Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации30.04.2014
Размер0.6 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Астрономия > Методическое пособие
  1   2   3


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ГИПЕР- И ГИПОТОНУСОМ МЫШЦ

НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО (НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП).

Преподаватели фортепиано: Котова И.В. и Терехова О.С.

Управление по делам культуры мэрии города Череповца

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств «Гармония».

Оглавление

  1. Вводная часть……………………………………………………3

  2. Гимнастика……………………………………………………….7

Упражнения для крупных мышц………………………………10

Упражнения для мышц кисти и пальцев………………………16

Упражнения для первого пальца………………………….……25

Упражнения для кончиков пальцев…………………………….28

  1. Упражнения за инструментом…………………………………..32

  2. Заключение………………………………………...…………….39

  3. Глоссарий………………………………………………………...43

  4. Приложение 1………………………………………………….....45

  5. Приложение 2…………………………………………………….47

  6. Литература………………………………………………………..67

Вводная часть

В вводной части работы обозначены актуальность проблемы и предложены пути её решения. Данная работа основана на личном опыте преподавателей фортепиано «ДШИ «Гармония» г.Череповца Котовой И.В.(стаж работы 35 л.) и Тереховой О.С.(стаж работы 19л.), изучении материалов медицинских источников (Бадалян Л.О., Гехт Б.М., Ильина Н.А., Гуткина Н.И., Мастюкова Е.М., Проскурин В.В., Цветкова Л.С., Бернштейн Н.А.), пособий по ЛФК (Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Крупенчук О.И., Попов Н.М., Милюкова И.В. и др.), трудов известных педагогов-музыкантов таких, как Артоболевская А.Д., Гат Й., Гольденвейзер А., Кирнарская Д.К., Мазель В., Шмидт-Шкловская А.А., Юдовина-Гальперина Т.Б.

В пособие включены разделы с описанием гимнастических упражнений (упражнений не связанных с инструментом) и упражнений на инструменте, приведены нотные примеры . Многое апробировано и адаптировано в процессе работы, что-то взято без изменений, другое претерпело изменения. Все упражнения апробированы авторами пособия на занятиях с учащимися, их польза подтверждена на практике.

Цель данной работы – при помощи различных приемов коррекционной педагогики, нервно-мышечной релаксации помочь адаптироваться ученикам с проблемным тонусом мышц для дальнейшего успешного музыкального развития в классе специального фортепиано.

Цель достигается решением следующих задач:

- коррекция мышечного тонуса;

- сочетание собственно обучения игре на фортепиано с коррекционной гимнастикой и упражнениями;

- подготовка пианистического аппарата для продуктивного освоения программы курса специального фортепиано, работа над осанкой и постановкой рук;

- описание способов работы с учениками, имеющими проблемы мышечного тонуса;

- помощь в работе педагогам-пианистам, сталкивающимся с аналогичными трудностями.

Материал пособия может быть рекомендован педагогам-практикам, родителям, методистам. Пособие может быть использовано на уроках специального фортепиано не только в целях коррекции, но принесет пользу любому начинающему музыканту.

Данную разработку можно отнести к одному из видов коррекционной педагогики, которая связана с рядом смежных наук – психолого-педагогических и медицинских и осуществляет профилактику и коррекцию педагогическими средствами тех или иных нарушений (в данном случае – мышечных).

По статистике, в настоящее время, в РФ из 16,3 млн. детей школьного возраста 2/3 имеют отклонения в состоянии здоровья, из которых около двух миллионов с физическими и интеллектуальными недостатками. Из них в области неврологии – 20%. У каждого четвертого новорожденного имеются отклонения в здоровье ( из тезисов выступления Министра здравоохранения Голиковой Т.А. на заседании Совета при Президенте РФ от 19 января 2010). Поэтому неудивительно, что в последние лет 10 в фортепианные классы все чаще стали приходить дети с проблемами мышечной активности: чрезмерно повышенным тонусом мышц, чаще всего сгибателей, иногда спазматического характера (гипертонус), или понижением тонуса мышц, их вялостью (гипотонус).

Мышечная активность базируется на состоянии мышечной системы, её силе, объеме, мышечном тонусе. « Мышечный тонус – это степень непроизвольного напряжения мышц. В норме между мышцами-антагонистами – сгибателями и разгибателями – существует строго сбалансированная взаимосвязь. Поддержание мышечного тонуса – рефлекторный акт. Это своеобразный рефлекс на растяжение… Рефлексы являются одними из важнейших показателей состояния нервной системы ребенка»*. В результате рефлекторных действий осуществляется регуляция различных функций, поддержание каких-либо показателей (в частности, мышечного тонуса) на определенном уровне. Изменения в состоянии мышечного тонуса (повышение или понижение) препятствуют нормальному развитию возрастных двигательных навыков и свидетельствуют о наличии тех или иных заболеваний ребенка в области невропатологии.

