Скачать 62.11 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5 (628624), Российская Федерация, Тюменская область, Телефоны: 48-11-89, 46-25-54 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тел./факс: (3466) 48-11-89 г. Нижневартовск, ул. Чапаева 15/А Электронная почта: schoo15_nv@mail.ru (Урок русского языка (письмо), 1 класс) Составила: Мезенцева Елена Владимировна учитель начальных классов Нижневартовск 2009 Тема урока: Письмо слов с буквами Е, е, Ё, ё. Мягкость согласных. Цели урока: 1. Учить писать слова и предложения с буквами Е, е, Ё, ё. Закрепить умение находить главные члены предложения. Знакомить учащихся с многозначностью слов. 2. Развивать память, мышление, фонематический слух; навыки письма слов с буквами Е, е, Ё, ё. 3. Воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность при работе в тетради, усидчивость. Оборудование: Тетрадь по письму 1 класс (4 часть) Т. М. Андрианова, комплект карточек: синяя, красная, зеленая (для каждого ученика); классная доска; ИКТ: презентация к уроку, сюжет о ерше; картинки с изображением ерша (рыбы и для мытья посуды), звезды (морской и небесного тела). Ход урока:
Прозвенел уже звонок. Начинается урок.
У учащихся на партах лежат наборы карточек: красного, синего и зеленого цвета. - Я называю звуки, вы поднимаете соответствующую карточку. Если звук гласный, поднимаете красную карточку, согласный твердый – синюю карточку, согласный мягкий – зеленую карточку. [а] - [м́] - [ж] - - Что вы можете сказать об этом звуке? (всегда твердый) [н] - [л́] - [йэ] - - Почему вы подняли две карточки? (буквы е, ё обозначают по два звука) [йо] -
- С какими буквами будем работать сегодня на уроке? (с буквами Е, е, Ё, е )
- Откройте страницу 5. - Рассмотрите внимательно, что видите? (звуки и буквы, слова, предложения) На доске появляется план:
- Рассмотрите внимательно страничку тетради, какое задание относится к первому пункту? (первое задание) - Что вы видите на первой картинке? (ели) - Какую букву мы будем писать е или ё? (е) - Запишите слово ели. - Кого вы видите на следующей картинке? (ежи) - Какую букву напишем в начале слова? (е) - Какая орфограмма есть в этом слове? (жи) - Запишите слово ежи, подчеркните орфограмму. - Кого мы видим на последней картинке? (енот) - Какую букву напишем в начале слова? (е) - Запишите слово енот. - Посмотрите еще раз на вторую картинку. Сколько ежей вы видите? (2 ежа) - А если будет один? (ёж) - Запишите слово ёж, обратите внимание на согласную на конце слова. (слышим ш, а пишем ж) - Итак, мы изменили слово, и вместо буквы е в начале слова стала ё. - Давайте попробуем изменить слово ели. -Одна ель. А как мы скажем, если ель маленькая? (ёлочка) - Мы подобрали родственное слово к слову ели, слово ёлочка. - Запишите слово ёлочка. - Давайте попробуем изменить слово енот или подобрать родственное. - Один енот. - Два (еноты). Не получается. - Какой вывод мы можем сделать? (не всегда буква ё может заменить букву е) - Как справились с этим заданием? Поднимите руку кому было легко? Поставьте себе рядом с заданием пол плюсика (+) - Поднимите руку кто затруднялся? Поставьте себе ( ).
Этот пальчик – дедушка, (разминаем) Этот пальчик – бабушка, (разминаем) Этот пальчик – папа, (разминаем) Этот пальчик – мама, (разминаем) Этот пальчик – я (разминаем) Вот и вся моя семья! (встряхнули)
- Какое задание выберем дальше? (третье задание) - Прочитайте. Что вы можете сказать об этих словах? (Во всех словах есть буква ё, Семен – имя мальчика, есть слово, обозначающее действие предмета, есть слово обозначающее признак предмета) - Я считаю, что все слова обозначают предмет. Что скажете? (я не согласен) - Давайте выясним кто из нас прав. (доказывают) - Итак, какие же слова, обозначают предмет? (клены, Семен, ёршик) - Спишите эти слова. - Поставьте знак ударения. Что вы заметили? (ударение падает на букву ё) - Какой вывод можно сделать? (Звук [йо] всегда ударный). - Обычно над буквой ё знак ударения не ставится, так как тут уже есть точки. - Посмотрите еще раз на эти слова. Я предлагаю найти «лишнее» слово. (Клены – мн. число, отвечает на вопрос ЧТО? Семен – имя мальчика) - А я считаю, что здесь «лишнее» слово ёршик. А почему он лишний? - Давайте это выясним. Ёршик это кто? (что?). (Это рыба, с колючими плавниками). - А еще ёршик – это специальное приспособление для мытья посуды. Посмотрите вот он. - А как вы думаете, почему его так назвали? (он такой же колючий ) - Так по какому признаку слово ёршик «лишнее»? (слово имеет два значения) - Какой вывод можно сделать? (слово одно – значений много). - Приведите еще примеры таких слов. (иголки, ручка, кисти). - Давайте подведем итог по этому заданию. Легко или трудно было работать над этим заданием? Поставьте себе (+).
- Какое задание подходит к третьему пункту плана? (второе) - Что видите в этом упражнении? (предложения) - А я считаю, что это слова. Докажите мне, что это предложения. (Первое слово пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставим точку, все слова в предложении связаны по смыслу). - Прочитайте. - Что заметили? (здесь тоже есть слово ЗВЕЗДА. В первом предложении речь идет о звезде – небесное тело, а во втором предложении звезда – обитает на морском дне). - Молодцы! - Что мы можем сделать с этими предложениями? (найти и подчеркнуть главные члены предложения). - О чем идет речь в первом предложении? (о звезде). Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. - Что сказано о звезде в предложении? (горит). Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами. - О ком говорится во втором предложении? (о звездах). Это подлежащее подчеркиваем одной чертой. - Что делают звезды? (живут). Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами. - Прочитайте задание, которое нам приготовили авторы. Что они предлагают сделать? (выписать предложение, в котором главные члены стоят во множественном числе). - Пожалуйста найдите такое предложение. Какое это предложение? (На морском дне живут звезды.). - Докажите. (слово звезды стоит во множественном числе, т.е. говорится о двух или более звездах). - Спишите это предложение, подчеркните главные члены предложения. - Как поработали с этим заданием? Что поставим напротив (+)?
- Сегодня на уроке мы много работали, много писали. - Как называется наш урок? (письмо) - Что мы делаем на уроках письма? (учимся писать правильно буквы, тренируемся писать слова, предложения). - А как мы должны писать в тетрадях? (стараться, аккуратно) - Сейчас мы проверим как сегодня на уроке вы старались, аккуратно ли писали. Поменяйтесь с товарищем по парте тетрадками. Оцените работу своего товарища. - Что нового вы узнали на уроке? (что слово ЁРШИК имеет два значения, над буквой Ё ударение не ставим, буква Ё всегда ударная.) - Давайте подведем итог, что мы уже умеем хорошо выполнять? А над чем нам еще надо поработать? (по плану работы) - Поднимите руку, кому понравилось как он работал на уроке. Погладьте себя по головке, Скажите себе «МОЛОДЕЦ». - Молодцы, хорошо поработали на уроке. - Запишите домашнее задание – я предлагаю, придумать сказку про морскую звезду, нарисовать морскую звезду. (на выбор). - Урок окончен. |