Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 74.84 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.05.2014
Размер74.84 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточными времени

Тип урока: изучение нового

Цель: познакомить с особенностями сложноподчинённых предложений с придаточными времени.

Задачи:

- показать отличительные особенности придаточных предложений времени (строение, средства связи, положение в сложноподчиненном предложении);

- совершенствовать умение составлять схемы сложноподчиненных предложений и расставлять знаки препинания;

- научить отличать сложноподчиненные предложения с придаточными времени от других видов сложноподчиненных предложений;

- формировать общекультурные, коммуникативные компетенции.

Оборудование:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Презентация

  • Учебник

  • Опорные схемы

  • Раздаточный материал


Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Введение в тему. Постановка проблемы.

-Здравствуйте, ребята, начинаем наш урок, не теряя драгоценного времени.

- А как вы понимаете значение слова ВРЕМЯ?

- Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (время, миг, пора, период, полоса, дни, час, момент, век, эпоха).

- Как в языке передаётся значение времени?




1 формы глагола (настоящее, будущее, прошедшее)

2 наречия (встретиться на днях)

3 количеств. числит. (беседовать около трёх часов)

4 предложно-падежные формы (узнаете со временем)

5 деепричастные обороты (уходя вечером)
- Почему так много средств передачи временного значения?

- Время – важная категория.

- Как вы думаете, как слово время соотносится с нашим уроком?
3. Оформление темы и цели урока.

Исходя из названных вами ассоциаций и изученного ранее материала, сформулируйте тему сегодняшнего разговора:

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени.

- Что должны мы узнать сегодня на уроке, чему научиться, какие сформировать умения?

Задачи: (на уровне знаний и умений)

- узнать отличительные особенности придаточных времени (строение, средства связи, положение в сложноподчиненном предложении);

- научиться распознавать СПП с придаточными времени среди других СПП;

- совершенствовать умение составлять схемы СПП и расставлять знаки препинания.
4. Изучение нового материала

Склонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь долго всматривался в свое отражение.

- Охарактеризуйте данное предложение, составьте его схему.

- Перестройте данное предложение в СПП.

Лебедь долго всматривался в своё отражение, когда склонил гибкую шею к зеркалу воды.

- Прочитайте придаточную часть.

- Какое значение она несет? (Значение времени).

- Где находится по отношению к главному?

- Можно поставить придаточную часть в конец или в середину главного?

- К чему относится придаточная часть? К отдельному члену предложения или ко всей основе? ( Приосновная)

- Какой вопрос зададим?

- Какие союзы, кроме союза когда, могут связывать главную часть предложения с придаточной?

- Давайте подведем итог. Что узнали о СПП с придаточным времени?

- Пользуясь полученными сведениями и опорным материалом на 57 странице, составим опорную теоретическую схему (один ученик составляет у доски).

Запись опорной схемы СПП с придаточным времени:

h:\doc_2010\juju\документы\downloads\img1.jpg

По данной схеме составьте рассказ о СПП с придаточным времени. Воспользуйтесь подсказкой в виде опорных слов (работа в парах):

- обозначает…

- отвечает…

- относится…

- находится…

- соединяется…

  •  Придаточное времени обозначает …….., в течение которого происходит то, о чем говорится в главной части сложноподчиненного предложения.

  • Придаточное времени отвечает на вопросы когда, как долго, с каких пор?.

  • Придаточные времени относятся к основе .( Я пришел, когда стемнело). В главной части СПП с придаточным времени могут употребляться указательные слова (Я пришел только тогда, когда стемнело).

  • Придаточные времени могут находиться перед главной частью, в середине и после неё.(1.Книга учит, даже когда вы этого не ждете. 2. Когда наступил вечер, Иван вышел на улицу. На другой день, чуть только заалел восток, все поднялись).

5. Закрепление первичных знаний.

- Моделирование предложений из простых в сложные.

(когда…, едва…, как только…, лишь только), […]

- Из простых предложений составить СПП в соответствии со схемой-подсказкой. Записать, определить вид придаточного.
Опустился вечер. Закат окрасил в пурпур спокойные воды озера.

Воцарилась вечерняя тишина. Послышалось лебединое пение.

Самопроверка.

- Замените СПП простым с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Как только мы подошли к озеру, сразу увидели грациозного лебедя.

Едва птица подплыла к кустарнику, силы покинули её.
- В каком случае замена невозможна? Аргументируйте. (Замена возможна, если действие сказуемого главного предложения и деепричастия совершается одним субъектом, однородность.)
- Установить соответствие.

Установите соответствие, запишите предложения, составьте схемы, укажите тип придаточного.

1. когда жара спала

4. как только наступила ночь

2. обитатели полей, лесов, лугов замерли

5. в прозрачной тишине становятся слышны и другие звуки

3. лишь только воздушный океан успокаивается

6. всё вокруг оживилось


- Проверьте себя. Самопроверка.
6. Звуковой диктант или аудиально-кинестетический (физминутка)

- На прошлых уроках вы уже говорили о видах придаточных предложений.

- Какие виды придаточных предложений вы уже знаете? (изъяснительные, определительные, обстоятельственные образа действия и степени, места)
Читаю предложения. Если СПП с

придаточным определительным – хлопаем в ладоши,

придаточным изъяснительным – руки вперед,

придаточным обстоятельственным – руки над головой, сжать в замок и потянуться,

придаточным времени – руки в стороны.

- Мальчик стал разыскивать тот лес, где находилась ягодная поляна. (Определительное)

- Мы не знали, куда идти. (Изъяснительное)

- Мне невольно вспомнился тот край, откуда я родом. (Определительное)

- Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (Время)

- Мы пошли к лесной опушке, где обычно много ежевики. (Определительное)

- Пока я рос в другом краю, мой город вырос постепенно. (Время)

- Будем жить так, чтобы все гордились нами. (Обстоятельственное)

- Как вы считаете, уже можете отличать придаточные времени от других видов придаточных?
7. Лингвистическая задача

  1. Мы не знали, когда закончится эта прощальная лебединая песня.

  2.  Нежная грустная песня эхом разнеслась по округе в тот момент, когда солнце спрятало свои последние лучи.

  3.  Всё живое замерло вокруг, когда зазвучала последняя песня лебедя.

- Мой ученик, составив данные предложения, сказал, что в них все придаточные со значением времени. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.

Мы увидели примеры смешиваемых явлений, которые вам необходимо уметь различать. Схемы составить и записать на доске, указав вид придаточного.
8. Итог урока

- Давайте вспомним задачи, которые поставили в начале урока, и посмотрим, удалось ли нам их реализовать.

9. Домашнее задание.

По выбору:

- составить предложения по схемам, предложенным в упр. 144;

- составить небольшой текст о значении времени в человеческой жизни, используя СПП, составить их схемы, определить вид придаточных;

- составить лингвистическую задачу на смешиваемые явления.

Лебедь


   Склонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь долго всматривался в свое отражение. Он понял причину усталости и озноба, пронизывающего все тело, словно в зимние холода. 
   Теперь он доподлинно знал, что час его пробил и настала неотвратимая пора прощания с жизнью. 
   Его перья были так же прекрасны и белоснежны, как и в далекие годы юности. Ему удалось пронести в незапятнанной чистоте свое одеяние через все жизненные невзгоды и испытания, через зной и стужу. 
   И теперь он был готов спокойно и достойно закончить свои дни. 
   Изогнув красивую шею, он медленно и величаво подплыл к старой плакучей иве, под чьей сенью любил, бывало, пережидать летний зной. 
   Опустился вечер, и закат окрасил в пурпур спокойные воды озера. 
   В глубокой вечерней тишине, воцарившейся вокруг, послышалось лебединое пение. Никогда ранее лебедь не пел с такой проникновенной задушевностью и щемящей тоской. Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, воде, земле... 
   - Лебедь поет,- прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов.- Это песня умирающего лебедя. 
   Нежная грустная песня эхом разнеслась по округе и замерла с последними лучами солнца. 
    

Временный – непостоянный,  бывающий или действующий в течение некоторого времени 

Временной  - прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: время (1*1-3), связанный с ним. 2) Свойственный времени (1*1-3), характерный для него. 3) Определяемый временем (1*1-3)

БЕЗВРЕМЕНЬЕ, -я, ср. (устар.). Время общественного, культурного застоя, тяжелое время.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск