МБОУ Иванищевская средняя общеобразовательная школа
Владимирская область Гусь-Хрустальный район
КОНСПЕКТ УРОКА
по окружающему миру:
«Карта»
учителя начальных классов
Кузнецовой Надежды Алексеевны
Цели: Формирование элементарных представлений о карте
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
познакомить с понятиями: карта полушарий, параллели, меридианы, экватор;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
развивать умение высказывать предположение, находить доказательства, делать выводы, работать с учебником;
развивать коммуникативные навыки через работу в группах, развивать кругозор учащихся.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать любовь бережное отношение к планете, чувство гордости за территорию нашей страны. Оборудование:
Глобус;
Фрагмент м/ф “Приключения Мюнхаузена”;
Учебник по окружающему миру “Наша планета Земля”, часть 1
Конверты с заданиями;
Апельсины (кожура должна быть надрезана по “меридианам”);
Эталоны решения кроссворда;
Круги трех цветов (красного, зеленого и желтого).
Карты различных видов настенные.
Атласы раздаточные.
Дополнительный материал: « Азбука слова», А Козаков «География» 2 класс, Н.Я. Дмитриева «Мы и окружающий мир»2 класс, презентация
Оформление
Дети разбиты на 5 групп. У каждой группы на столах конверты с заданиями, апельсины.
На доске закрыты слова:
Этапы урока
| Содержание урока
| Методы
| время
| I.орг. момент
| Проверка готовности класса к уроку. Создание эмоционально-положительного настроя
|
| 1-2
| II.Актуализация знаний
| Ночью на небе один Золотится апельсин. Миновали две недели, Апельсина мы не ели, Но осталась в небе только Апельсиновая долька. (Месяц.)
– О чем будем говорить? (О звездном небе, о планетах, о солнечной системе.)
– У вас на партах лежат письма, необходимо прочитать их и определить, кем они были отправлены.
1 письмо
Я – светящийся раскаленный газовый шар, в центре температура достигает 15–20 миллионов градусов, самая близкая к Земле звезда, хотя расстояние до нее 150 миллионов километров. (Солнце.)
2 письмо
Я – третья планета от Солнца. У меня есть один спутник. Я единственная планета Солнечной системы на которой есть жизнь. Еще меня называют Зеленой планетой. (Земля.)
3 письмо
Я – спутник планеты. Вечером вы можете меня увидеть на небе. Я вращаюсь вокруг своей планеты, поэтому вы видите меня то полностью, то только краешек, в виде месяца. (Луна.)
4 письмо
Я – седьмая планета от Солнца. Моим именем римляне называли бога неба, женой которого была богиня земли – Гея. Я имею 15 спутников.
(Уран)
5 письмо
Я – самая горячая планета во Вселенной. Температура моей поверхности может достигать до 450 градусов. Названа женским именем. В Древнем Риме я являлась богиней любви. У меня нет спутников. (Венера.)
На доске:
Солнце Земля Луна Уран Венера
– Что общего у этих слов?
(Эти слова обозначают названия небесных тел.)
– Какое слово лишнее и почему?
(Солнце – звезда, Луна – спутник)
– Какие планеты вы еще знаете?
– Хочу открыть название нашей планеты, но рассыпались буквы. Помогите собрать слова.
(Каждой команде выдается конверт с набором букв.)
лнпаета мЗлея (планета Земля)
– Почему слово Земля написано с большой буквы?
(Название планеты.)
Открыть слово:
– Что вы знаете о нашей планете?
(Шарообразная форма, вращается вокруг своей оси,…)
– Есть ли в классе предметы похожие на нашу Землю? (Глобус.)
– Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли) (Слайд.)
– Глобус – латинское слово, оно означает шар. Но это необычный шар. Чем глобус отличается от других шаров?
(На глобус нанесена карта.)
– Молодцы! Вы столько всего вспомнили. Подведем небольшой итог:
Мы вспомнили, что Земля – планета Солнечной … (системы), имеет форму … (шара), макетом нашей планеты является … (глобус.)
Вокруг Солнца парад планет, Но такой, как Земля, больше нет. Во Вселенной вместе со мной Путешествует Шар Земной.
|
практический
Работа в группах
+ групповой опрос
|
| III.Новый материал
Минутка для любознательных
| Включение в новую тему.
(Включается песня Мюнхаузена)
– Кем был Мюнхаузен? (Путешественник.)
– Кто такие путешественники?
(Путешественники – это люди, которые путешествуют.)
– Где можно путешествовать?
(Можно путешествовать по разным странам, по своему краю…)
– Все путешественники в дороге встречают различные препятствия и трудности. Как вы думаете, что им помогает преодолевать эти трудности?
(Смелость, дружба, песня, добрые слова.)
– А вы любите путешествовать? Где бы вы хотели побывать?
– Что нужно путешественникам, чтобы не заблудиться, чтобы найти правильный путь? (Карта.)
– Но у нас есть карта на глобусе.
Отправившись путешествовать, мы возьмем с собой глобус? (Нет.) А почему? А как же тогда быть? (Нужна карта удобная.)
– Но у нас такой карты нет.
– Не сразу у людей появились карты. Как вы думаете они шли к этому пути? А может и мы тоже попробуем? Давайте сами попытаемся сделать такую карту.
– Какая же тема нашего урока? (Карта.)
– Чему же должны сегодня научиться? (Сделать свою карту.)
Итак, тема урока: “Глобус и карта”
и
На этом уроке мы попробуем перенести карту с глобуса на плоскость.
Физминутка
4. Постановка проблемы.
–
Нет ли у вас предмета, похожего на глобус? (Апельсин.)
Давайте проведем эксперимент. Представьте, что апельсин – это глобус, а кожура – это карта, которая нанесена на глобусе. Попробуйте в командах перенести эту “карту” на листок. А я буду слушать ваши предположения.
Для удобства, я сделала надрезы на кожуре, чтобы вам удобнее было очищать наш “глобус” от карты.
Задание – очистить кожуру и попробовать сложить ее в виде карты.
(Обсуждение всех получившихся результатов с показом карт).
Полюса – карта мира по Птолемею XIII век
(Объяснить недостатки видов карт)
(Видны только полюса, остальных материков не видно)
Сигменты глобуса немецкого путешественника и географа Мартина Бехайма XVI век
– Удобна ли карта?
(Прийти к данному виду:
3. Вариант
– Видно ли всю карту, сушу на ней? Выходит, эта карта удобнее?
– Может эту форму можно положить в основу карты?
– Давайте сделаем вывод: какая форма нам больше подходит для перенесения карты на плоскость? Почему?
Откроем учебник и проверим, верен ли наш вывод.
(Учебник стр. 64)
Посмотреть на карту.
– Да, действительно мы с вами шли по верному пути, так же как и те люди, которые в древности работали над созданием карты. Поздравляю вас с открытием.
– После того, как мы с вами правильно вывели форму для карты, давайте узнаем, как же в дальнейшем ученые из этой формы создали удобную карту для пользования.
– В этом нам поможет статья из учебника на стр. 64–65.
Задание – внимательно прочитать учебник стр. 64–65.
– Как обычно изображают карту земного шара?
(В виде двух полушарий.)
– Объяснить как получили карту полушарий.
– Ее так и назвали: – А что из статьи узнали такого, о чем еще не говорилось на уроке?
(В учебнике говорилось о параллелях, меридианах, экваторе.)
– Найдите и прочитайте с словарике в конце учебника, что такое
Найдите эти линии на глобусе.
– В каком месте на поверхности Земли можно обнаружить расположение меридиана во время путешествия?
(Меридианов на поверхности Земли нет, т.к. это условные линии.)
| Словесно-практический
Беседа
Наглядный
Эксперимент
Объяснительно-иллюстративный
Фронтальный опрос
Поисковый метод
|
| Первичное закрепление
| – Ну, а теперь наступил момент для самостоятельной работы. Она у нас сегодня необычная, в виде кроссвордов. Кто закончит разгадывать кроссворд, для проверки на столе возьмет эталон
| Наглядно-графический
|
| Итог урока
| Чему мы должны были научиться на уроке? (Переносить карту с глобуса на плоскость.)
– Получилась у нас карта, которую удобно брать с собой?
– Как называют такую карту? (Карта полушарий.)
– Как вы думаете, какая карта – на глобусе или карта полушарий – более точная? Ответ на этот вопрос вы расскажите мне на следующем уроке.
Для тех, кто захочет научиться определять “адрес” на карте и узнать, как иными словами называют параллели и меридианы, тот дома может прочитать урок “Для любознательных”, который называется “Адрес на карте”.
– Оцените свою работу на уроке. (Дети поднимают круг определенного цвета: зеленый – “Я все понял на уроке и могу рассказать маме”; желтый – “Мне необходимо уточнить кое-что”; красный – “Я ничего не понял на уроке”.)
А мне остается только поблагодарить всех за работу. Д/З
| опрос
|
| |