Скачать 1.69 Mb.
|
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Проповеди Том 2 Содержание • Слово в день Рождества Христова • Слово в день Рождества Христова • «Странно Бога вочеловечшася видевше» • Слово в день Богоявления • Слово в неделю по Богоявлении • Слово на пассии двадцать шестое • Слово на пассии двадцать седьмое • Слово над плащаницей в Великую пятницу • Слово о сошествии Святого Духа на апостолов, сказанное в день Святого Духа • Слово в день сошествия Святого Духа на апостолов • Слово в день рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна • Слово в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла • Слово в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла • Слово в праздник Казанской иконы Божией Матери • Слово в день празднования Казанской иконе Божьей Матери • Слово в день Преображения Господня • Слово в день Преображения Господня • Слово в день Успения Пресвятой Богородицы • Слово в день Усекновения главы Иоанна Предтечи • Слово на рождество Пресвятой Богородицы • Слово в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова • Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы • Слово в день памяти святого апостола и евангелиста Луки • Слово в день памяти святого апостола и евангелиста Луки • Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы • Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы • Слово в неделю всех святых • Слово в неделю всех святых • Слово в неделю вторую по Пятидесятнице. О честолюбии • Мы – Христово благоухание • О великомученике Феодоре Стратилате • «И в Израиле не нашел я такой веры» • «И в Израиле не нашел я такой веры» • О прощении Богом грехов за веру • Слово в неделю седьмую по Пятидесятнице и день памяти святого равноапостольного князя Владимира • Великое исповедание апостола Петра • «Слово о Кресте для погибающих юродство есть...» • Слово о мученике Маманте • О двух важнейших в законе заповедях • «...кто во Христе, тот новая тварь» • О знамении пророка Ионы • О строящих дом на камне или на песке • О гадаринском бесноватом • О чистом сердце как источнике глубокой веры • О постоянстве в молитве • Слово о святой великомученице Екатерине • Нет ничего тайного, что не стало бы явным • Слово в неделю о мытаре и фарисее • Слово в неделю о блудном сыне. О стыде • Слово в неделю о страшном суде. Сон Навуходоносора • Слово на вечерне недели сыропустной • Слово во вторую неделю Великого поста. За жизнь мира • О терпении. Неделя Крестопоклонная • Слово в неделю пятую Великого поста • Слово в Неделю Ваий • Слово в Неделю жен-мироносиц • Слово в Неделю о расслабленном • Слово в Неделю о самарянине • Слово при погребении... СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВАТаинство странное вижу и преславное: небо – вертеп, престол херувимский – Деву, ясли – вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже, воспевающе, величаем (Ирмос Рождества Христова, песнь 9). В нынешний великий день воспоминает Святая Церковь глубоко таинственное и непостижимо великое событие, пред которым все другие события в истории мира совершенно ничтожны – Рождество Предвечного Сына Божьего в человеческой плоти от Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии, ради спасения погибающего во грехах рода человеческого. Вертеп, в котором произошло это глубокое таинство, стал поистине небом, ибо в нем явился Бог. Малые ясли, из которых кормились животные, вместили Невместимого всей вселенной Бога. У пророка Исаии, у Псалмопевца Давида, в книгах Царств читаем, что Бог восседает на херувимах, как на Своем престоле, а ныне видим Предвечного Сына Божия почивающим на ложе и на руках Своей Пречистой Приснодевственной земной Матери, Которая теперь поистине именуется Престолом Херувимским. Падем же ниц пред Вифлеемским вертепом, в котором благоволил явиться миру в самой убогой обстановке Царь Небесный в образе Богочеловека. Нам непостижимо такое безмерное смирение и презрение ко всякой мирской славе ныне родившегося Господа Иисуса. Но вспомним слова Божии, возвещенные чрез пророка Исаию: "Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Ис. 55, 8-9). И не по-нашему, а по-Своему отметил Господь и Бог наш Иисус Христос величие Своего Рождества в вертепе Вифлеемском. Чудесно, как доступно только Богу, возвестил Он о Своем земном рождении ближним и дальним, простым и неученым, мудрым и ученым. Простые были близки к Нему, из их среды позже Он избрал Своих Апостолов. Они принадлежали к избранному Им народу, они веровали в Истинного Бога, понимали язык Священного Писания. И к ним послал Он в глубокий ночной час Своего Ангела, который сказал им: "Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях" (Лк. 2, 10-12). И внезапно разверзлось небо пред глазами пастухов, и явился пред ними целый сонм ангелов, подтвердивших только что возвещенное им удивительным небесным пением: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение!" (Лк. 2, 14). Совсем иным, но тоже чудесным образом открыл Господь Бог великую тайну сошествия на землю Своего Предвечного Сына другим, очень дальним людям – восточным волхвам, мудрецам ученым и знатным людям, еще не знавшим Истинного Бога. И чудесным явлением звезды побудил Он их пойти в дальний путь и поклониться Воплотившемуся Сыну Божию, Спасителю мира. Кто были эти восточные волхвы? Они были весьма выдающимися учеными древнего мира, глубокими и непрестанными наблюдателями звездного неба, движения и течения звезд. Средства, которыми обладала их наука, были очень примитивны. Они не имели телескопов и других мощных оптических приборов, которыми обладают нынешние астрономы, но они были глубоко знакомы с математикой, этой весьма важной наукой, ибо без нее было невозможно понимание движения звезд и планет. Их наука, астрология, считается теперь ложной наукой, ибо они верили, что по движению звезд и особенно по появлению новых можно узнавать и предузнавать исторические события, рождение и судьбу великих людей. Богу было угодно привлечь ума и сердца этих древних ученых людей к Рождеству Господа Иисуса Христа, к родившемуся в их дни во плоти Второму Лицу Святой Троицы – Спасителю мира. О как хотел бы я, чтобы об этом – о древних ученых волхвах, о чудесной звезде, приведшей их в Вифлеем, – вспомнили и нынешние ученые, которые в большинстве своем заменили веру в Бога верой в науку; чтобы помнили они о том, что есть две сферы бытия: бытие материальное и бытие духовное. Чрезвычайно велико могущество науки, все глубже и глубже проникающей в тайны материального бытия, и не видно конца великим достижениям ее. Но да не гордятся ученые своею мудростью! И напомню я живущим только научной верой удивительное слово Господа Иисуса Христа: "…Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (Лк. 10, 18). Падают только сверху вниз, и низвержение сатаны с неба на землю свидетельствует о том, что небеса – эта сфера духовного бытия – гораздо выше бытия материального. Это же подтверждает нам и искушение Господа Иисуса Христа диаволом после 40-дневного поста Его в пустыне. Диавол возвел Господа Иисуса на высокую гору и, показав Ему во мгновение времени все царства земные и славу их, сказал: "Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое" (Лк. 4, 6-7). Весьма возможно, что могущественная наука когда-нибудь откроет все тайны материального бытия. Но как диавол, низверженный с неба за гордость свою, лишился участия в великих таинствах духовной сферы, так и гордым ученым, потерявшим веру в Бога, недоступно все то, что относится к высшей сфере духовного бытия, в которой существуют и действуют свои особые законы, недоступные человеческому уму. Эти законы доступны только святым, которые стали храмами Духа Божьего, друзьями и даже братьями Господа и Бога нашего Иисуса Христа, ныне снисшедшего с небес на землю для спасения рода человеческого Своей Божественной проповедью, не только ею, но даже – страшно сказать – Своею Плотию и Кровью. Идите вслед за Ним вместе со мною и все вы, братья и сестры мои. Аминь. 1957г. |