Конспект урока по географии,
составленный по принципу системно-деятельностного подхода, проблемно-диалоговой технологии. Ф.И.О. Петрова Ольга Александровна
Место работы: город Горячий Ключ, МБОУ СОШ №1
Должность: учитель географии
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: «Земля – часть Солнечной системы» (урок № 8, §7, стр.25-29).
Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение.5-6 классы.
Цель: сформировать представление о Солнечной системе и уникальности планеты Земля, как её составной части.
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия солнечная система, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, мировой океан; дать первоначальные сведения о Солнечной системе, ее составе и возникновении; познакомить с планетами земной группы и планетами гигантами; показать уникальность Земли как планеты, на которой мы живём.
Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта.
Воспитательные: осознание себя как части целостности Вселенной.
Планируемые результаты:
Личностные: научиться оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей на планете Земля, осознавать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, делать сравнительный анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выдвигать гипотезы о возможном существовании биологической жизни на других планетах.
Предметные: анализировать иллюстративно-справочные материалы и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам, описывать уникальные особенности Земли как планеты.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознавать необходимость изучения окружающего мира, планет Солнечной системы и себя как уникального и неповторимого жителя на планете Земля и вырабатывать бережное отношение к окружающему миру через добрые дела и поступки.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, корректировать свои действия в соответствии с изменяющей ситуацией, владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные: определять понятия: солнечная система, литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, мировой океан; создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; анализировать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой (схемы в текст); структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; выдвигать аргументы и гипотезы, понимать и принимать позицию другого, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Техническое оборудование: интерактивная доска, схема и модель Солнечной системы, глобус, карта полушарий, фотографии.
Технологическая карта урока по теме: «Земля-часть Солнечной системы»:
№ п/п
| Название этапа урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1
| Актуализа-
ция знаний
| Приветствует учащихся, проверка готовности к уроку
| Приветствуют учителя, готовы приступить к работе на уроке (К,Л.)
| Предоставляет материалы,позволяющие осуществить переход к изучению нового материала. Демонстрирует несколько детских рисунков, где есть изображение Солнца.
Задаёт вопросы, способствующие развитию логики:
- Почему дети любят рисовать Солнце? Какова его роль в жизни?
|
Рассматривают рисунки.(Р)
Вспоминают причинно-следствееную связь.связанную с формулировкой вопроса,рассуждают.(К.,Л.)
отвечают на вопрос, предлагают свои варианты ответов.(П,Р,К.)
Делают выводы, что Солнце-источник тепла, света.(П)
| Побуждает учеников на формирование логического мышления.
Демонстрирует словосочетание:
«Солнечная система».
Задаёт вопрос:
-Выделите главное слово из словосочетания.
Задаёт вопрос:
-Как вы понимаете слово система?
-Какие небесные тела вы знаете?
| Выявляют ключевое слово. (Р.,К.)
Анализируют,выделяют главное слово «Солнечная», так как Солнце главное в жизни.(П)
Вступают в диалог с учителем,(К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.)
| 2.
| Создание проблемной ситуации
| Создаёт для учеников проблемную ситуацию,порождающую развитие мышления.
-Что для вас Вселенная?
-Как движутся небесные тела – вокруг Солнца или наоборот. Почему?
Подводит к понятию формулировки Солнечной системы.
| Вступают в диалог с учителем (К.,Л.),отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.П)
Проявляют познавательную инициативу (П,К.)
Определяют,каких знаний не хватает,где и как их добыть (П.,Р.Л.)
Осознают цель предстоящей деятельности (Р.,Л.,К.)
| 3
| Целеполага-ния
| Создаёт готовность к предстоящей деятельности.
Организует работу с учебником на стр.25.
| Работают с учебником,
находят определение «Солнечной системы,читают.(П)
Проявляют познавательную инициативу (Р.,К.,Л.)
| 4
| Изучение новой темы
| Предоставляет материал для дальнейших действий в решении поставленных задач.
Демонстрирует модель глобуса. Задаёт вопросы:
-Что у меня в руках?
-Что изображает модель глобуса?
Побуждает к высказыванию предложений.
-Согласны ли Вы с выражением, что наша планета Земля- это голубая жемчужина.
Обоснуйте свой ответ.
Организует работу с глобусом.
Вопрос-обобщение:
-Благодаря чему нашу планету было бы правильнее называть планета Океан?
Знакомит с новым понятием «Мировой океан»
Подводит к тому, что на этой замечательной планете мы живём и она является частью большой Солнечной системы.
| Вступают в диалог с учителем,(К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.)
Высказывают свои предположения.(К,Л.)
Обобщают результаты наблюдений (П)
Находят крупные водные объекты (океаны), называют их, сравнивают по площадям.(П)
Вступают в диалог, (К.) систематизируют свои знания.(Р)
Обобщают результаты наблюдений,составляют план своего рассказа,выбирают средства,необходимые для открытия «новых знаний».(П,К.,Л.,Р.)
Закрепляют новое понятие вслух.(П,К)
| Стимулирует участие в поисковой деятельности.
Даёт задание сформулировать тему урока.
| Обсуждают в группах варианты ответов.(К.)
Формулируют тему урока. (Р.,К.) анализируют предстоящую работу.(Р)
Оценивают правильность своих выводов.(К.,Л.)
| Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.
Организует работу в тетради и с учебником.
| Записывают тему урока : «Земля- планета Солнечной системы».
Выстраивают план действий.(Р.)
Записывают определение Солнечной системы стр.25. (П.)
| Предлагает задания на «новое» знание,помогает комментировать учебные действия,поддерживает интерес и познавательную активность учащихся.
Организует работу с учебником. (рис.19, стр.26-27 «Планеты солнечной системы» и карточкой с вопросами:
-Какую форму имеют планеты?
-Сравни их по размерам.
-Определи расстояние планет от Солнца (в млн.км)
-Какая планета расположена ближе всех к Солнцу.Возможна ли жизнь на этой планете?
-Почему?Обоснуйте.
-Дайте описание поверхности планеты Венера (исп.рис.20 стр.27)
-Какую позицию занимает планета Земля по близости к Солнцу?
| Выполняют задания на новый материал.(П.,Р.)
Работают с текстом учебника,анализируют рис.19.(П)
Предлагают свои варианты ответов, выдвигают гипотезы о жизни на планете Меркурий.(Р)
Вступают в диалог.(К.)
| Создаёт проблемную ситуацию и ситуацию успеха для каждого.
- Как Вы думаете, в чём уникальность нашей планеты?
Организует работу с текстом учебника (стр.27,29 статья «Земля-уникальная планета» 1,2,6 абзатцы)
| Обобщают результаты своего опыта жизненного,наблюдений и полученных знаний ранее.(Р.,К.,П.)
Знакомятся (Р,П.)с новыми понятиями, выписывают (Р.П,)новые понятия выделенные жирным шрифтом и ключевые слова из предложений по диагонали и их формулируют.(П.)
| Активизирует интерес к дальнейшей деятельности через практический опыт.
Организует небольшой опыт по 3-м состояния воды: (лёд-твёрдое состояние,держим в руке тает-жидкое,нагреваем-испаряется)
Вопрос:
- Что общего меду результатами наблюдаемого опыта и характеристикой по уникальности Земли.
| Анализируют (П)опыт, сопоставляют (П,Р) информацию полученную из учебника. Делают выводы (П.Р)
Развивают наблюдательность и формируют знания на построении логического мышления и анализа причинно-следственных связей.(Л.,К.,П.)
Обобщение полученных знаний о трёх состояниях оболочки:атмосферы,гидросферы, литосферы.(П,)
|
| Закрепление.
| Способствует объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывает сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Проверяет усвоение нового материала:
1.Организует работу на установку соответствия понятий.
| Определяет степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности,степень своего продвижения к цели и приобретия новых знаний. которые помогут выстроить новые знания в своём опыте.(Л.,Р.,П.,К.)
Обобщают опыт полученных знаний, классифицируют (П)по соответствию:
Атмосфера-воздушная оболочка;
Гидросфера-водная оболочка;
Биосфера-оболочка,заселённая живыми организмами;
Литосфера-твёрдая оболочка.
Проводят корректировку по ситуации.
| 2.Проверяет усвоение знаний в тестовой форме:
Мировой океан-это
А) массивная часть суши материков
Б) гигантское созвездие Вселенной
В) непрерывное водное пространство
Выбери характеристики, относящиеся к планетам Земной группы:
А)находятся ближе к Солнцу
Б)состоят из газообразных веществ
В) состоят из твёрдого вещества
Г)имеют небольшие размеры
Д)быстро вращаются вокруг оси.
Е)находятся дальше от Солнца
Ж)медленно вращаются вокруг оси.
| Демонсрируют знания,пониманимание причинно-следственных связей.(П)
Формулируют ответы, применяя полученные знания. (П,К,Л)
|
| Итог урока.
Рефлексия.
| Подводит итог урока.
Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы и оценить меру личного продвижения.
Комментирует и выставляет оценки за урок.
Заполняет карту «Мониторинг активности работы на уроке».
Объясняет домашнее задание §7, стр.25-29, вопросы стр.29,творческие задания:
- «И на Марсе будут яблони цвести. ? !...»
| Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, свои.Могут отметить продуктивность работы класса (группы).(К.,Л.)
Оценивают работу на уроке всего класса и лично себя. (К,Л)
Записывают домашнее задание в дневник.(Р)
Выставляют отметки в дневник, заработанные за урок, подают на подпись учителю.(Л)
| Прощается с учащимися.
| Прощаются, организуют дежурство в классе.(К.Л.)
| |