Скачать 62.93 Kb.
|
Утверждено. Учитель математики СШ№2 Халимоненко В.А. План-конспект урока по математике по теме: «Умножение рациональных чисел». Тип урока: урок объяснения новой темы. Цели занятия:
План урока:
Ход занятия: Организационный момент Здравствуйте, дети! Садитесь. Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Сначала ответьте на вопросы:
Дома вы выполняли №834, где нужно было построить треугольник SPF, симметрично данному прямоугольному треугольнику АВС относительно
Решение: А сейчас открывайте тетради, записывайте число и тему урока «Умножение рациональных чисел». Вы уже умеете умножать натуральные и дробные числа. Наша задача на сегодняшний урок – научиться умножать рациональные числа. Для начала вспомним:
Изложение материала Рассматриваем правило умножения двух рациональных чисел с одинаковыми знаками. На доске приведены примеры:
В каждом из примеров а) и б) какие два числа взяты? Положительные. А в примерах в) и г)? Отрицательные. Т.е. с одинаковыми знаками. А какие получились результаты во всех примерах? Положительные. Т.е., когда умножаются два числа с одинаковым знаком, то результат всегда будет положительным. Обратите внимание, что записано в третьей скобке? Модули чисел. И в результате у нас записано произведение модулей чисел со знаком «+». Теперь можно сформулировать правило умножения двух рациональных чисел с одинаковыми знаками: «Чтобы умножить два числа с одинаковыми знаками, нужно перемножить их модули и результат записать со знаком «+» ». Теперь посмотрите на следующие примеры:
Какие два числа взяты в каждом из этих примеров? Положительные и отрицательные. Т.е. с разными знаками. А какие получились результаты во всех примерах? Отрицательные. Т.е., когда умножаются два числа с разными знаками, то результат всегда будет отрицательным. А что в третьей скобке записано? Модули чисел. И в результате у нас записано произведение модулей чисел со знаком «-». Теперь можно сформулировать правило умножения двух рациональных чисел с разными знаками: «Чтобы умножить два числа с разными знаками, нужно перемножить их модули и результат записать со знаком «-» ». Сейчас рассмотрим и ещё один важный момент: как определять знак результата по количеству отрицательных множителей. Если количество отрицательных множителей четно, то произведение будет положительным: (-2)· (-2)· (-2)· (-2)=(+(2·2))·(+(2·2))=(+4)·(+4)=+(4·4)=+16 Если количество отрицательных множителей нечетно, то произведение будет отрицательным: (-2)·(-2)·(-2)·(-2)·(-2)=(+(2·2))· (+(2·2))·(-2)=(+4)·(+4)·(-2)= =(+(4·4))·(-2)=(+16)·(-2)=-(16·2)=-32 Значит, чтобы найти произведение нескольких чисел нужно:
Осталось рассмотреть свойства умножения рациональных чисел.
a·(b+c)= a·b+a·c и a·(b-c)= a·b-a·c
Практическая работа Устно выполняем номера из учебника (Л.А.Латотин, Б.Д.Чеботаревский «Математика 5»). №855. Представить произведением алгебраическую сумму и вычислить:
№859 (1 столбик). Замените звездочку знаками <, =, > так, чтобы получилось истинное утверждение:
Два ученика решают за доской, остальные – на местах. №865 (1 столбик). Найдите произведение: а) д) ж) б) е) з) №869(а,б). Выполните действия: б) №872(а,б,в). Найдите значение выражения наиболее простым способом:
№877. Задача на проценты: На полюсах Земли ночное время составляет 22%, сумерки – 27% общей продолжительности года, а остальное – день. Сколько суток длятся на полюсе ночь, сумерки и день, если в году 365 суток? Анализ: Ночь – 22% года Сумерки – 27% года День - ?% года Год – 100% = 365 суток Решение:
Ответ: 80,3; 98,55; 186,15 суток. Рефлексия Сегодня вы познакомились с умножением рациональных чисел и свойствами рациональных чисел, научились применять новые знания при решении задач и справились со всеми заданиями, за что получили соответствующие оценки. На следующем уроке мы продолжим сегодняшнюю тему. Домашнее задание: №859(ж,з,и), №865(в,г,и), №872(г). |