Исследовательская работа Выполнена учениками 8 класса





Скачать 333.88 Kb.
НазваниеИсследовательская работа Выполнена учениками 8 класса
страница1/3
Дата публикации04.07.2013
Размер333.88 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Астрономия > Исследовательская работа
  1   2   3
История возникновения календаря
Исследовательская работа

Выполнена учениками 8 класса

МОУ «СОШ№28», г. Старый Оскол,

Белгородской области,

Косова Юлия Анатольевна,

Смирнова Екатерина Александровна,

Пряженцева Валерия Сергеевна.

Научные руководители –

учитель математики:

Лобачева Наталья Владимировна

учитель географии:

Кононова Ольга Викторовна

Старый Оскол

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3


  1. Основная часть…………………………………………………………....5


1.1.Календари каменного века…………………………………………….....5

1.2.Развитие календарных единиц Сутки, Неделя, Месяц, Год……………8

1.3. История нашего календаря……………………………………………...13

1.4.Календарь древних римлян……………………………………………..20

1.5.Реформа Юлия Цезаря ………………………………………………….23

1.6.Реформа папы Григория XIII …………………………………………...25
2. Заключение ………………………………………………………………..30
3.Литература …………………………………………………………………31

Введение

Одним из сложнейших вопросов, на который даже современная наука не может дать однозначного ответа, является определение понятия «время». Лучшие умы с глубокой древности бились над ним, и характерно в этом отношении мнение Августина Блаженного, констатировавшего, что он понимает сущность времени до тех пор, пока его не спрашивают об этом. Действительно, время эта одна из основных характеристик реальности, «четвертое измерение», но, задумавшись над столь элементарной вещью, не сразу придет в голову достойное объяснение ее сущности.. Таким образом, главная цель работы исследование зарождения календаря и его развития до наших дней.. На протяжении многих веков до н.э. люди наблюдали за сезонными изменениями природы, старясь установить какие-либо закономерности, которые затем становились основой будущего календаря, т.е. системы счета промежутков, времени, основанной на видимых движениях небесных тел. Главными же объектами наблюдений человека стали Луна и Солнце, что и положило начало трем основным видам календаря — лунному, солнечному и смешанному. В лунных календарях согласование годов с движением Земли вокруг Солнца не производится. В солнечном же календаре месяцы никак не согласованы с движениями Луны. А смешанный календарь соединил в себе наблюдения и за Солнцем, и за Луной. Слово «календарь» в переводе с латин­ского означает буквально следующее: «за­пись ссуд», «долговая книга». Дело в том, что в Древнем Риме должники выплачива­ли долги или проценты по ним в дни ка­ленд - в первые дни месяца. Отсюда и на­звание. А вот у греков календ не было. По­этому о закоренелых неплательщиках рим­ляне иронично говорили, что они вернут долг в греческие календы, то есть неизве­стно когда. Это выражение стало крыла­тым во многих языках мира. Ну, а поя­вился современный 12-месячный кален­дарь благодаря римскому императору Гаю Юлию Цезарю. До этого в ходу был кален­дарь из 10 месяцев. В четырехлетнем цик­ле три года имеют по 365 дней, а четвер­тый - 366 дней. Так удалось достичь соот­ветствия календаря времени обращения Земли вокруг Солнца.