Так оказывается, что чрезмерно гибкий ребенок нередко имеет отклонения в состоянии здоровья, чаще всего это связано с понижением мышечного тонуса. В невропатологии детского возраста это называется «синдром вялого ребенка». Мышечная гипотония получила ещё название «миатонического синдрома». Доказано, что в основе мышечной гипотонии лежит нарушение кровоснабжения той части ствола мозга, которая часто травмируется при родах. Миатонический синдром опасен неврологическими осложнениями со стороны органов дыхания, задержкой психомоторного развития, опорно-двигательного аппарата. Это связано с существованием у детей с момента рождения хронической сосудистой недостаточности. Причиной гипертонуса мышц также могут являться родовые травмы. Тонус мышц повышен. При волнениях, резких раздражителях (неожиданный громкий звук, внезапное постороннее движение) спазм мышц усиливается, произвольные движения затрудняются. Такие дети обычно находятся под наблюдением невролога и для них особенно важно внимательное, спокойное отношение взрослых, необходимы развивающие занятия.

*Бадалян Л.О. Невропатология. М., Изд. центр «Академия»4-е изд., 2007.,с.147-148

Известный ученый, невропатолог Л.О.Бадалян в своих трудах о проблемах дисфункции рефлекторно-двигательного и мышечного отделов детского организма советует шире использовать музыкально-ритмические занятия в коррекционной работе с детьми. «Музыкально-ритмические игры должны быть направлены на формирование и развитие движений. В процессе выполнения упражнений формируются координированные и точные движения, вырабатываются ритмическое дыхание и устойчивое равновесие».*

Давно замечено, что большинство музыкальных ритмов согласуется с естественными ритмами организма – дыханием, сердечными сокращениями и особенно биотоками мозга. А так как все функции организма, так или иначе, связаны с мозгом, то изменения, происходящие в нем, влияют на все физиологические процессы. «Ритм настолько всемогущ, что сообразно ритму движутся не только руки, ноги, корпус и голова, но также и мышцы голосового и дыхательного аппарата, а также глубоко лежащие мышцы грудной клетки и брюшной полости…».**

Связь между музыкой и физиологией давно известна. Игра на фортепиано – очень сложный процесс, создающий предпосылки для здорового формирования организма ребенка. В этом процессе задействовано большое количество мышц, с помощью движений рук происходит коррекция высших функций головного мозга, формируются тактильные механизмы, связанные с некоторыми структурами периферической нервной системы. Сложно-координированные движения ребенка – это, прежде всего, произвольные движения, которые имеют цель, планируются, контролируются и оцениваются. «Именно поэтому любые

*Бадалян Л.О. Невропатология. М., Изд. центр «Академия»4-е изд., 2007.,с.363

**Кирнарская Д.К. Психология музыкальных способностей. «Таланты-XX1 век»,2004,с.105

нарушения в двигательной сфере приводят, как правило, к огромным сложностям в освоении игры на фортепиано. И именно поэтому постоянная забота о физическом состоянии, тренировка двигательной системы, вообще активные движения так важны для пианиста, особенно для начинающего»*

Каждый ребенок, который приходит учиться в музыкальную школу, индивидуален не только по своим музыкальным данным, характеру, но и по состоянию здоровья, имеет свои особенности развития. Ухудшение состояния детского здоровья в целом по стране не может не отразиться на обучаемости детей, в том числе и в музыкальных школах. Поэтому один из важнейших принципов музыкальной педагогики, а именно, принцип индивидуального подхода, выражается в том, что преподаватель по фортепиано должен обязательно учитывать не только особенности характера, личности учащегося, но и особенности его здоровья, чтобы не нанести ему вред.

Данное пособие демонстрирует, как можно помочь педагогу в работе с учащимися с «проблемным» мышечным тонусом, скорректировать некоторые трудности. Особенностью обучения детей с гипер- или гипотонусом мышц, особенно на начальном этапе становится то, что наряду с собственно обучением фортепианной игре большое значение приобретает систематическое применение гимнастических упражнений, пальчиковых игр, упражнений за инструментом. Принципы работы с такими детьми таковы: 1) регулярность, систематичность;2)индивидуализация упражнений;3) постепенное, дозированное увеличение нагрузки, усложнение.

*Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. Изд. «Союз художников» СПб 2002, с.79

Гимнастика

Владение своим телом, координация движений имеют большое значение для успешного обучения игре на любом инструменте. «Координация есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движения, т.е. превращение их в управляемые системы»*. Г.Г. Нейгауз писал, что владение своим телом для пианиста также важно, как для балерины, и для этого нужно постоянно тренироваться. Следует развивать в учениках «мышечное чувство» для успешного продвижения в работе по коррекции мышечного тонуса. Игра на фортепиано – достаточно сложный процесс, в том числе двигательный. Именно поэтому важно, чтобы у начинающего пианиста сразу формировались верные и стойкие мышечные ощущения, поддерживался необходимый мышечный тонус. Для его формирования, коррекции требуется некоторая подготовительная работа, т.е. гимнастические упражнения, упражнения без инструмента. С их помощью совершается выработка необходимых в дальнейшем обучении мышечных ощущений.

Ещё Й. Гат заметил, что гимнастика необходима потому, что движения при игре на инструменте не используют всю возможность работы мышц. С помощью гимнастики мышцы развиваются быстрее. Преимущество гимнастики в том, что упражнения без инструмента не порождают ошибочных связей, дают возможность сосредоточиться на ощущениях в руке, корпусе, что важно при дальнейшем обучении. Наша задача при использовании упражнений без инструмента – активизировать, укреплять мышцы или освобождать их от напряжения. Очень важны эти тренировки для малышей, так как упражнения гимнастические не за инструментом, помогающие почувствовать свое тело, будут положительно влиять на формирование и специальных пианистических движений.

В современных условиях для многих детей актуальна проблема нарушения осанки. Не всегда родители обращают внимание на осанку ребенка – ведь малыш ни на что не жалуется. Вернее, жаловаться он может на что угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Все эти нарушения могут быть вызваны состоянием позвоночника.

Осанка – непринужденная привычная поза человека во время стояния, сидения, ходьбы, когда корпус и голова удерживаются прямо без активного мышечного напряжения. Она зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры, возрастных особенностей процессов роста и развития, приобретенных навыков. «Нормальная, правильная осанка характеризуется собранностью, подтянутостью, голова держится прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги разогнуты в коленях и тазобедренных суставах, пятки вместе. Глубина шейного и поясничного изгибов в норме колеблется в пределах 3-5 см.»**.

Что можно наблюдать у детей с отклонениями в тонусе мышц? Например, у детей с гипотонусом мышц слабые мышцы и связки не в состоянии удерживать позвонки при движениях. Вялая осанка приводит к повышенному давлению на межпозвонковые диски, поэтому неправильное положение корпуса во время занятий, работа в неудобной позе, переутомления и др., может способствовать развитию заболеваний позвоночника. А заболевание позвоночника, в свою очередь, влияет и на все остальные органы и системы организма. В занятиях это может отражаться в неряшливой игре, отсутствием точности движений. У учащихся с гипертонусом мышц, наоборот, спина чересчур напряжена, они часто поднимают плечи, при этом напрягаются мышцы шеи, что может

*Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., «Физкультура и спорт» 1991, с.54

**Гребова Л.П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. М., «Академия», 2006, с.69

ухудшить процессы внимания, восприятия, памяти и т.д. и будет отражаться на качестве звука. Как известно, в организации пианистических движений большую роль играет участие крупных мышц, в том числе мышц спины. В. Мазель в книге «Музыкант и его руки» пишет: «Область спины – одна из основных

частей корпуса. Мышечные группы спины играют решающую роль в организации всех двигательных действий человека, особенно его рук». * Поэтому на уроках необходимо стараться следить за осанкой ребенка, правильным положением его корпуса во время игры, чтобы спина не была чересчур напряжена или расслаблена (ссутулена). Для формирования навыка правильной осанки в оздоровительной гимнастике рекомендуется тренировать выпрямленное положение, прижавшись спиной к стене. При этом сохраняется правильное положение головы, спины, таза, стоп. Мышечные ощущения при правильном положении тела ребенок должен почувствовать и запомнить. Это особенно хорошо для детей с вялой осанкой и склонностью сутулиться.

Детям, начинающим своё обучение фортепианной игре просто повторять какие-либо необходимые движения быстро надоедает, а работа над освобождением или укреплением мышц должна иметь системный характер для детей с проблемами мышечного тонуса. Поэтому нужно искать увлекательные формы, подбирать или придумывать слова, использовать игровые моменты – то, что заинтересует ребёнка. Важно, чтобы ученик сам убедился несознательно (5-6 летки, п. /гр.), или сознательно (учащиеся младших классов) в их удобстве на собственных ощущениях. От того, насколько активна его мысль и слух, насколько осознанно он относится к работе, во многом зависит его продвижение. Ясно поставленная цель мобилизует внимание, воспитывает самостоятельный интерес к занятиям. А на будущее – ребёнок учится ощущать своё тело и владеть им, концентрировать внимание на определенном проблемном участке мышц.

* В. Мазель.Музыкант и его руки. Изд. «Композитор-СПб» 2002, стр.12.

Начать заниматься гимнастикой лучше с упражнений на напряжение и расслабление, которые дают возможность понять разницу при активности, подтянутости мышц и их расслаблении, чтобы учащийся почувствовал изменения в собственных ощущениях и в дальнейшем работа шла эффективнее. Все упражнения с мышцами проводятся в игровой форме. Образное представление и воображение помогает в регуляции мышечного тонуса. Примером отдельных игровых упражнений может быть такая игра, как «В стране кукол», в которой дети по образцу взрослого сначала изображают деревянного Буратино, а затем тряпичную куклу Пьеро. В другой игре «Снеговик» дети крепко держат свое тело, как снеговик на морозе, а затем показывают, как под лучами солнца снеговик тает и его тело превращается в лужу. В таких игровых упражнениях может использоваться музыка, контрастный характер которой помогает ребенку почувствовать различные состояния своего тела. Подобные упражнения можно придумывать самые различные. Каждому ребенку может прийтись по душе свой вариант. В упражнении « Цветы на лугу» ребенок может ощутить три состояния: напряжение, гибкая активность тела и рук, и расслабление. Ученик встает на носочки и тянется руками и пальчиками вверх (цветочки стремятся к солнышку). Затем встает на ступни ног и раскачивается, делая гибкие движения телом и руками из стороны в сторону (подул ветер, цветы качаются). И, наконец, руки свободно падают, начиная с кистей, ребенок наклоняется и качает расслабленными руками (пошёл дождь, цветы наклоняют свои головки, наклоняют стебли и цветы пригибаются к земле и т.п.). Чтобы ученик понял, как правильно сидеть за инструментом, можно предложить игру «Принцесса и медвежонок» (для девочек), или «Солдатик и медвежонок» (для мальчиков). Ребёнок сидит, выпрямив спину, подтянувшись и опираясь на ноги, затем по просьбе учителя расслабляется, представив себя мягкой игрушкой. Это интересней делать под музыку. Педагог заранее подбирает соответствующие по характеру произведения.

Упражнения для крупных мышц

«Мышечно-суставная чувствительность является ведущей и основной в преобладающем большинстве случаев управления движениями»*. Независимо от состояния здоровья ребёнка работу по организации пианистического аппарата надо начинать с крупных мышц, так как мелкие движения пальцев могут привести к возникновению общего мышечного напряжения. Особенно это важно для ребёнка с гипертонусом мышц, так как зажатость в большей мере идёт от всего корпуса. Работая с крупными мышцами, можно снять большинство зажимов, спазмов, судорожных явлений в мелких мышцах. С другой стороны, для детей с ослабленными мышцами, укрепление крупных мышц позволит создать необходимую поддержку, упругий, активный тонус мышц. Во время упражнений важно не терять единую, нерасчленённую форму руки, следить за дыханием, ровной спиной, расправленными грудными мышцами. Упражнения на расслабление лучше проводить в сочетании с выдохом, вообще следить за дыханием при выполнении любых упражнений (за инструментом, без него), при исполнении произведений важно, так как дыхание «зажатых» детей в основном поверхностное, следовательно, нарушается кровообращение. Без нормального дыхания пианистические возможности ученика заведомо ограничены. От естественного дыхательного процесса зависит не только четкое произношение слов, но и музыкальная «речь» (артикуляция, фразировка). Сама же игра на фортепиано, как и умственная работа, активизирует органы слуха, мышцы, органы дыхания, которые в свою очередь, связаны с кровообращением, работой сердца и мозга. При игре на фортепиано, как и умственной работе, усиливается прилив крови к головному мозгу, тем самым стимулируется его функция, укрепляются капилляры, активизируется кислородный обмен. Поэтому нельзя допускать зажатости мышц рук, нужно добиваться естественной работы двигательного ап ________________________

*Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии М., «Физкультура и спорт»,1991,с.56

парата, независимо от того, планирует ли ученик продолжить свое музыкальное образование на профессиональном уровне или получает общее музыкальное воспитание.

Упражнения для мышц спины - способствуют формированию правильной осанки.

1. Для того чтобы помочь ребёнку прямо держать спину полезно будет упр. из оздоровительной гимнастики с палочкой. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах, спина прогнута. Ребёнок вращает туловище в разные стороны, не напрягая при этом рук.

Для укрепления мышц спины можно использовать разведение рук в стороны; при этом работают грудные и спинные мышцы.

2. Для формирования хорошей осанки полезно ходить с предметом на голове, например, с книгой. Также можно проверить осанку ребенка, сидящего за фортепиано, положив ему на голову небольшую мягкую игрушку.

3. «Проверим осанку». Выполняем движения, следуя за словами:

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идем на пятках.

Мы идем как все ребята,

И как мишка косолапый.

4. «Гуси шипят». Ноги на ширине плеч, руки на поясе, спина выпрямлена. Наклоняться вперед, смотреть вперед. На выдохе при наклоне изобразить шипение гусей. Следить, чтобы голова не опускалась вниз.

5.«Самолёт». Стоя руки выпрямить и развести в стороны, наклониться под прямым углом и делать повороты, движения за словами:

Расправил крылья самолёт,

Приготовились в полёт.

Я направо погляжу:

Жу-жу-жу.

Я налево погляжу:

Жу-жу-жу.

6.«Насос». Выполняется стоя. Скользить руками вдоль туловища, наклоняясь поочерёдно вправо и влево. Наклон – выдох, выпрямляясь – вдох.

Это очень просто –

Покачай насос ты.

Направо, налево

Руками скользя,

Назад и вперёд

Наклоняться нельзя.

Это очень просто –

Накачай насос ты.

7.«Пружинка». Наклониться к стене всем корпусом, упираясь ладошками в стену и держа локти согнутыми. Отталкиваться от стены, чувствуя опору на ладони и пружиня руками. Это упражнение активизирует не только мышц спины, но и мышцы всей руки и плечевого пояса.

8. «Косарь». Энергичные повороты туловища с движениями рук, имитирующими движения с косой.

Косарь идет косить жнивье:

Зу-зу, зу-зу

Идем со мной косить вдвоем:

Зу-зу, зу-зу

Замах направо, а потом

Налево мы махнем

И так мы справимся с жнивьем:

Зу-зу, зу-зу

9. «Попрыгунчик». Ребёнок сидит за фортепиано, спина выпрямлена, руки свободно лежат на коленях. Затем пытается подпрыгивать, опираясь на ноги. При этом не обязательно полностью «отрываться» от стула. Это упражнение позволяет почувствовать также опору на ноги, что очень важно для организации пианистического аппарата.

Упражнения для плечевого пояса, мышц всей руки и ощущения ее целостности.

Данные упражнения предназначены для нормализации мышечного тонуса: с одной стороны – укрепления мышц (для детей с гипотонусом мышц), с другой стороны – их освобождения (для детей с гипертонусом мышц). Упражнения способствуют приведению игрового аппарата в состояние, необходимое для дальнейшего успешного обучения фортепианной игре. Педагог при этом должен направлять внимание ученика, ставить перед ним конкретную задачу. Некоторые из приведенных ниже упражнений универсальны (например, №1,№5,№6,№10), их применение зависит от того, на что будет с акцентировано внимание. Те, которые направлены конкретно на укрепление или освобождение мышц, даны с пояснениями.

1. «Дирижирование». Выполняется перед зеркалом, или окном, чтобы был виден весь торс. Движения свободные, широкие, руки гибкие; музыка напевного склада. В классе – играет педагог, дома – диски.

2. «Балерина» - внимание гибкости рук («без костей»), музыкальное оформление – как в «дирижирование». Необходимо при этом следить за осанкой ребёнка.

3. «Шланг на даче». Педагог за кончики пальцев «поднимает конец шланга», рука делает гибкое, плавное движение, проверяем свободу локтя.

4. «Мельница» - от плеча всей рукой делать размашистые движения, «вращать мельницу». Ребёнок должен чувствовать, будто кончики пальцев «ведут руку».

5. Полезно «рисовать» всей рукой, как одним длинным пальцем. Рисунки могут быть по настроению или тематическими, связанными с песенками-подборами. «Рисовать» удобнее на стене, вытянув руку. Например, рисуем «королевское семейство змей» - от крупных гибких движений (папа-царь) до мелких (принцы). Также можно нарисовать снеговиков: большие круги – всей рукой «от плеча», маленькие круги – кистью.

6. «Весёлые маляры» - детям нравится эта игра. Руки держим перед собой. Кисти свободно висят. Затем синхронно двигаем кисти обеих рук вверх-вниз, имитируя движения красящей кисточки. В работе участвуют мышцы всей руки. Главное следить за свободой и гибкостью движений. Можно пофантазировать на тему красок, архитектуры.

Красят домик маляры

Для любимой детворы.

Если только я смогу,

То им тоже помогу.

7.«Маятник» - для освобождения мышц шеи, рук, плечевого пояса. Ученик встаёт, поднимает руки вверх. Затем наклоняется и бросает руки вниз. Руки падают через стороны и свободно раскачиваются на уровне колен, то скрещиваясь, то расходясь в стороны. В это время проверяем свободу всех мышц.

8. «Куры»

Бормочут куры по ночам,

Бьют крыльями тах-тах (выдох)

Поднимем руки мы к плечам, (вдох)

Потом опустим так (выдох).

Ученик стоит, наклонившись вперед, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. На слова «тах-тах» делает полный выдох, одновременно похлопывая себя по коленям. Затем выпрямляется, поднимая руки к плечам (вдох) и свободно бросает их (выдох).

9. «Цыганочка». Свободно поднимать и опускать плечи сначала оба вместе, затем поочерёдно; потряхивать плечами, имитируя танцевальные движения. При этом необходимо следить, чтобы не было мышечных зажимов. Педагог может помочь ребёнку освободить мышцы, своими руками потряхивая его за плечи.

10. «Крылышки». Плечи расправлены, спина прямая, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Делать движения вперед-назад согнутыми в локтях руками, как бы «помахивать крылышками», чувствуя при этом активную работу плеча и спины.

Упражнения, связанные с движением плеч вверх-вниз, вперед-назад в сочетании с вдохом и выдохом улучшают работу плечевых мышц и вентиляцию верхушек легких. Можно посоветовать упражнения, имитирующие движения крыльев большой птицы: подъем рук через стороны в 3 приема – дыхание с каждым разом становится глубже.

11. «А ну-ка, погреемся на морозе». Выполняется стоя, руки максимально разведены в стороны, подняты до уровня плеч ладонями вперед, пальцы – врозь. На счет «раз» - быстро скрестить руки так, чтобы охватить себя, похлопать по лопаткам. На счет «два» - плавно принять исходное положение. Это упражнение активизирует не только мышцы рук, плечевого пояса, но и мышцы спины.

12. «Качели» Зацепиться кончиками пальцев за опущенный пюпитр или верх открытой крышки инструмента, не скрючивая пальцы, почувствовать вес всей руки, «провиснуть» и, сохраняя чувство тяжести (веса) чуть раскачивать свободными, расслабленными руками.

13. «Мячик», или «Отдай мне руку». Рука ребёнка должна быть полностью расслаблена, чтобы преподаватель мог подбрасывать и ловить её, как мячик.

14 . «Пластилиновая рука» (для освобождения мышц руки). Ребёнок сидит, его руки висят вдоль туловища. Педагог катает руку ребёнка между своими ладонями, как пластилин, проверяя при этом, расслабил ли ребёнок мышцы (расслабляясь, мышцы становятся мягче и податливей).

Последние два упражнения очень хорошо освобождают мышцы руки. Вообще тактильный раздражитель имеет большое значение для стимуляции нервно-психической деятельности организма. Для детей с отклонениями от нормы мышечного тонуса врачи-педиатры часто рекомендуют лечебный массаж. Помимо упражнения типа «Пластилиновая рука», на уроках полезно периодически спокойно проводить рукой по мышцам спины, всей руки, кисти, проверяя отсутствие чрезмерного напряжения мышц.

15. Для того чтобы почувствовать целостность, «включённость» всей руки, активизировать мышцы можно:

- «постучать в дверь» (потрясти поочерёдно каждой рукой, поднятой вверх и сжатой в кулак, имитируя стук в дверь).

- «погрозить» поднятыми вверх кулаками;

- с силой «выбрасывать» сжатые в кулаки руки вперёд, имитируя движения боксёра.

16. «Щука» (активизация мышц плеча, спины при ведущих пальцах).

Одна рука ребёнка – щука, другая – коряга. «Плывём» под руку, за спину. Следим за целостностью туловища «длинной рыбы», включая в работу мышцы плеча и спины:

- Щука, щука, как дела?

- Я под корягу поплыла!

* Упражнения для мышц кисти и пальцев

Наблюдения показали, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка мелких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка: степень развития пальцевых движений совпадает со степенью развития речи у детей. Речь – важнейшая функция коры головного мозга. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. «У детей с речевой патологией часто отмечается неловкость моторики, характеризующаяся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной манипулятивной пальцевой деятельностью»**

Признавая музыку «языком чувств», мы понимаем, что реакция человека – это сложный психофизиологический акт, различные компоненты которого (моторные и вегетативные) тесно связаны между собой. В. М. Бехтеревым и А. А.Ухтомским в 1928 году было показано, что главенствующая роль в

процессе осуществления эмоциональной реакции принадлежит её моторно-двигательным компонентам. Специалисты считают, что уделяя должное внимание развитию мелкой моторики и координации движений руки, происходит косвенное влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка. Для развития мышц кисти, пальцев и чуткости кончиков пальцев полезно применять пальчиковые игры. Упражнения на развитие моторики вырабатывают быструю реакцию, ловкость, координируют работу мышц.

*Фотографии упражнений, на которые сделана ссылка в тексте, даны в Приложении 1

**Бадалян Л.О. Невропатология. М., Издат. центр «Академия» (учебник) 4-е изд.,2007,с.194.

Кроме того, как уже доказано учёными, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, они развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. На кистях рук также расположено множество точек, воздействуя на которые можно положительно влиять на внутренние органы. Пальчиковые игры способствуют развитию мышц ладони, гибкости суставов, чувствительности кончиков пальцев, что очень важно в период овладения навыками игры на фортепиано, а также письма и рисования. Занимаясь с детьми различными упражнениями, по возможности делаем это со стихами, так как благодаря особому ритму стихосложения происходит и нормализация дыхательного процесса в организме. Проговаривание стихов одновременно с пальчиковыми движениями способствует развитию громкой, четкой и эмоциональной речи, а рифма развивает слуховое восприятие у детей, тренирует их память.

Упражнения для активизации и укрепления мышц кисти и пальцев:

1.«Проглот» (фото 1,2)

У меня живёт проглот –

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

Взять небольшой носовой платок за уголок и целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Ребёнок делает это сначала одной рукой, потом другой, или двумя руками одновременно.

2.«Бабочка» (фото 3,4,5)

Я бабочкой летала, Все ножки истоптала.

Крыльями махала. Теперь я, дети, куколка.

На цветки садилась, Смотрите, крепко сплю как я.

Усами шевелила. И вновь тепло. Пришла весна!

А гусеницей стала, И снова крылья у меня!

Пальцы рук складываются в «замочек». Все пальчики делают машущие движения (крылья бабочки). Затем движения делают большие пальцы рук (усы бабочки). Далее все пальчики топчутся на тыльных сторонах ладоней (гусеница), складываются в «замочек» (куколка). И снова дети помахивают пальчиками (опять бабочка).

3. «Прятки» (сжимание и разжимание пальцев)

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Руки сжаты в кулачки. Ритмично сгибать и разгибать пальцы.

4. «Лягушки» (фото 6,7)

Две веселые лягушки

Ни минуту не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Ребёнок сжимает руки в кулачки и кладёт их на стол пальцами вниз. Затем резко распрямляет пальцы (рука как бы подпрыгивает над столом) и кладёт ладони на стол. Тут же резко сжимает кулачки, держа руки на столе и так несколько раз.

5. « Футбол» (фото 8,9,10) Упражнение способствует развитию разгибателей пальцев.

Пальчики-мальчики вышли во двор.

Пальчики-мальчики играют в футбол.

Мячик гоняют, в ворота пинают.

В ворота пинают, голы забивают.

А в воротах капитан,

Самый смелый мальчуган.

Отбивает мяч он ловко,

Потому что есть сноровка.

Пальчики обеих рук быстро передвигаются по столу в беспорядке. Затем все, кроме большого, делают «пинающие» движения (пинают мячик). В конце такое же движение делает большой палец (капитан).

6. «Щелчки» (фото 11)

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугавшись щелчка,

Разбежались кто куда.

На каждую строчку стишка делать сильные щелчки в воздух поочерёдно всеми пальцами и первым.

7. «Пальчики здороваются и кивают» (фото 12,13)

- Здравствуй, пальчик!

- Здравствуй, брат!

- Ты пришёл?

- Я очень рад!

- Здравствуй, пальчик дорогой!

- Поиграй-ка ты со мной!

Ребёнок держит согнутые в локтях руки перед собой, ладошки «смотрят» друг на друга. Каждый палец начинает наклоняться к ладони как можно ниже (пальчики как бы кланяются друг другу – второй второму, третий третьему и т.д.). Затем пальчики одной руки по очереди прижимаются подушечками к одноимённым пальцам другой руки.

9. «Бусы» (фото 14,15)

Пальчики делают «колечки», каждый по очереди смыкается с большим пальцем. Затем каждое «колечко» продеваем друг в друга (делаем бусы):

Новогодней ёлочке каждый рад

Приходи-ка ёлочка, повесели ребят.

Дети тебя видеть очень хотят,

Из цветной бумаги колечки мастерят.

Из колечек бусы сделать недолго,

Будут эти бусы украшеньем ёлки.

Подобное этому упражнение «Очки». Делаем два кружочка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их. Оставшиеся три пальца выпрямлены, но не напряжены.

10. «Шарик» (фото 16,17)

Надувайся, шарик, больше!

Лучше щёчки раздувай!

Поиграй ты с нами дольше:

Катись, прыгай и летай!

Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем – большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение. Во время игры ребёнок может дуть на свои ладошки, как бы надувая шарик. В этом упр. – и активизация (когда пальцы держат форму шара) и освобождение мышц (сдутый шарик), смотря, на что акцентируется внимание.

11. «Черепашка». Для организации аппарата, формы кисти (фото 18,19).

- Ножка, ножка, поскорей

Двигай домик мой сильней.

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие» (панцирь черепашки). Вытянуть указательный палец, опереться его подушечкой на стол и подтянуть им вперёд весь «домик черепашки». Таким же образом можно попытаться передвигать «домик» средним, безымянным пальцами и мизинцем ( по возможностям ребёнка). Большим пальцем можно двигаться в сторону.

Для детей с ослабленным тонусом мышц важным является развитие и активизация хватательных движений. Хватательные движения воспитывают ловкость, быстроту реакции, развивают сгибатели пальцев, кроме того, хватательный рефлекс считают одним из показателей развитого мозга. В связи с этим будут полезны следующие упражнения. При их выполнении необходимо следить за осанкой, руки работают «из корпуса».

12. Упражнения с платочком и мячиком:

а) Подбрасывать платок и ловить его сначала одной, потом другой рукой. Кисть при этом направлена вниз.

Упражнения с мячиком описаны в известной работе А.А. Шмидт-Шкловской «О воспитании пианистических навыков»:

б) ловить мяч одной рукой, подбрасывая его вверх;

в) перебрасывать мяч из одной руки в другую по дуге;

г) отпускать мяч и тут же подхватывать его той же рукой, не давая упасть (рука обращена ладонью вниз). Руку в кистевом суставе не сгибать.

Последнее упражнение более сложное и не каждому сразу удаётся. Его можно пробовать, но не с самыми маленькими. Если не получается, лучше заменить на более простое, или вместо мячика взять платочек. Необходимо ещё отметить, что мячик должен соответствовать руке ребёнка и лучше, если он будет не слишком твёрдым.

Упражнения для освобождения мышц кисти и пальцев

Для детей с повышенным тонусом мышц для нормализации кровообращения и снятия «зажимов» рекомендуются следующие упражнения:

1.«Кисточка»

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

Руки, согнутые в локтях держим перед собой (можно опереться локтями на стол, или на закрытую крышку фортепиано). Соединить все подушечки пальцев руки, согнуть запястье, кисть как бы свисает. Свободными движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. При движении вправо (для правой руки), влево (для левой руки)- пальцы раскрываются, при обратном движении – подушечки пальцев мягко соединяем. Упражнение можно выполнять отдельно каждой рукой и двумя руками одновременно.

2. « Моем ручки»

Трём ладошки друг о друга и «стряхиваем водичку» свободными руками, чтобы «брызги» далеко разлетались.

3. «Коза и козлёнок» - 2 и 5 пальцы изображают рога, на 3 и 4 строчках пальцы соединить в щепотку, опустить кисть в запястье – изобразить «позванивание» колокольчиком, следить за свободой движений (фото 20,21).

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая.

За ней козлёночек бежит,

Колокольчиком звенит.

4. «Этот пальчик».

Обе ладошки спокойно лежат на столе, пальчики чуть раздвинуты. Поднимать их нужно медленно, по одному на каждую строчку стишка, от первого сустава («длинный палец»). Добиваться, будто палец поднимается с помощью нитки, привязанной к его кончику, представляя единое целое. Внимание концентрируется на кончике пальца, а не в первом суставе. Палец надо «уронить», как будто нить отстригли, но без удара.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать.

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Наиболее естественны движения «длинных пальцев» из ладони. В этих движениях активное участие принимают межкостные ладонные мышцы, развитость которых, как считал Й. Гат, является главным условием беглости. Роль ладонных мышц велика, и любая работа в этом направлении полезна, так как ладонные мышцы подвергаются наибольшей нагрузке при игре на фортепиано.

5. «Цветы» (фото 22, 23)

Наши алые цветки Наши алые цветки

Распускают лепестки. Закрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит, Тихо засыпают,

Лепестки колышет. Головой качают.

Руки держим перед собой, пальцы собраны в щепотку. Постепенно кисть раскрываем и помахиваем пальчиками. При «разлёте» пальцы должны быть естественно свободны и полностью распрямлены. Затем пальчики снова соединяем в мягкую щепотку, наклоняем кисть и покачиваем ею.

Для ощущения подвижности и лёгкости пальцев хорошо применять следующие упражнения А.А.Шмидт-Шкловской из брошюры «О воспитании пианистических навыков»:

6. Свободно и естественно помахивать всеми пальцами, подобно тому как делают при прощании дети.

7. Собрать пальцы в щепотку, а затем мгновенно и очень легко, без всяких усилий «открыть» их (как будто кто-то на них подул, и они «разлетелись», как пушинки одуванчика). Рука лёгкая (она тоже может «взлетать» вместе с пальцами). После «взлёта» пальцы свободно «опадают». В работе участвуют только пальцы, кисть не сгибать и не разгибать. Это упр. можно назвать «Одуванчик».

8. Сбрасывать с колен воображаемые соринки. При этом хорошо ощущается разъединённость пальцев.

«Щёточка». «Отбрасывание соринки» с колен «открывающимися» лёгкими пальцами и затем быстрое обратное движение к себе – пальцы естественно собираются, как бы подметая.

Для снятия напряжения в мышцах полезны упражнения на супинацию и пронацию (особенно движения к 5-м пальцам):

9.«Фонарики». Руки согнуты в локтях, свободно отведены в стороны, кисти принимают форму шариков-фонариков. Делаем вращательные движения.

Фонарики стеклянные

Развешены на ёлке.

Горят огни весёлые,

Сверкают все иголки.

10.«Ключик» - имитируем движения при открывании или запирании двери ключом.

Ключ в замочке покручу,

Дверцу я открыть хочу.

Ключик повернулся –

Я домой вернулся!
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск