тематическое планирование № п/п
| Наиме- нование раздела программы
| Тема урока
| Ко-во час.
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 1
| Земля и че- ловечество
(10 ч)
| Мир глазами астронома
| 1
| Комбиниро-ванный
| Солнце.
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли
| Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.
Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете
| Текущий
| Астрономия. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь)
| С. 4–8, вопросы «Проверь себя»
| 2
| Планеты Солнечной системы. Практическая работа
| 1
| Комбиниро-ванный
| Солнце.
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли
| Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы.
Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь работать
с готовыми моделя-
| Фрон-
тальный опрос
| Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца.
Характеристика природных условий на каждой планете
| С. 9–15, вопросы с. 15, задания 1, 2
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
|
|
|
|
|
| ми (глобусом и картой), создавать несложные модели
|
|
|
| 3
| Звездное небо – великая книга Природы
| 1
| Комбиниро-ванный
| Солнце.
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли
| Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий
| Фрон-тальный опрос
| Звездное небо. Карта звездного неба. Созвездия
| С. 16–21,
«Проверь себя», написать памятку
| 4
| Мир глазами географа. Глобус и географи- ческая карта
| 1
| Комбиниро-ванный
| Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте
| Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря
| Фрон-тальный опрос
| Наука «география». История создания глобуса. Первооткры- ватели
| С. 22–29, вопросы
«Проверь себя», задания 1, 2
| 5
| Пояса Земли
| 1
| Практического применения знаний
| Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба)
| Знать тепловые пояса Земли.
Уметь показывать на карте, глобусе ма- терики и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли
| Фрон-тальный опрос
| Тепловые пояса Земли. Карта «Тепловые пояса Земли»
| С. 30–34, вопросы, задания 1, 2
| 6
| Мир глазами историка
| 1
| Комбиниро-
| Способы позна- ния окружающего
| Уметь описывать отдельные (изученные)
| Тест
(10 мин)
| Науки «история» и «археология»
| С. 35–41, вопросы,
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
|
|
|
| ванный
| мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
| события из истории Отечества
|
|
| задания 1, 2
| 7
| Когда и где? История – путешествие в глубь времен
| 1
| урок-игра
| Способы позна- ния окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
| Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени
| Фрон-тальный опрос
| Счет лет в истории. Работа с лентой времени
| С. 42–46, вопросы,
задания 1, 2
| 8
| Прошлое и настоящее глазами эколога
| 1
| Комбиниро-ванный
| Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния
| Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране
| Тест (5 мин)
| Красная книга России (отдельные представи- тели растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление)
| С. 47–53, вопросы, с. 52 «По- думай!»
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 9
|
| Сокровища Земли под охраной человечества
| 1
| Комбиниро-ванный
| Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе
| Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры
| Фрон-тальный опрос
| Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы
| С. 54–62, вопросы, задания по выбору
| 10
| Сокровища Земли под охраной человечества (продолжение)
| 1
| Комбиниро-ванный
| Охрана растительного и животного мира
| Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу
| Самостоятельная работа (10 мин)
| Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы
| Сочинение «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир»
| 11
| При- рода России (11 ч)
| Равнины и горы России
| 1
| Экскурсия
| Россия на карте.
Неживая и живая природа.
Формы земной поверхности.
Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина
| Знать понятия «равнины», «горы».
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)
| Фрон-тальный опрос
| Образование гор
| С. 64–71, вопросы «Проверь себя», текст «Заповед- ники Рос-сии» про-читать
| 12
| Моря, озера и реки России
| 1
| Комбиниро-ванный
| Водоемы, их разнообразие, использование человеком
| Знать виды водоемов.
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)
| Тест
(10 мин)
| Великие озера России
| С. 72–77, задание 4
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 13
|
| Зона арктических пустынь
| 1
| Комбиниро-ванный
| Растения и живот-ные, их разнообра- зие. Понимание связи неживой и живой природы.
Условия, необходимые для жизни
| Знать общие усло- вия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь
| Фрон-тальный опрос
| Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон
| С. 78–86,
вопросы «Проверь себя», задание 2
| 14
| Тундра. Природа тундры
| 1
| Комбиниро-ванный
| Растения и живот-ные, их разнообра- зие. Понимание связи неживой и живой природы.
Условия, необходимые для жизни
| Знать общие усло- вия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры
| Фрон-тальный опрос
| Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон
| С. 87–97,
задания 1, 3 (по вариантам)
| 15
| Леса России
| 1
| Урок- игра
| Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы
| Знать общие усло- вия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса
| Графический диктант
| Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон
| С. 98–105, задание 1
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 16
|
| Лес и человек. Прове-рочная работа по теме «Леса России» (15 мин)
| 1
| Комбиниро-ванный
| Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным
| Понимать основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни
| Прове- рочная работа
| Природные зоны
| С. 106– 113, вопросы «Проверь себя»,
составить памятку
| 17
| Зона степей
| 1
| Комбиниро-ванный
| Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы
| Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей
| Фрон-тальный опрос
| Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон
| С. 114– 122, задания 1, 2
| 18
| Пустыни
| 1
| Комбиниро-ванный
| Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы
| Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни
| Фрон-тальный опрос
| Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон
| С. 122– 131, ответы на вопросы,
задания 1, 2
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 19
|
| У Черного моря
| 1
| Комбиниро-ванный
| Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны
| Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья
| Фрон-тальный опрос
| Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон
| С. 132– 140,
задания 1, 4
| 20
| Экологическое равно- весие
| 1
| Комбиниро-ванный
| Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе
| Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе
| Работа с Красной книгой родного края
| Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление)
| С. 141– 142, под- готовить сообщение по проблеме
| 21
| Обобщение по разделу «Природа России»
| 1
| Урок-игра
| Формы земной поверхности. Разнообразие растений и животных
| Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране
| Тест (10 мин).
Тематический
| Природные зоны России
| Сочинение «Что я расскажу иностранцу о своем городе»
| 22
| Родной край – часть
| Наш край
| 1
| Комбиниро-ванный
| Наблюдение в природе, срав- нение свойств
| Знать название родного города.
| Текущий
| Природные сообщества родного края (2–3)
| С. 146, устный рассказ
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
| большой страны (12 ч)
|
|
|
| наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности
| Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде
|
|
| «Мой край»
| 23
| Поверхность нашего края
| 1
| Экскурсия
| Особенности поверхности (на основе наблю- дений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)
| Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы
| Текущий
| Изменение поверхности родного края
| С. 147– 153, задания 1–3, вопросы «Проверь себя»
| 24
| Водоемы нашего края
| 1
| Комбиниро-ванный
| Водоемы родного края (названия, краткая характе- ристика)
| Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки
| Графический диктант
| Природные сообщества родного края (2–3)
| С. 154– 158, вопросы, задание 2
| 25
| Наши подземные богатства
| 1
| Комбиниро-ванный
| Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения
| Уметь использовать полученные знания для удовлетворения позна- вательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах
| Текущий
| Природные ископаемые родного края. Их использование человеком
| С. 159– 170, вопросы, задание 3
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 26
|
| Земля-кормилица
| 1
| Комбиниро-ванный
| Почва, ее состав
| Знать понятие «почва», состав воды и почв.
Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и из- делия; объекты неживой и живой природы
| Текущий
| Почва, ее значение для жизни
| С. 171– 174, вопросы, подобрать стихи, пословицы, загадки о земле
| 27
| Жизнь леса. Лес – при- родное сообщество
| 1
| Комбиниро-ванный
| Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)
| Знать основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема,
| Работа с Красной книгой
| Растения и жи- вотные красной книги: сообщества лес, Грибы.
Съедобные и несъедобные (узнавание)
| С. 175– 182, вопросы, задание 3
| 28
| Жизнь луга. Луг – при- родное сообщество
| 1
| Комбиниро-ванный
| Графический диктант
| Растения и жи- вотные красной книги: сообщества луг
| С. 182– 190, вопросы, задание 5
| 29
| Жизнь пресного водоема
| 1
| Урок-игра
| Текущий. Фрон-тальный опрос
| Растения и жи- вотные красной книги: сообщества водоем
| С. 191– 200, вопросы, задание 3
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
|
|
|
|
|
| раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)
|
|
|
| 30
| Растениеводство в нашем крае
| 1
| Комбиниро-ванный
| Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям
| Знать отрасли растениеводства в родном крае.
Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями
| Тест
(10 мин)
| Природные сообщества родного края (2–3). Виды растениеводства
| С. 201– 207, вопросы
| 31
| Незаметные защитники урожая
| 1
| Комбиниро-ванный
| Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным
| Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями
| Фрон-тальный опрос
| Виды растениеводства
| С. 208– 213, вопросы, задание 2
| 32
| Животноводство в нашем крае
| 1
| Комбиниро-ванный
| Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным
| Знать отрасли животноводства в родном крае.
Уметь ухаживать за домашними животными
| Фрон-тальный опрос
| Виды животноводства.
Ветеринария
| С. 214– 222, вопросы, задание 3
| 33
| Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны»
| 1
| Урок-игра
| Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе
| Знать природные сообщества родного края.
Уметь выполнять правила поведения в природе
| Тест
(10 мин)
| Природные сообщества родного края (2–3). Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведе-
| С. 222, вопрос 4
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
|
|
|
|
|
|
|
| ния из истории родного края
|
| 34
| Страницы всемирной истории (6 ч)
| Начало истории человечества
| 1
| Комбиниро-ванный
| Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры.
Способы познания окружающего мира
| Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени
| Фрон-тальный опрос
| История первобытного чело- века. Счет лет в истории
| С. 4–7, вопросы,
задания 1–3
| 35
| Мир древности: далекий и близкий
| 1
| Комбиниро-ванный
| Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени
| Фрон-тальный опрос
| История древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет в истории
| С. 8–14, вопросы,
задание 2
| 36
| Средние века: время рыцарей и замков
| 1
| Комбиниро-ванный
| Знать историю средних веков
| Фрон-тальный опрос
| История феодального общества. Рыцарь
| С. 15–21, вопросы,
задания 1–3
| 37
| Новое время: встреча Европы и Америки
| 1
| Комбиниро-ванный
| Выдающиеся люди разных эпох
| Знать выдающихся людей нового времени.
Уметь работать с географической картой
| Фрон-тальный опрос
| Открытие Америки
| С. 22–27, вопросы,
задания 1, 2
| 38
| Новейшее время: история продолжается сегодня
| 1
| Комбиниро-ванный
| Выдающиеся люди разных эпох
| Знать выдающихся людей новейшего времени
| Фрон-тальный опрос
| Новейшая история
| С. 28–32, вопросы,
задания 1, 2
| 39
| Обобщение по разделу
| 1
| Комбиниро-
| Счет лет в истории. Человек –
| Уметь использовать приобретенные знания
| Тест
(10 мин)
| Новейшая история. Страны
| С. 28–32, вопросы,
| |