зачитываются получившиеся стихотворения – синквейны
|
Литература: Энциклопедия «Я познаю мир - Космос». М.:АСТ, 1999.
Гордон Уэллс, Космос. М.: Слово, 1999. Е. Левитан. Малышам о звездах и планетах. М.: Педагогика, 1986. Географический атлас "Мир вокруг нас". М.: Главное управление геодезии и картографии, 1989. Энциклопедия "Радость познания". Том 1 "Наука и Вселенная". М.: Мир, 1987 |