Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 49.99 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.05.2014
Размер49.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Вознюк Наталия Евгеньевна, ГБОУ СОШ № 1253

Тема. Угол между плоскостями. Урок одной задачи

(Геометрия, 11 класс)

Не секрет, что учащиеся, как правило, геометрию любят меньше алгебры и на ЕГЭ процент выполнения геометрической задачи С2 намного ниже, чем С1 и даже С3. Летом 2012 года для решения задачи С2 потребовались дополнительные построения, поэтому процент выполнения этой задачи еще больше снизился. Я считаю целесообразным разобрать несколько способов решения одной и той же задачи. Ученик может выбрать для себя наиболее приемлемый.

Все задачи С2 сводятся в основном к нахождению угла (между прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями) или расстояния (между точкой и прямой, между точкой и плоскостью, между прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями). В каждом случае мы разбираем несколько способов решения одной задачи. Первую задачу (угол между плоскостями) мы разбираем совместно. Нахождение различных способов решения других задач предлагается учащимся продумать самостоятельно в качестве небольшой проектной работы. На уроке, посвященном решению одной из этих задач, учащиеся решают ее выбранными способами. Итогом такого урока является памятка по решению данной задачи различными способами. Таким образом, в конце года учащиеся имеют памятки для решения практически всех типов задач С2 различными способами.

Еще одним преимуществом решения одной задачи несколькими способами (уже с точки зрения учителя) является значительная экономия времени в начале 11 класса на уроках повторения. Я сразу начинаю изучение нового материала. Мы изучаем геометрию по учебнику Атанасяна, 11 класс начинается с изучения метода координат в пространстве. На первом же уроке я даю задачу, например следующую:

Задача. В кубе ABCDA1B1C1D1 точка P – середина ребра CC1. Найдите угол между плоскостями ABC и BPD1.

Я сразу говорю, что мы будем решать ее несколькими способами. Решение этой задачи классическим геометрическим способом разбивается на несколько этапов и задается в качестве домашнего задания:

  • Построить сечение куба плоскостью BPD1 и построить прямую пересечения плоскостей ABC и BPD1(учащиеся вспоминают правила построения сечений многогранников, построение прямой пересечения двух плоскостей – 10 класс).

  • Построить угол между плоскостями (учащиеся вспоминают определение угла между плоскостями, теорему о трех перпендикулярах – 10 класс).

  • Найти тангенс искомого угла, затем найти сам угол (учащиеся вспоминают подобие треугольников, решение прямоугольного треугольника – 8-9 класс).

Таким образом, повторение ранее изученного материала происходит параллельно с изучением новых тем.

1 способ. Классический.

D1 C1

A1 B1 P

D C N

A B M

  1. Построить сечение куба плоскостью BPD1.

  2. Построить прямую пересечения плоскостей ABC и BPD1.

  3. Из точки P опустить перпендикуляр PM на прямую пересечения плоскостей. Доказать с помощью теоремы о трех перпендикулярах, что отрезок СM также будет перпендикулярен прямой пересечения плоскостей. По определению угла между плоскостями угол PMC является искомым.

  4. В прямоугольном треугольнике PMC (угол C равен 900) найти синус, косинус или тангенс угла PMC. Так как никакие линейные размеры не заданы, можно взять ребро куба равным a (или 2a).

Пусть ребро куба равно 2a. Тогда PD1.
1 (по двум углам) ,
Из прямоугольного треугольника .

- высота прямоугольного треугольника ,
Из прямоугольного треугольника


Ответ:

2 способ. Метод координат.

Решение задачи данным методом является обобщением материала, изученного к этому времени в 11 классе. Учащиеся повторяют:

  • Определение прямоугольной системы координат.

  • Составление уравнения плоскости, проходящей через три точки.

  • Определение координат вектора, перпендикулярного плоскости, заданной уравнением.

  • Определение скалярного произведения векторов.

  • Теорема о скалярном произведении векторов.

  • Нахождения угла между прямыми по известному углу между векторами, лежащими на этих прямых.

D1 2 C1

A1 B1

P

D C 2

A 2 B

  1. Ввести в кубе прямоугольную систему координат.
    DA – ось x, DC – ось y, DD1 – ось z. Масштаб по осям: DA=2, DC=2, DD12.
    B(2; 2; 0), D1(0; 0; 2), P(0; 2; 1).

  2. Составить уравнение плоскости ABC: z=0.

  3. Составить уравнение плоскости BPD1: ax+by+cz=d.

    Уравнение плоскости BPD1 принимает вид:

  4. Найти координаты вектора n1, перпендикулярного плоскости ABC: {0; 0; 1}. Найти координаты вектора n2, перпендикулярного плоскости BPD1: {1; 1; 2}.

  5. Угол между плоскостями равен углу между перпендикулярами к этим плоскостям. Находим косинус угла между векторами n1 и n2 по теореме о скалярном произведении векторов: косинус угла между векторами равен отношению их скалярного произведения к произведению их абсолютных величин:
    .

  6. Искомый угол между плоскостями находим как арккосинус модуля косинуса угла между векторами n1 и n2: .
    Ответ: .

После получения ответа методом координат возникает вопрос: один и тот же угол мы получили или нет? Вспоминая алгебру 10 класса учащиеся получают:
(ответ, полученный первым способом).

3 способ. С помощью ортогонального проектирования.

Решение задачи этим способом было предложено мной группе учащихся для самостоятельного изучения (по учебнику геометрии Погорелова, 10 класс) с последующим объяснением на уроке.

D1 C

A1 B1 P

D C

A B

  1. Площадь ортогональной проекции многоугольника равна произведению площади многоугольника на косинус угла между плоскостями многоугольника и его проекции. Строим ортогональную проекцию треугольника BPD1 на плоскость ABC (для этого из точек B и P опускаем перпендикуляры на плоскость ABC). Треугольник BCD является ортогональной проекцией треугольника BPD1.

  2. Ищем площадь прямоугольного треугольника BCD:
    Пусть ребро куба равно . Тогда SBCD.

  3. Ищем площадь треугольника BPD1 (половина произведения двух сторон на синус угла между ними), предварительно найдя его стороны и синус какого-нибудь угла (по теореме косинусов находим косинус угла, по основному тригонометрическому тождеству находим синус угла):
    . .
    .

  4. Косинус угла между плоскостями равен отношению площади треугольника BCD к площади треугольника BPD1. Искомый угол между плоскостями равен арккосинусу найденного косинуса угла:
    .
    Ответ: .

Решая задачу данным способом, учащиеся повторили:

  • теорему косинусов,

  • формулы площади треугольника,

  • связь между синусом и косинусом угла в треугольнике.

На первой диагностической работе в 11 классе в качестве С2 была предложена аналогичная задача. С ее решением на 2 балла справились 4% моих учащихся, на 1 балл – 12, 5% учащихся. После изучения метода координат аналогичную задачу без ошибок смогли решить 58% учащихся. После изучения метода ортогонального проектирования такие задачи стали решать даже слабые учащиеся (справляются 100% учащихся).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск