Скачать 40.83 Kb.
|
Урок №Тема "Озера"Тип: комбинированный. Фома: эвристическая беседа с элементами групповой работыЦели: дидактические - способствовать формированию понятия “озеро”; выяснить причины разнообразия озёр на планете; различия между рекой и озером, сходства и различия между озером и морем; развивающие – продолжить развитие умения определения географических координат и географического положения; развитие интеллекта, кругозора, творческого потенциала личности обучающихся; воспитательные - формирование интереса к изучаемой теме; экологическое воспитание по бережному отношению и охране вод; формирование умений и навыков учебного труда. Оборудование: учебники, карта полушарий, атласы, таблички с координатами озёр, картины и таблицы с изображением рек и озёр. Ход урока I. Организационный моментII. Актуализация знаний, умений, навыков.Вариативные задания
Что такое река? Какие части реки ты знаешь? По каким признакам различаются реки? Как связаны питание и режим рек? Похоже ли поведение реки в течение года на поведение человека? Какие можно привести аналоги? Почему на реках образуются водопады и пороги? Можно ли реку сравнить с живым организмом?
1 пара – характеристика реки Волги. 2 пара – характеристика реки Енисей. 3 пара – характеристика реки Обь. 4 пара – характеристика реки Амур.
Рассказ о Волге. Река Волга берет начало из маленького лесного родничка на Валдайской возвышенности и впадает в Чёрное море. Волга – самая длинная река мира. Течёт она по равнине медленно и величественно. У Волги много притоков, один из них Ангара. Речная долина этой реки узкая, а берега её крутые и скалистые. Воды реки используются в народном хозяйстве. Выслушиваем ответы на вопросы по билетикам; обоснование взаимооценки ребят, работавших у карты. III. Изучение темыУзнать тему сегодняшнего урока мы сможем, если правильно покажем географические объекты, заданные координатами на карте. На доску вывешиваются таблички с координатами озёр: 1 вариант – 520с. ш. 1080в. д. (Байкал); 2 вариант – 470с. ш. 880з. д. (оз. Гурон); 3 вариант - 160ю. ш. 690з. д. (оз. Титикака); 4 вариант – 20ю. ш. 330в. д. (оз. Виктория); 5 вариант – 610с. ш. 320в. д. (Ладожское оз.); 6 вариант – 450с. ш. 740в. д. (оз. Балхаш) Записываем тему урока «Озёра» На земном шаре располагается несколько миллионов озёр. Только в нашей стране их три миллиона, более 95% из них – пресные. Демонстрация фотографий, картин, изображающих разные озёра. Задание – Представьте себе, что вы составляете географический словарь. Какое бы определение понятию «озеро» вы бы записали? Мнения ……. Примеры определений: Озеро – это природное углубление заполненное водой. Озеро – это вода, находящаяся в котловине. Обобщая все высказывания, формулируем определение понятия «озеро», отразив существенные его признаки: - скопление воды; - в природном углублении; - на суше. Если возникают существенные затруднения в формулировании определения, обращаемся к учебнику (стр.95) Образование озёр. Вопрос - Как может образоваться озеро? Мнения ………………. Составление причинно-следственной цепочки: образование углубления — > заполнение водой — > испаряется меньше, чем пополняется. Учитель. Глядя на эту схему, у меня возникли вопросы - как могли образоваться углубления, ставшие озёрами? Все ли озёра на планете одинаковы? Работа в группах. Группы 1,3 работают над первым вопросом, группы 2,4 – над вторым. Задание к первому вопросу: - составьте схему, демонстрирующую причины образования озёрных котловин; не забудьте привести примеры названий озёр (стр. 96-97). Задание ко второму вопросу: - составьте кластер «Разнообразие озёр» (стр.97) Представление своих работ группами. Вопрос - почему в одних озёрах вода пресная, а в других солёная? Отчего это зависит? Мнения …… Вопрос – почему Каспийское озеро называют морем? Чем озера похожи, а чем отличаются от морей?Мнения ……………..IV. Подведение итогов. Взаимооценка (на листочках прошу записать фамилии учащихся, которым можно поставить за урок отметки, какие).V. Д/з. Обязательное - & 31, задание 5,6 на стр. 98.Вариативное – составить «Список уникальных озёр планеты»;- составить причинно-следственную цепочку «озеро – болото – луг»;- сообщения «Озёра Амурской области», «Озёра близ г. Свободного – проблемы и возможные пути их решения» |