Скачать 89.45 Kb.
|
Урок литературы в 5 классе на тему «О чем говорят цветы» (по сказке Жорж Санд «О чем говорят цветы»), 17 мая 2012 года Учитель ГБОУ СОШ № 23 Невского района Головина Наталья Ивановна Цель урока: познакомить учеников с произведением Жорж Санд «О чем говорят цветы» Задачи урока: обучающие - повторить художественные приемы; - научить выразительному чтению прозы; - познакомить с литературной сказкой, притчей; - научить собирать материалы к сочинению; - научить написанию сочинения на заданную тему; воспитывающие - формировать интерес к музыке, искусству, стремление к прекрасному; развивающие - формировать умение анализировать отрывки текста; - сравнивать, делать выводы. Оборудование: доска для показа презентации; магнитофон для прослушивания музыкальных произведений; записи: Фредерик Шопен «Весенний вальс»; Антонио Вивальди «Времена года. Апрель»; Петр Ильич Чайковский «Вальс цветов».
2. Слово учителя. Слайд № 1. Учитель. Ребята, посмотрите на доску. Вы видите прекрасные цветы. Вот таким ярким и красивым должен быть и наш урок. Слайд № 2. Учитель. Прочитайте тему урока. Ученики. «О чем говорят цветы». Учитель. Знакомы ли вам эти слова? Ученики. Это название сказки Жорж Санд. Учитель. Верно. Нужно быть человеком творческим и любящим природу, чтобы написать такую сказку. Посмотрите и скажите, какое еще слово в этом названии вам кажется важным? Ученики. «Говорят». Учитель. Конечно. Нужно обладать фантазией и слухом, чтобы услышать их разговор. Жорж Санд очень любила музыку. Особенно она восхищалась произведениями Фредерика Шопена. Она говорила, что одно его произведение стоит всех ее романов. Давайте послушаем его музыку и ответим на вопросы, которые указаны на слайде:
Учитель включает «Весенний вальс» Ф. Шопена, а ученики письменно отвечают на поставленные вопросы. Учитель. Какое время года, по-вашему, изобразил Шопен? Ученики. Весну (аргументируют). Учитель. Какая по настроению эта музыка? Ученики. Немного грустная вначале, но потом становится оптимистичнее и радостнее. Учитель. Правильно. Слайд № 3. Учитель. Посмотрите на портреты этих людей. Как вам кажется, кто это? Ученики. Это Жорж Санд. Учитель. Да, это Жорж Санд. Слайд № 4. Учитель. Давайте вспомним, где жила маленькая Аврора Дюдеван (так звали Жорж Санд в детстве, а будучи писательницей, она взяла себе псевдоним)? Ученики. Сначала ей пришлось жить с матерью на чердаке, а потом в замке бабушки. Слайд № 5. Учитель. Посмотрите, вот этот замок, вязы, растущие неподалеку, сад. А теперь подумайте и ответьте на вопрос: почему портрет Жорж Санд и фотографии с садом и цветами я разместила вместе? Слайд № 6. Ученики. Их объединяют цветы. Учитель. Действительно. Цветы окружали ее повсюду. Жорж Санд даже писала афоризмы о цветах. Давайте их проанализируем. Слайд № 7. Ученики читают афоризмы, вставляют пропущенные слова и объясняют их значение. Учитель. Как видим, цветы ассоциируются не только с радостными событиями жизни, но и грустными, печальными моментами жизни людей. Назовите художественный прием, который автор использует в этих высказываниях? Ученики. Метафора. Учитель. Верно. Слайд № 8. Учитель. Посмотрите на слайд и скажите, кто может говорить? А почему говорят цветы у Жорж Санд? Ученики. Это олицетворение. Учитель. Посмотрите на следующий слайд. Здесь изображен прекрасный сад. Как вам кажется, какими словами можно его описать? Запишите в тетрадях словосочетания, характеризовующие его. Учитель включает Антонио Вивальди «Времена года. Апрель», а ученики работают в тетрадях. После ребята говорят, что музыка бодрая, она напоминает буйное цветение растений, прекрасный сад, где все гармонично и яркое цветение ничего не омрачает. Слайд № 9. Учитель. Посмотрите на фразы, совпадают ли они со словами, сказанными вами? Ученики. Да. Учитель. А сейчас обратимся к саду из сказки «О чем говорят цветы» - так ли там все прекрасно и благополучно. Ученики показывают сценку из сказки: Героиня сказки. Однажды вечером мне удалось, лежа на песке, не пропустить ни слова из того, что говорилось в углу цветника. Я старалась не шелохнуться и услышала, как один их полевых маков заговорил: Мак. Господа, пора уже покончить с этими предрассудками. Все растения одинаково благородны. Наше семейство не уступит никакому другому. Пусть кто угодно признает розу царицей, но я заявляю, что с меня довольно, я не считаю себя вправе считать себя более знатным, чем я. Астра. Я не понимаю, чем так кичится семейство роз. Скажите, пожалуйста, разве роза красивее и стройнее меня? Природа и искусство общими усилиями увеличили число наших лепестков и сделали наши краски особенно яркими. Мы, несомненно, богаче, так как у самой роскошной розы бывает двести лепестков, а у нас – до пятисот. А уж оттенков лилового и даже почти синего цвета, как у нас, розе никогда не добиться. Вьюнок. Скажу про себя – я принц Дельфиниум. В моем венчике отражается небесная лазурь, а мои многочисленные родичи владеют всеми розовыми переливами. Как видите, пресловутая царица во многом может нам позавидовать, а что касается ее хваленого аромата, то... Полевой мак. Ах, уж и не говорите об этом. Меня просто раздражают вечные толки о каком-то аромате. Ну, что такое аромат, скажите, пожалуйста? Условное понятие, придуманное садовниками и бабочками. Я нахожу, что у роз неприятный запах, а у меня приятный. Астра. Мы ничем не пахнем и этим доказываем свою порядочность и благовоспитанность. Запах свидетельствует о нескромности или хвастовстве. Цветок, уважающий себя, не станет бить в нос. Достаточно того, что он красив. Махровый мак. Я с вами не согласен! Запах есть отражение ума и здоровья. Посмотрите на форму и цвет розы – все они подрезаны и у них есть только маленькие бутончики, которые стянуты свивальниками. Ха-ха-ха! Анютины глазки. А мы против махровых цветов. И вообще, роза похожа на кочан капусты, но кочан, во всяком случае, и толще, и полезнее. Героиня сказки. Замолчите! Вы все взор мелете! Я думала услышать здесь чудеса поэзии, а, к своему крайнему разочарованию, нашла в вас только соперничество, тщеславие, зависть! Наступило глубокое молчание, и я убежала из сада. Учитель. Скажите, почему цветы так возмутили героиню сказки? Ученики. Они очень завистливые, не хотят видеть розу царицей. Учитель. Давайте посмотрим, как они говорят о себе. Слайд № 11. Ученики. Мак постоянно говорит только о себе: «Я...я..» Слайд № 12. Ученики. Астра противопоставляет себя розе, считая, что она лучше. Слайд № 13. Ученики. Вьюнок до того возгордился, что стал называть себя принцем. Слайд № 14. Ученики. А полевой мак дошел до оскорбления. Он говорит, что розы неприятно пахнут. Слайд № 15. Ученики. Все цветы смеются над розой. Слайд № 16. Учитель. Как вы понимаете слова, сказанные героиней? Ученики. Девочка считает, что цветы должны говорить красиво, поэтично, ведь сами они прекрасны. А они унижают розу. Слайд № 17. Учитель. Вот видите, такой красивый внешне сад, а внутри него могут происходить некрасивые события. Слайд № 18. Учитель. Что противопоставляет героиня сказки садовым цветам? Ученики. Полевые цветы. Учитель. Почему? Ученики. Потому что они скромнее и не такие высокомерные, самолюбивые, как садовые. Далее ученики показывают сценку Героиня сказки. Под тенью живой изгороди я пробиралась к полю. Дорогою я остановилась около большого шиповника, на котором все цветы вели разговор. Я во все уши слушала, о чем говорил шиповник над моею головою, так как уже с первых слов я поняла, что речь идет о происхождении розы. Шиповник. Побудь с нами еще, милый ветерок! Мы расцвели, а прекрасные розы на клумбах еще спят в своих зеленых оболочках. Смотри, какие мы свежие и веселые, и если ты нас немного покачаешь, то у нас буде такой же нежный аромат, как у нашей славной царицы. Ветер. Замолчите, вы ведь только дети севера. Я минутку поболтаю с вами, но не думайте равняться с царицей цветов. Шиповник. Милый ветерок, мы ее уважаем и обожаем. Мы знаем, как ей завидуют другие цветы. Они уверяют, что роза не лучше нас, что она дочь шиповника и своей красотой обязана только колеровке и уходу. Мы сами необразованные и не умеем возразить. Ты старше и опытнее нас. Скажи, знаешь ли ты что-нибудь о происхождении розы? Ветер. Как же, с нею связана и моя собственная история. Слайд № 19. Учитель. Как цветы шиповника относятся к розе? Ученики. Они поддерживают ее, очень уважают. Слайд № 20. Учитель. Посмотрите на слайд и назовите художественные приемы, которые автор применяет в данном отрывке. Ученики. Эпитеты, олицетворения. Ученики по просьбе учителя называют сначала эпитеты, потом олицетворения. Слайд № 21. Учитель. А теперь расскажите, ребята, историю ветерка. Ученики пересказывают текст по цепочке. Слайд № 22. Учитель. Давайте сравним два текста. Каким был ветерок до знакомства с розой? Ученики. Злым, бессердечным. Учитель. Какой художественный прием в этом отрывке преобладает над другими? Ученики. Метафора. Ученики называют метафоры (они выделяются на слайде). Учитель. А кроме метафоры, что еще встретилось вам в этом отрывке? Ученики. Гипербола, эпитет. Учитель. Зачем автор использует их? Ученики. Чтобы показать, насколько был беспощаден ветерок. Учитель. Назовите слова и фразы, которыми автор называет розу (отрывок слева). Ученики находят слова и выражения (на слайде они выделены). Учитель. А какое художественное средство доминирует в отрывке о розе? Ученики. Эпитет. Учитель. Как соотносятся эти отрывки? Ученики. Противопоставлены друг другу. Учитель. Почему? Ученики. Чтобы показать силу ветерка и беззащитность розы. Слайд № 23. Учитель. А теперь давайте послушаем притчу о цветке, которую написала Елена Ительсон. Притча о цветке Цветок был обычным, каких много. Вовремя распускал лепестки. И всё делал вовремя. Он видел другие цветы. Рядом. И удивлялся. Они все были похожи. Это была клумба в парке, где часто ходили влюблённые пары. Они тоже чем-то были похожи: одна пара на другую. От них исходила любовь. Однажды девочка протянула руку, чтобы погладить цветок. Но она погладила много цветов: ведь они были похожи... Солнечным днём цветок смотрел в небо и думал: "Вот я расту на этой клумбе. Похожий на других. Может быть, лучше, чтобы меня сорвали? Я буду стоять в букете, потом меня высушат или выбросят - как решат. Но у меня будет особая судьба. Небо посмотрело на цветок и сказало: - Расти, пока можешь. Пусть тебя вместе с другими цветами обвевает ветер, пусть дожди поливают. Но ты расти. Не просись в букет. Ведь здесь ты нужен. - Чем же я нужен? Таких как я, много. - Ты нужен своей похожестью, повторимостью. Иначе не было бы клумбы. Ты успеешь попасть в букет. Не торопись. Но до этого ты полюбишь жизнь, другой цветок, клумбу. А сейчас посмотри - может быть, какому-то цветку плохо. И ты смог бы ему помочь - Но ведь мы одинаковы... - Присмотрись. Кто-то тянется к солнцу. А кто-то разочаровался в нём и опустил голову. И надо помочь этим цветам снова вспомнить о солнце. - А когда будет дождь, снег? - Радоваться дождю и снегу и всё равно помнить о солнце. Присмотрись...присмотрись...- еще раз повторило небо. И всегда помни о высоком голубом небе и о солнце. Разве ты увидишь их из букета? Учитель. Из-за чего переживает цветок? Ученики. Из-за того, что он такой, как все. Учитель. Чему учит эта притча? Ученики. Надо стараться помочь близкому и не переживать, что ты такой, как все. Учитель. Верно. Оказывается, быть похожим не так уж плохо. Ведь если таких, как ты много, то вместе вы красивы, сильны, дружны. И смысл жизни в том, чтобы всем вместе наслаждаться красотой природы, радоваться жизни. А как радовались цветы из сказки? Ученики. Они попросили ветерка, чтобы тот устроил им бал. Учитель. Верно. Откройте тетради и напишите небольшое сочинение на тему «Каким я представляю себе прекрасный сад». Ученики под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» пишут сочинение, используя материалы урока (устные рассказы, ответы, записи). Слайд № 24. Учитель просит прочитать сочинения, комментирует их. Учитель. На доске вы видите свои рисунки, на которых изображали сад из сказки Г.-Х.Андерсена, вы прослушали притчу о цветке, видели сценку из сказки «О чем говорят цветы». Будет ли ваш сад похож на тот, о котором мы говорили? Ученики говорят, что в их саду не будет зависти, ненависти и злости. Их цветы будут вежливы и прекрасны как снаружи, так и внутри. Слайд № 25. Учитель. Главное, чтобы в вашем саду цветы говорили красиво! 3.Учитель выставляет оценки 4. Домашнее задание: закончить сочинение, красиво оформить. Библиография
|