Скачать 74 Kb.
|
Автор: Василенко Галина Анатольевна Полное название образовательного учреждения: МАОУ лицей №7 города Томска Аннотация к уроку Урок может проводиться в 9 классе и в 10 классе. На уроке используется ИКТ, использование мультемидийного ресурса позволит вовлечь учащихся в продуктивную деятельность, формы работы на уроке сделать более разнообразными. На первом этапе проходит тестирование на компьютере в программе Microsoft Power Point, чтобы проверить, как учащиеся усвоили материал прошлого урока. Тест составлен по теме: «Импульс. Закон сохранения импульса», что поможет учащимся вспомнить необходимый материал и настроиться на данный урок. На втором этапе объяснения материала учитель вначале выдвигает проблему демонстрируя полет воздушного шарика: «За счет чего шарик приходит в движение? Беседа с учащимися сопровождается презентацией, выполненной в программе Microsoft Power Point, что позволит визуально подкреплять изучаемый материал. На третьем этапе урока предлагается выполнить творческое задание (работа в группах)- разработать модель реактивного двигателя. На четвертом этапе урока учащиеся выступают с сообщениями по следующим темам: « К. Э. Циолковский — основоположник теории космических полетов», «Успехи СССР в освоении космического пространства» и другие. Для создания для учащихся ситуации успеха демонстрируется проектная работа, выполненная учениками нашего лицея, ребята видят, что такие же ученики делают проектные работы – значит, они тоже смогут. Электронные образовательные ресурсы позволяют максимально эффективно усвоить предметное содержание, так как информация: - находится в зоне актуальности, соответствует интересам учащихся: «Роль нашей страны в развитии космонавтики»; -затрагивает чувства конкретного человека (личностное отношение, чувство гордости за свою страну); - транслируется другому человеку в процессе вербального и визуального общения. Тип урока: Комбинированный урок Предмет: физика Класс: 9, 10 классы Тема урока: Применение закона сохранения импульса. Реактивное движение. Цель урока: Познакомить учащихся с характеристиками реактивного движения, выяснить каково практическое значение закона сохранения импульса для развития ракетной техники. Задачи урока: - повторить и проверить знания учащихся по теме «Закон сохранения импульса», - актуализировать необходимые знания и способы деятельности учащихся для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке; - организовать работу учащихся по осмыслению и усвоению нового материала. Создать образовательную ситуацию для повышения внутренней мотивации к обучению; - закрепить новый материал и организовать самостоятельную работу учащихся в группах по созданию собственного продукта (модели реактивного двигателя); - пробудить чувство гордости и патриотических чувств учащихся. Учебно – методическое обеспечение: Перышкин А.В. Физика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2007; Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика . 10 класс. – М.:Просвещение, 2007. Время реализации урока: 1 урок (45 минут) или можно четвертый этап урока провести в виде не сообщений, а полноценных презентаций учащихся и тогда это составит 2 урока (90 минут) Авторский медиапродукт: 1. редактор Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word, киностудия Windows Live 2. вид мадиапродукта: наглядная презентация учебного материала, видеоролик Необходимое оборудование и материалы для урока: 1)воздушный шарик; 2)стеклянная Г–образная трубка со шлангом; 3)несколько карандашей (круглых), 4)картонная коробка, 5)сосуд с водой, штатив, моток ниток, ножницы, гвоздь, бечевка, пустая упаковка сока; 4)куриное яйцо; булавка. План проведения урока:
Ход урока 1.Организационный момент. - Приветствие. Объявление темы урока (Слайд№1). 2.Актуализация знаний. Тест по теме «Импульс. Закон сохранения импульса» (Слайд № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, №9, №10, №11, №12, №13). 3.Изучение нового материала. Мы уже знаем, что скорость тела изменяется только при действии на это тело других тел. Примеры Когда человек разбегается, он отталкивается от земли, и земля, согласно третьему закону Ньютона, «толкает» человека вперед (Слайд №14). Плывя в лодке, гребец веслами отталкивается от воды, и вода, согласно третьему закону Ньютона «толкает» лодку вперед (Слайд №14). Создание проблемной ситуации: А от чего можно оттолкнуться, если вокруг ничего нет — как для ракеты в открытом космосе? Слайд №15. Единственная возможность — взять с собой то, от чего можно будет отталкиваться. Проблемный эксперимент 1: сильно надуйте воздушный шарик и отпустите его, не закрывая отверстия. Объясните движение шарика (Слайд №16). Проблемный эксперимент 2: Г–образная трубка отклоняется в сторону, противоположную направлению струи (Слайд №17). После демонстрации учитель задает вопросы: - за счет чего возникает такое движение? - почему отклоняется трубка? - почему взлетает воздушный шарик? Учащиеся объясняют эксперименты: Мы видим, что, когда воздух начнет выходить из него в одну сторону, сам шарик полетит в другую (Слайд №18). Движение воздушного шарика – это пример реактивного движения. Мы увидим, что, когда вода начнет выливаться из трубки, сама трубка придет в движение и отклонится в сторону, противоположную направлению вытекания воды. Это пример реактивного движения. Сформулируйте, что называют реактивным движением. Движение тела, возникающее при отделении от тела его части с некоторой скоростью, называется реактивным движением (Слайд №18). Рассмотрим реактивное движение с помощью закона сохранения импульса: Скорость шарика в начальный момент времени была равна нулю: И скорость воздуха в начальный момент времени была равна нулю: Следовательно, импульсы тел, до взаимодействия равны нулю: (Слайд №19). Предположим, что воздух выходит из шарика с одинаковой скоростью После выхода всего газа массой m2 , шар приобретет скорость Тогда импульсы тел после взаимодействия будут равны: (Слайд 20) Согласно закону сохранения импульса, получим: Найдем скорость шарика (Слайд №21). Эту формулу можно использовать для расчета скорости ракеты (Слайд №22) Предлагается учащимся рассмотреть слайд №23 и указать основные части ракеты. Закон сохранения импульса наглядно проявляется в реактивном движении, например, когда ракета разгоняется, выбрасывая назад раскаленные газы. (Слайд 24). Примеры реактивного движения в природе. В природе принцип реактивного движения применяется некоторыми морскими животными – кальмарами и медузами. Для перемещения они используют реакцию выбрасываемой струи воды. В мире растений обитает еще один яркий представитель – бешеный огурец. При созревании в нем образуется большое давление и, отделяясь от плодоножки, семена выбрасываются наружу, а сам огурец отстреливает в противоположную сторону (Слайд №25, №26). 4.Творческое задание. Работа в группах. Разработать модель реактивного двигателя. Учащимся предлагается набор предметов: воздушный шарик, несколько карандашей (круглых), картонная коробка, сосуд с водой, штатив, моток ниток, ножницы, гвоздь, бечевка, пустая упаковка сока, куриное яйцо, булавка. Ученики работают в группах, разрабатывая свои модели двигателя. Например, несколько вариантов предложенных учениками прошлых лет «Реактивный автомобиль». Пустое куриное яйцо, в него шприцом впрыскивается вода, затем яйцо крепится на подставке, и под яйцо кладется сухой спирт. Вода в яйце закипает: пар в одну сторону, а яйцо в другую. Другой вариант «Реактивный пакет». Пакет крутится вокруг своей оси с помощью, вытекающей из него воды. Третий вариант «Реактивная коробка». В коробку помесить воздушный шарик, а коробку поставить на карандаши, когда воздух через отверстие в коробке будет выходить, коробка поедет в другую сторону. 5.Сообщения учащихся о жизни и научной деятельности С.П. Королева, К.Э. Циолковского, о Ю.А. Гагарине. Слайды №27- 34. Слайды №33 и №34 можно сопровождать аудиозаписью – сообщение ТАСС. Приложение 1 Демонстрация видеоролика «Первые в космосе». Приложение 2 6. Рефлексия: Подведение итогов урока. Учащимся предлагается заполнить таблицу (Слайд 35). Объяснение заполнения таблицы дано на слайде 36. 7. Домашнее задание. §23 Упражнение 22. 1)Творческое задание «Создание модели реактивного двигателя» – выполняется в группах; Учащиеся по предложенным моделям на уроке собирают модель реактивного двигателя. Срок выполнения – в течение недели. 2)Творческое задание создание проектных работ по теме «История и перспективы развития космонавтики». Сроки выполнения – месяц или более. 3) §23 Упражнение 22 (Слайд 37). Литература: Елькин В.И., Гармаш Л.Д., Браверман Э.М. Физика и астрономия в походе и на природе. М,: «Школьная пресса», 2003 Е.А. Демченко Нестандартные уроки физики 7-11 классы. Боброва С.В. Нестандартные уроки физики. Л.А. Горлова Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия 7-11 классы. Москва «Вако», 2006 Ю. Левитан: Сообщение о полете Гагарина – Яндекс видео [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://video.yandex.ru/users/mihalichasm/view/30/# |