МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Банковского и страхового дела
Одобрено Ученым советом экономического факультета
Протокол №___________
«______»________________2012г.
Председтель___________________________ Банковское дело
Учебно-методический комплекс Для специальностей:
080105 – Финансы и кредит
080503 Антикризисное управление
Согласовано: Рекомендовано кафедрой:
Учебно-метод. управление РГТЭУ Протокол №_____9_______
«____»___________________2012г. « 13 » марта 2012г.
______________________________ Зав. кафедрой___________
Москва 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)
Кафедра финансов и кредита Одобрено
учебно-методическим советом
экономического факультета
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Учебно-методический комплекс
Для специальностей:
080105 – Финансы и кредит
080503 Антикризисное управление
Москва 2011
Автор-составитель: Ващекина И.В.,
кандидат экономических наук, доцент
Учебно-методический комплекс «Банковское дело» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине по следующим специальностям:
080105 «Финансы и кредит»
080503 «Антикризисное управление»
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин для специальности 080105 «Финансы и кредит»; для специальности 080503 «Антикризисное управление». Дисциплина входит в цикл специальных дисциплин и является обязательной для изучения.
© Российский государственный торгово-экономический университет, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
1.
| Цели и задачи дисциплины…………………………………………...
| 4
| 2.
| Требования к уровню освоения дисциплины………………………..
| 5
| 3.
| Объем дисциплины…………………………….……………………...
| 7
|
| 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы..……………….…
| 7
|
| 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……..
| 8
| 4.
| Содержание курса…………………………………………………….
| 10
| 5.
| Темы семинарских занятий……………………………………….….
| 18
| 6.
| Задания для самостоятельной работы студентов…………………...
| 26
| 7.
| Тематика контрольных работ и методические указания
по их выполнению………………………………………………….…
|
29
| 8.
| Вопросы для подготовки к экзамену………………………………...
| 43
| 9.
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………...
| 45
|
| 9.1. Литература…………………………………………………..........
| 45
|
| 9.2. Инновационные технологии, используемые
в преподавании курса «Банковское дело»……...……………………
|
51
|
| 9.3. Методическое обеспечение дисциплины……………………….
| 58
|
| 9.4. Материально-техническое и информационное
обеспечение дисциплины……………………………………..………
| 58
|
| 9.5.Глоссарий…………………………………………………………..
| 59
|
1. Цели и задачи дисциплины В результате банковской реформы, проведенной в период перехода к новым экономическим условиям хозяйствования, взаимоотношения банков с клиентами стали основываться на традиционных принципах рыночной экономики.
На банковскую систему в рыночной экономике возложена следующая роль: Во-первых, развитая структура коммерческих банков управляет системой платежей. Во-вторых, наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения в различные сектора экономики, эффективность осуществления процесса инвестирования средств в значительной степени зависит от способности банковской системы направлять денежные фонды именно тем заёмщикам, которые найдут способы их оптимального использования. В-третьих, коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой Центрального банка РФ, регулируют количество денег, находящихся в обращении.
Предмет курса «Банковское дело» представляет самостоятельный раздел экономической науки, связанный с другими экономическими дисциплинами, в которых изучаются общая экономическая теория, финансы и кредит, рынок ценных бумаг, международные валютно-кредитные отношения.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ГОС ВПО по специальности и направлению подготовки, разработанной с учетом специфики образовательной концепции РГТЭУ.
При изучении данной учебной дисциплины должны достигаться следующие основные цели:
формирование у будущих специалистов твердых теоретических знаний о структуре, принципах функционирования и возможностях банковской системы;
ознакомление с особенностями законодательства, регулирующего деятельность коммерческих банков в РФ;
получение базовых знаний, необходимых для проведения операций банка с клиентами.
Основными задачами курса «Банковское дело» являются:
изучение фундаментальных вопросов теории, экономической природы, функций и роли банковской системы;
изучение экономических основ деятельности коммерческих банков в Российской Федерации;
ознакомление с пассивными и активными банковскими операциями;
формирование представлений организации расчётов между хозяйствующими субъектами;
обучение организации банковского кредитования;
получение представления о закономерностях и тенденциях развития банковского дела.
Методической основой дисциплины являются знания, приобретённые студентами при изучении таких дисциплин как «Экономическая теория», «Финансы», «Деньги, кредит, банки» и др. 2. Требования к уровню освоения дисциплины В результате изучения дисциплины будущий специалист должен ЗНАТЬ:
основы законодательства, регулирующие функционирование банковской системы России;
роль, функции, основные операции центрального банка в банковской системе;
механизм осуществления активных и пассивных операций коммерческих банков;
По результатам изучения дисциплины «Банковское дело» будущий специалист должен УМЕТЬ:
правильно оценивать и анализировать ситуацию при изменениях в кредитно-банковской системе России.
осмысливать позиционные таблицы, графики и схемы, самостоятельно изучать журналы, отражающие современное состояние банковского дела;
пользоваться терминологией банковского дела.
По результатам изучения дисциплины «Банковское дело» будущий специалист должен ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
о современном состоянии, перспективах и тенденциях развития банковской системы России.
Студенты изучают данную дисциплину в несколько этапов.
Первый этап лекции, содержащие необходимые теоретические положения по темам курса и семинарские занятия, закрепляющие полученные знания.
Второй этап самостоятельная работа студентов по изучению основ банковской деятельности по материалам прочитанных лекций, учебной литературы и дополнительных источников. Подготовка докладов на семинарских занятиях по изучаемым темам, выбранными студентами самостоятельно или по предложению преподавателя.
Третий этап выполнение заданий текущего контроля в соответствии с предлагаемой тематикой. Промежуточная аттестация студентов.
Четвертый этап итоговая аттестация студентов, сдача экзаменов по курсу.
|