Скачать 49.99 Kb.
|
Вознюк Наталия Евгеньевна, ГБОУ СОШ № 1253 Тема. Угол между плоскостями. Урок одной задачи (Геометрия, 11 класс) Не секрет, что учащиеся, как правило, геометрию любят меньше алгебры и на ЕГЭ процент выполнения геометрической задачи С2 намного ниже, чем С1 и даже С3. Летом 2012 года для решения задачи С2 потребовались дополнительные построения, поэтому процент выполнения этой задачи еще больше снизился. Я считаю целесообразным разобрать несколько способов решения одной и той же задачи. Ученик может выбрать для себя наиболее приемлемый. Все задачи С2 сводятся в основном к нахождению угла (между прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями) или расстояния (между точкой и прямой, между точкой и плоскостью, между прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями). В каждом случае мы разбираем несколько способов решения одной задачи. Первую задачу (угол между плоскостями) мы разбираем совместно. Нахождение различных способов решения других задач предлагается учащимся продумать самостоятельно в качестве небольшой проектной работы. На уроке, посвященном решению одной из этих задач, учащиеся решают ее выбранными способами. Итогом такого урока является памятка по решению данной задачи различными способами. Таким образом, в конце года учащиеся имеют памятки для решения практически всех типов задач С2 различными способами. Еще одним преимуществом решения одной задачи несколькими способами (уже с точки зрения учителя) является значительная экономия времени в начале 11 класса на уроках повторения. Я сразу начинаю изучение нового материала. Мы изучаем геометрию по учебнику Атанасяна, 11 класс начинается с изучения метода координат в пространстве. На первом же уроке я даю задачу, например следующую: Задача. В кубе ABCDA1B1C1D1 точка P – середина ребра CC1. Найдите угол между плоскостями ABC и BPD1. Я сразу говорю, что мы будем решать ее несколькими способами. Решение этой задачи классическим геометрическим способом разбивается на несколько этапов и задается в качестве домашнего задания:
Таким образом, повторение ранее изученного материала происходит параллельно с изучением новых тем. 1 способ. Классический. D1 C1 A1 B1 P D C N A B M
Пусть ребро куба равно 2a. Тогда PD1. 1 (по двум углам) , Из прямоугольного треугольника . - высота прямоугольного треугольника , Из прямоугольного треугольника Ответ: 2 способ. Метод координат. Решение задачи данным методом является обобщением материала, изученного к этому времени в 11 классе. Учащиеся повторяют:
D1 2 C1 A1 B1 P D C 2 A 2 B
После получения ответа методом координат возникает вопрос: один и тот же угол мы получили или нет? Вспоминая алгебру 10 класса учащиеся получают: (ответ, полученный первым способом). 3 способ. С помощью ортогонального проектирования. Решение задачи этим способом было предложено мной группе учащихся для самостоятельного изучения (по учебнику геометрии Погорелова, 10 класс) с последующим объяснением на уроке. D1 C A1 B1 P D C A B
Решая задачу данным способом, учащиеся повторили:
На первой диагностической работе в 11 классе в качестве С2 была предложена аналогичная задача. С ее решением на 2 балла справились 4% моих учащихся, на 1 балл – 12, 5% учащихся. После изучения метода координат аналогичную задачу без ошибок смогли решить 58% учащихся. После изучения метода ортогонального проектирования такие задачи стали решать даже слабые учащиеся (справляются 100% учащихся). |