1. Основная часть 1.1. Календари каменного века

Временные представления начали формироваться очень давно. Невозможно определить точную дату этого момента, но можно уверенно утверждать, что уже первобытный человек каменного века проявлял интерес к солнцу, луне и звездам объектам небесной сферы, которые легко наблюдаются невооруженным взглядом. При этом древние люди, будучи очень наблюдательными, смогли подметить связь между периодической сменой времен года, видом звездного неба и высотой солнца над горизонтом, хотя еще не осознавали причинной связи. Прежде всего, заинтересовала первых астрономов, живших в верхнем палеолите, Луна: изменение фаз естественного спутника Земли становится заметным уже через несколько дней непрерывного наблюдения. Свидетельствует об этом находка близ поселка Гонцы (Украина) клык мамонта с насечками, которые можно интерпретировать как отрывок из лунного календаря, на котором нанесены изменения фаз Луны за четыре месяца. Датируют эту одну из первых попыток учета время 15 000 10 000 годами до н.э. Американскому исследователю А.Маршаку удалось найти группы царапин на древнем оружии, которое использовал уже кроманьонский человек 30 тысячелетий до нас. Этот факт еще дальше в глубь веков отодвигает момент зарождения временных представлений. В мезолите календарь, при помощи которого первобытный человек следил за Луной, был несколько усовершенствован, хотя суть его осталась прежней. Вместо системы насечек художник, живший примерно в 7-м тысячелетии до н.э., в пещере Канчал-де-Моама (Испания) тщательно зарисовал изменение фаз Луны в течение ее полного цикла. Однако зачем древнему человеку, которому приходилось быть очень практичным, дабы выжить в неблагоприятных условиях, нужны были подобные календари? Скорее всего, для ориентации в пространстве. Ведь, в конечном счете, это не были календари в современном понятии этого слова, так как в них не было точки отсчета и привязки к смене сезонов. Главной функцией таких календарей было вычисление разницы в днях между двумя событиями, а как это помогало ориентироваться хорошо в пространстве раскрывает следующий пример: когда мы не знаем точного расстояния между, например, своим домом и местом работы, вместо характеристики пути «столько-то километров», используются фразы наподобие «20 минут ходьбы» или «40 минут езды на машине», то есть вместо пространственных характеристик используются временные. Точно так же первобытный человек, который тем более не знал, что такое километр, мог измерять расстояние, как бы это абсурдно ни звучит, в днях, или в лунах. Прогресс человечества всегда неумолимо двигался вперед. Постепенно древние люди переходили от присваивающего хозяйства, в котором они полностью зависели от даров природы, к производящему, когда уже сам человек занимался скотоводством и земледелием. Это был один из важнейших технических переворотов древности, произошедший в эпоху неолита и отсюда получившего название неолитическая революция. Это во многом определило и гигантский скачок в развитии календаря каменного века. Если до сих пор, вполне хватало простого наблюдения и счета дней, то теперь стало жизненно необходимо знать время наступления различных сезонов и более-менее точную длину года. Землепашцам нужно было знать, случайно ли наступившее потепление или же пришла пора сева; если скотоводы в поисках кормов для скота решили перегнать свои стада на десятки километров в предгорья, то нельзя было ошибаться в сроках возвращения на равнину. О том, когда начинается тот или другой сезон (а в целом новый годичный цикл), древни люди могли узнать по изменению вида звездного неба на протяжении года. Ответ на этот вопрос можно было также получить, измеряя высоту Солнца над горизонтом в полдень или, что сделать гораздо легче, - следя за непрерывным передвижением точки восхода (и захода) Солнца к северу и югу относительно некоторого ее среднего положения. И если в каком-то месте установить ориентиры, указывающие направления на точку восхода Солнца в моменты весеннего или осеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний, то в дальнейшем оказалось бы возможным решать обратную задачу: наблюдая восход Солнца над тем или иным ориентиром, можно установить начало сезона, начало нового года. Наиболее известным примером календаря, основанного на вышеописанном принципе, может служить Стоунхендж. В источниках очень разнообразно переводят это название: «висящий камень», «каменный сарай» и «каменная изгородь». Проведенные исследования данного архитектурного сооружения

окончательно подтвердили астрономическое и календарное предназначение Стоунхенджа. Древнеегипетским пирамидам посвящено немало трудов. Большое внимание было уделено и изучению ориентации их по сторонам света. Оказалось, что пирамиды в Гизе ориентированы так, что две их стороны указывают на точку восхода Солнца в день весеннего равноденствия. Туда же направлен взгляд каменного Сфинкса, сооруженного рядом с пирамидами. Вполне определенно ориентированы и другие крупнейшие сооружения древних египтян. Например, ось храма Амона-Ра в Карнаке (в древних Фивах) направлена на точку восхода Солнца в самый короткий день в году. Трудно согласиться с мыслью о том, что эти и подобные им строения не использовались их зодчими для их календарных потребностей. Еще многий ряд древних археологических находок можно отнести к первым календарям. Заканчивая главу, хотелось бы еще раз обратить внимание на важную особенность первых календарей, возникновение которых относится к верхнему палеолиту. Главной их задачей был простой подсчет дней, который предположительно был связан с ориентацией в пространстве. Позднее вследствие развития производительных сил и перехода к производящему хозяйству назрела необходимость знать продолжительность года и уметь предсказывать начало сезонов. Эта потребность была реализована через астрономические наблюдения за движением Солнца и закреплением знаний в мегалитических сооружениях. Тем не менее, еще не была создана законченная календарная система, и такие понятия как неделя, месяц и год можно условно отнести к следующему этапу развития временных представлений, более подробно о котором рассказывается в следующей главе.

1.2. Развитие календарных единиц Сутки, Неделя, Месяц, Год

Развитие календарных единиц Сутки это элементарная единица любого календаря, выделение которой основывается на чередовании дня и ночи. Казалось бы, что можно придумать проще, чем одни сутки, состоящие из 24 часов. Тем не менее, следует остановиться на некоторых исторических моментах, так как в древности иначе воспринималась столь привычная для современного человека единица времени. На первых стадиях развития культуры понятия, объединяющего день и ночь вместе, не имеется. Как такового не было и слова, обозначающего современное понятие «сутки»: день и ночь считались отдельно. Например, в Ригведе древнейшем памятнике индийской литературы, относящемся ко II тыс. до н.э., - есть указание, что год индусов равнялся 720 дням и ночам. То же самое можно отметить у некоторых современных тунгусских народностей. Счет суток ведется ими по числу ночей, или, точнее, ночевок. Причем у тунгусского племени негидальцев различно обозначают время, проведенное в гостях, и время, проведенное на охоте. Так в первом случае скажут: пробыл столько-то дней, во втором столько-то ночевок. Счет по ночам существует у некоторых народов Австралии, Океании, Северной Азии и Северной Америки. В древности так же считали кельты и германцы. В России до XIII в. не было понятия суток как единицы счета времени. Летописцы считали время днями, ночь разделала «днесь» и «заутро» и относилась к «днесь», которое прошло. Счет на сутки соединенные вместе день и ночь упоминается у Гомера, при этом сутки начинаются с рассвета. Но такого представления больше никто в древности не придерживался, всяк судил по-своему, что заставило Бируни, знаменитого ученого Востока (X в.), составить специальный трактат «Речь о том, что такое день и ночь, их совокупность и их начало». Он пишет, что арабы приняли за начало суток момент захода Солнца за горизонт. Таким образом, сутки продолжаются у них от одного заката Солнца до другого. К этому побудило арабов то, что месяцы у них основаны на изменении фаз Луны, причем начало месяца определяется не вычислением, а появлением новой Луны. Вследствие этого стало обычным ставить ночи впереди дней, когда связывают с названием дней недели. Те, кто согласен с арабами, доказывали, что тьма предшествует свету по ступени существования и что свет появился внезапно, после тьмы, а начинать лучше с того, что предшествует. Поэтому они ставили неподвижность выше движения, так как с неподвижностью связаны отдых и покой. Движение же вызывается надобностью и необходимостью, а за необходимостью следует утомление, так что утомление есть следствие движения. Бируни отмечал так же, что некоторые народы румы, персы договорились, что сутки продолжаются от восхода Солнца с восточного горизонта до восхода над ним на следующий день, ибо месяцы выводятся путем вычисления и не связаны с положением Луны или других небесных светил. День оказывается раньше ночи, и в оправдание этого они доказывали, что свет есть бытие, а тьма небытие; те, кто ставит свет впереди тьмы, утверждают, что движение имеет преимущество перед неподвижностью, так как движение есть жизнь. В довесок приводились суждения, что Небо достойнее Земли, работник и юноша здоровее стариков, а текучая вода не становится гнилой, как стоячая. В наше время практически во всех странах мира принято считать границей суток условный момент полночи. Также столь привычен для современного человека тот факт, что продолжительность одного дня состоят из 24 часа. Такое разделение суток зародилось в Древнем Вавилоне, жрецы которого считали, что день и ночь состоят из двенадцати часов. Выбор пал на дюжину неслучайно, ведь считать ими очень удобно: двенадцать делится без остатка на 2, 3, 4 и 6, в то время как число десять, лежащее в основе общепринятого десятеричного счета, делится только на 2 и 5. Официально деление суток на 24 часа ввел александрийский астроном Клавдий Птолемей, живший во II в. н.э. После него подобная традиция распространилась по всему миру. При расчете двенадцати часов дневных и двенадцати ночных люди столкнулись с тем фактом, что день равен ночи только четыре раза в году, а в остальное время либо дневные часы оказывались длиннее ночных, что имеет место летом, либо ночные часы длиннее дневных, что имеет место зимой. Как же проводилась деление на часы в древности? Первый час начинался с рассветом, полдень всегда был шестым часом, а закат двенадцатым. На полпути между восходом и полуднем отмечался третий час, между полуднем и закатом девятый. Таким образом, мерка была трехчасовая, но сами трехчасья были не равны между собой в разное время года. Так же точно и ночью шел счет на трехчасовые интервалы стражи. Такое деление пошло еще от древних евреев, у которых раз в три часа сменялась стража у ворот Иерусалима. Христианская церковь переняла этот счет и звоном колоколов возвещала часы разной длительности зимой и летом. Хотя такая система была очень неудобной, заменить ее было нечем. Важным шагом вперед стало изобретение механических часов, упоминание о которых впервые встречается в византийских источниках в 578 г. Широкое практическое использование механических часов в Европе относится к IX XII вв. Обычно их устанавливали на башнях ратуш, связывая механизм часов с устройством боя. Их главными недостатками были громоздкость и неточность хода, но, тем не менее, механические часы сделали продолжительность часа постоянной и независимой от соотношения дневной и ночной части суток. Первый образец механических часов в России был установлен великим князем Василием I в 1404г. на своем дворе за церковью св. Благовещенья. В 1436г. появились часы в Новгороде, в 1477г. в Пскове. Знаменитые часы на Спасской башне установил в 1624г. при царе Михаиле Федоровиче механик Галловей. Несмотря на распространение механических часов, в России еще очень долго об окончании дня и ночи возвещали колокольным звоном, барабанным боем, звуками рожка так называемая «отдача дневных и ночных часов». Только в 1700г. Петр I постановил проводить часобитье в полночь и полдень. Неделя это период времени в 7 суток, существующий в большинстве календарных систем мира. Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и, по-видимому, связан с изменением фаз Луны. В самом деле, продолжительность цикла изменения фаз Луны составляет около 28 суток и его можно разбить на 4 части по семь дней: первая четверть увеличение Луны от узкого серпа, носящего название неомения, до половины полного диска; вторая четверть дальнейший рост Луны до полнолуния, когда виден весь диск естественного спутника Земли; третья четверть уменьшение лунного диска до половины; четвертая четверть дальнейшее уменьшение до новолуния, когда Луна абсолютно не видна. Но наблюдения за звездным небом дали еще одно подтверждение священного значения числа семь. Древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь подвижных светил, которые позже были названы планетами (от греческого слова «блуждающий»). Считалось, что эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. В Древнем Вавилоне возникла астрология наука о влиянии планет на судьбы отдельных людей и целых народов. Древневавилонские астрологи считали, что каждый час суток находится под покровительством определенной планеты, которая как бы «управляет» им. Счет часов был начат с субботы: первым ее часом «управлял» Сатурн, вторым Юпитер, третьим Марс и т.д., седьмым Луна. Затем весь цикл снова повторялся. В итоге получилось, что первым часом следующего дня, воскресенья, «управляло» Солнце, первый час третьего дня доставался Луне, четвертый день Марсу, пятый Меркурию, шестой Юпитеру и седьмой Венере. Планета, властвовавшая над первым часом суток, покровительствовала всему дню, и день получал ее название. Такая система была перенята древними римлянами, только названия планет отождествлялись с именами богов. Именно они управляли днями недели, которые получили их имена. Затем, несколько видоизменившись, римские названия перекочевали в календари многих народов Западной Европы французов, итальянцев, испанцев и других. «Планетарные» названия дней недели также в английском и скандинавском языках, только названия в них произведены от имени языческих богов германо-скандинавской мифологии, хотя «блуждающие» небесные тела представители этих народов в настоящее время называют их латинскими именами. Во многих языках мира некоторые дни недели пронумерованы. Так, в греческом языке понедельник называется «Вторая», вторник «Третья», среда «Четвертая», четверг «Пятая» (день по-гречески женского рода). В еврейском календаре «Геулим» дни недели обозначаются первыми буквами еврейского алфавита, кроме субботы («шаббат»), дни недели на иврите названий не имеют. При этом важен факт, что буквы еврейского алфавита также имеют числовое значение. Пронумерованы дни недели в китайском и японском календарях, у народов Литвы, Латвии, Эстонии. Номером первым обозначен здесь наш понедельник, но в грузинском, армянском, арабском языках понедельнику соответствует день с номером 2, вторнику день с номером 3 и т.д. Подобная традиция нумерации дней берет начало в Древнем Вавилоне. День Сатурна у Вавилонян считался несчастливым; в этот день предписывалось не заниматься никакими делами, и сам он получил название «шаббат» покой. При этом его перенесли в конец недели. Название перешло в еврейский, арабский, славянский (суббота), некоторые западноевропейские языки (например, итальянское sabato). Во многих странах день отдыха перенесен, но счет по-прежнему ведется от субботы. Так, у мусульман день отдыха (последний день недели) совпадает с нашей пятницей, но название «первый день» в арабском языке относится к воскресенью. У некоторых народов нумерация получилась очень любопытной. Так, в грузинском языке (почти как в пословице «семь пятниц на неделе) оказалось, пять суббот. Кроме просто субботы шабати, существует «вторая суббота» (оршабати) понедельник, «третья суббота» (самшабати) вторник, «четвертая суббота» (отхшабати) среда, «пятая суббота» (хутшабати) четверг. Пятница и воскресенье называются соответственно «параскеви» и «квира». В персидском календаре суббот в неделе даже шесть. Шамбэ суббота, йек-шабмэ воскресенье, до-шамбэ понедельник, се-шамбэ вторник, чехар-шамбэ среда, пенд-шамбэ четверг. День, соответствующий пятнице, носит название «джома» («день соединения» - священный день у мусульман). В славянских языках, а также в венгерском, счет дней недели, отраженный в их названиях, ведется не от субботы, а от «воскресенья». В языке-прародителе нынешних славянских воскресенье называлось «неделей», и это название сохранилось в современных языках, кроме русского, в котором после принятия Русью христианства сначала первый день празднования пасхи, а с XVI в. праздничный день любой недели стал называться воскресеньем, а неделей весь семидневный период. Впрочем, в православном календаре праздничный день так и называется неделей, а русская неделя седмицей. Само название «неделя» означает «день, в который ничего не делают» (не занимаются делами), а понедельник это «день после недели» (так же как «пополудни» - время после полудня). Вторник это «второй день после недели», а так как «неделя» когда-то была первым днем седмицы (по Ветхому Завету суббота является последним, седьмым днем недели), то среда была действительно средним днем.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа Выполнена учениками 8 класса iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Исследовательская работа Выполнена учениками 8 класса iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Исследовательская работа Выполнена учениками 8 класса iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Исследовательская работа Выполнена учениками 8 класса iconФи ученика
Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа...
Исследовательская работа Выполнена учениками 8 класса iconСписок учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической...
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Исследовательская работа Выполнена учениками 8 класса iconИсследовательская работа Выполнена ученицей 9б класса муниципального...
...
Исследовательская работа Выполнена учениками 8 класса iconИсследовательская работа ученицы 9 класса
Фильмы Вима Вендерса
Исследовательская работа Выполнена учениками 8 класса iconИсследовательская работа Выполнена ученицей
Совершенствование инструментов, исследование планетных движений и другие работы потребовали колоссальных, иногда многолетних, расчетов....
Исследовательская работа Выполнена учениками 8 класса iconРеферат «Я хочу рассказать о…Юрии Борисовиче Левитане». 8-в класс...
Проектно – исследовательская работа «Вихрь чувств в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Исследовательская работа Выполнена учениками 8 класса iconПоисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации)
Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает...
Исследовательская работа Выполнена учениками 8 класса icon1 Конференция проводится в форме (конкурсных) презентаций ученических...
Школьном этапе традиционной краевой межкадетской научно-практической конференции «Дети в мире науки»
Исследовательская работа Выполнена учениками 8 класса iconИсследовательская работа ученицы 9 класса
Взаимоотношения Парфии, Рима и Иудеи через призму «Иудейских древностей»
Исследовательская работа Выполнена учениками 8 класса iconИсследовательская работа ученицы 9 класса «А» Оловенцовой Екатерины...

Исследовательская работа Выполнена учениками 8 класса iconОбщая характеристика нир ученическая научно-исследовательская работа-...
Ученическая научно-исследовательская работа это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная...
Исследовательская работа Выполнена учениками 8 класса iconСреднего профессионального образования
Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов,...
Исследовательская работа Выполнена учениками 8 класса iconИсследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении...
Социокультурная характеристика


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск