Скачать 74.84 Kb.
|
Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточными времени Тип урока: изучение нового Цель: познакомить с особенностями сложноподчинённых предложений с придаточными времени. Задачи: - показать отличительные особенности придаточных предложений времени (строение, средства связи, положение в сложноподчиненном предложении); - совершенствовать умение составлять схемы сложноподчиненных предложений и расставлять знаки препинания; - научить отличать сложноподчиненные предложения с придаточными времени от других видов сложноподчиненных предложений; - формировать общекультурные, коммуникативные компетенции. Оборудование:
Ход урока
-Здравствуйте, ребята, начинаем наш урок, не теряя драгоценного времени. - А как вы понимаете значение слова ВРЕМЯ? - Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (время, миг, пора, период, полоса, дни, час, момент, век, эпоха). - Как в языке передаётся значение времени? 1 формы глагола (настоящее, будущее, прошедшее) 2 наречия (встретиться на днях) 3 количеств. числит. (беседовать около трёх часов) 4 предложно-падежные формы (узнаете со временем) 5 деепричастные обороты (уходя вечером) - Почему так много средств передачи временного значения? - Время – важная категория. - Как вы думаете, как слово время соотносится с нашим уроком? 3. Оформление темы и цели урока. Исходя из названных вами ассоциаций и изученного ранее материала, сформулируйте тему сегодняшнего разговора: Сложноподчиненные предложения с придаточными времени. - Что должны мы узнать сегодня на уроке, чему научиться, какие сформировать умения? Задачи: (на уровне знаний и умений) - узнать отличительные особенности придаточных времени (строение, средства связи, положение в сложноподчиненном предложении); - научиться распознавать СПП с придаточными времени среди других СПП; - совершенствовать умение составлять схемы СПП и расставлять знаки препинания. 4. Изучение нового материала Склонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь долго всматривался в свое отражение. - Охарактеризуйте данное предложение, составьте его схему. - Перестройте данное предложение в СПП. Лебедь долго всматривался в своё отражение, когда склонил гибкую шею к зеркалу воды. - Прочитайте придаточную часть. - Какое значение она несет? (Значение времени). - Где находится по отношению к главному? - Можно поставить придаточную часть в конец или в середину главного? - К чему относится придаточная часть? К отдельному члену предложения или ко всей основе? ( Приосновная) - Какой вопрос зададим? - Какие союзы, кроме союза когда, могут связывать главную часть предложения с придаточной? - Давайте подведем итог. Что узнали о СПП с придаточным времени? - Пользуясь полученными сведениями и опорным материалом на 57 странице, составим опорную теоретическую схему (один ученик составляет у доски). Запись опорной схемы СПП с придаточным времени: По данной схеме составьте рассказ о СПП с придаточным времени. Воспользуйтесь подсказкой в виде опорных слов (работа в парах): - обозначает… - отвечает… - относится… - находится… - соединяется…
5. Закрепление первичных знаний. - Моделирование предложений из простых в сложные. (когда…, едва…, как только…, лишь только), […] - Из простых предложений составить СПП в соответствии со схемой-подсказкой. Записать, определить вид придаточного. Опустился вечер. Закат окрасил в пурпур спокойные воды озера. Воцарилась вечерняя тишина. Послышалось лебединое пение. Самопроверка. - Замените СПП простым с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Как только мы подошли к озеру, сразу увидели грациозного лебедя. Едва птица подплыла к кустарнику, силы покинули её. - В каком случае замена невозможна? Аргументируйте. (Замена возможна, если действие сказуемого главного предложения и деепричастия совершается одним субъектом, однородность.) - Установить соответствие. Установите соответствие, запишите предложения, составьте схемы, укажите тип придаточного.
- Проверьте себя. Самопроверка. 6. Звуковой диктант или аудиально-кинестетический (физминутка) - На прошлых уроках вы уже говорили о видах придаточных предложений. - Какие виды придаточных предложений вы уже знаете? (изъяснительные, определительные, обстоятельственные образа действия и степени, места) Читаю предложения. Если СПП с придаточным определительным – хлопаем в ладоши, придаточным изъяснительным – руки вперед, придаточным обстоятельственным – руки над головой, сжать в замок и потянуться, придаточным времени – руки в стороны. - Мальчик стал разыскивать тот лес, где находилась ягодная поляна. (Определительное) - Мы не знали, куда идти. (Изъяснительное) - Мне невольно вспомнился тот край, откуда я родом. (Определительное) - Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (Время) - Мы пошли к лесной опушке, где обычно много ежевики. (Определительное) - Пока я рос в другом краю, мой город вырос постепенно. (Время) - Будем жить так, чтобы все гордились нами. (Обстоятельственное) - Как вы считаете, уже можете отличать придаточные времени от других видов придаточных? 7. Лингвистическая задача
- Мой ученик, составив данные предложения, сказал, что в них все придаточные со значением времени. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ. Мы увидели примеры смешиваемых явлений, которые вам необходимо уметь различать. Схемы составить и записать на доске, указав вид придаточного. 8. Итог урока - Давайте вспомним задачи, которые поставили в начале урока, и посмотрим, удалось ли нам их реализовать. 9. Домашнее задание. По выбору: - составить предложения по схемам, предложенным в упр. 144; - составить небольшой текст о значении времени в человеческой жизни, используя СПП, составить их схемы, определить вид придаточных; - составить лингвистическую задачу на смешиваемые явления. ЛебедьСклонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь долго всматривался в свое отражение. Он понял причину усталости и озноба, пронизывающего все тело, словно в зимние холода. Теперь он доподлинно знал, что час его пробил и настала неотвратимая пора прощания с жизнью. Его перья были так же прекрасны и белоснежны, как и в далекие годы юности. Ему удалось пронести в незапятнанной чистоте свое одеяние через все жизненные невзгоды и испытания, через зной и стужу. И теперь он был готов спокойно и достойно закончить свои дни. Изогнув красивую шею, он медленно и величаво подплыл к старой плакучей иве, под чьей сенью любил, бывало, пережидать летний зной. Опустился вечер, и закат окрасил в пурпур спокойные воды озера. В глубокой вечерней тишине, воцарившейся вокруг, послышалось лебединое пение. Никогда ранее лебедь не пел с такой проникновенной задушевностью и щемящей тоской. Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, воде, земле... - Лебедь поет,- прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов.- Это песня умирающего лебедя. Нежная грустная песня эхом разнеслась по округе и замерла с последними лучами солнца. Временный – непостоянный, бывающий или действующий в течение некоторого времени Временной - прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: время (1*1-3), связанный с ним. 2) Свойственный времени (1*1-3), характерный для него. 3) Определяемый временем (1*1-3) БЕЗВРЕМЕНЬЕ, -я, ср. (устар.). Время общественного, культурного застоя, тяжелое время. |