на базе среднего профессионального и высшего профессионального образования
Международная
«Лига развития науки и образования» (Россия)
Международная ассоциация развития науки,
образования и культуры России (Италия) НОУ ВПО «Институт управления» (г. Архангельск) ----------------------------------------------------
ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ Учебно-методические материалы
дисциплины «Деньги, кредит, банки»
для студентов направления 080100.62 Экономика,
профиль подготовки – «Финансы и кредит»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
ЯРОСЛАВЛЬ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
2012 СОДЕРЖАНИЕ:
5.1 Примерная тематика курсовых работ 19
6.1 Программные вопросы для подготовки к экзамену 23
6.2 Примерные варианты тестов по дисциплине 25
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
| 1.1
| Цель изучения дисциплины состоит в
| формировании прочной теоретической базы для понимания функционирования денежно- кредитного механизма, а также привитии практических навыков использования этого механизма в рыночной экономике.
| 1.2
| Для достижения цели поставлены следующие задачи:
| 1.2.1
| ознакомление студентов с основными положениями теорий денег и кредита;
| 1.2.2
| изучение видов денег, кредита, банков и механизма их функционирования;
| 1.2.3
| ознакомление с основами организации денежно- кредитных систем зарубежных стран;
| 1.2.4
| формирование навыков расчетов величин денежных агрегатов, порядка оформления выдачи банковских кредитов.
|
2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
| ОК-1 Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| Знать
| определение основных экономических категорий в сфере денежно-кредитных отношений
| Уметь
| воспроизводить накопленные знания по экономическим дисциплинам и использовать их с целью формирования логических размышлений в сфере проводимой государственной денежно-кредитной политики
| Владеть
| методами теоретического анализа существующей ситуации в денежно- кредитной системе, в оптимизации использования инструментов денежно – кредитной политики
| ОК-3 Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире
| Знать
| теории происхождения денег и формы стоимости, виды и денег; сущность денежной системы, эмиссию и выпуск денег; этапы становления кредитных отношений, принципы организации кредитных отношений, виды кредита
| Уметь
| использовать теоретические знания для анализа макроэкономической ситуации
| Владеть
| навыками анализа состояния денежно-кредитной системы
| ОК-4 Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
| Знать
| знать инструменты денежно-кредитной политики, сущность инфляции
| Уметь
| анализировать макроэкономическую ситуацию в стране с точки зрения денежно-кредитной политики
| Владеть
| навыками работы с количественными и качественными показателями, характеризующими состояние и развитие денежного обращения и кредитной системы
| ОК-5 Использует нормативные правовые документы в своей деятельности
| Знать
| содержание основных нормативных правовых документов в сфере банков, кредита и организации денежного обращения
| Уметь
| использовать нормативные и правовые документы по денежно-кредитным вопросам в своей профессиональной деятельности
| Владеть
| навыками анализа действующей нормативно-правовой базы в области денежно- кредитных отношений
| ОК-6 Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
| Знать
| основные понятия в области денег и кредита
| Уметь
| логически, аргументированно разъяснять денежно-кредитную политтику государства
| Владеть
| навыками профессионально грамотного изложения информации по денежно-кредитной тематике
| ПК-6 Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
| Знать
| знать методы построения теоретических моделей процессов, происходящих в денежно-кредитной системе
| Уметь
| прогнозировать на основе теоретических моделей экономических субъектов денежно-кредитной системы
| Владеть
| методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей
| ПК-8 Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
| Знать
| источники статистической информации, содержащие сведения о динамике изменения денежно -кредитных процессов с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов
| Уметь
| анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
| Владеть
| навыками осуществления методик сбора, обработки и анализа денежно- кредитных показателей, необходимых для решения статистических задач
| ПК-9 способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
| Знать
| отечественные и зарубежные источники информации, содержащие сведения о динамике денежно- кредитных процессах, а так же методики сбора, обработки и анализа финансовых данных
| Уметь
| собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет в отношении используемых денежно-кредитных инструментов
| Владеть
| навыками сбора, обработки, анализа денежно- кредитных показателей и предоставления в требуемой для информационного обзора и/или аналитического отчета форме
|
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
2.1
| Знать:
| 2.1.1
| основные положения теории денег и кредита
сущность и состав денежной и кредитной систем
организацию денежного обращения и безналичных расчетов
методы денежно-кредитного регулирования
основы банковского дела
основы валютных, расчетных и кредитных отношений между странами
структуру, функции и операции Центрального банка Российской Федерации
| 2.2
| Уметь:
| 2.2.1
| творчески применять теорию денежного обращения и кредита при изучении финансово-экономических дисциплин и в своей практической деятельности;
анализировать и критически оценивать современные процессы в денежно-кредитной системе;
правильно понимать и разъяснять денежно-кредитную политику государства в современных условиях и в историческом прошлом;
готовить профессионально-грамотные, актуальные доклады и выступления по денежно-кредитной тематике
| 2.3
| Владеть:
| 2.3.1
| навыками определения денежной массы и скорости обращения денег
приемами документального оформления операций по выдаче коммерческого кредита
навыками документального оформления операций по выдаче потребительского кредита
|
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
№занятия
| Наименования разделов и тем
| Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению
| Вид занятия
| Трудоёмкость(час)
| Раскрываемые компетенции
| Литература
| Раздел
| 1-1
| Тема№1. Происхождение, сущность и роль денег
| 1.Необходимость денег, их происхождение и сущность.
2.Функции денег. Содержание и назначение функции денег как меры стоимости.
3.Деньги как средство обращения и как средство платежа.
4.Функция денег как средства накопления. Деньги в сфере международного экономического оборота.
5.Роль денег.
| Лекция
| 2
| ОК-1,3,4,6;
ПК-6
| Л1.5,
Л1.6,Л2.4
| 1-2
| 1.Эволюция денежного товара и функциональных форм денег.
2.Полноценные деньги, их виды
.3.Демонетизация золота, ее причины.
4.Бумажные деньги, закономерности их обращения.
5.Кредитные деньги, их виды
6.Теории денег
| СРС
| 10
| Л1.5,
Л1.6,Л2.4,Л3.1
| 2-1
| Тема№2. Денежная система
| 1.Понятие денежной системы и её элементы. 2.Денежные системы металлического обращения.
3.Системы бумажно- денежного обращения.
4.Денежная система России
| Лекция
| 1
| ОК-1,3,4,5;
ПК-6,8
| Л1.1,Л1.3,
Л1.5,Л1.6,,Л3.1
| 2-2
| 1.Эвалюция денежной системы России.
2.Основные черты современных денежных систем стран с рыночной экономикой
3. Характеристика денежной системы США.
4.Денежная система стран зоны ЕВРО. 5.Денежная система Великобритании. 6.Денежная система Японии.
7.Денежная система Канады.
8.Денежная система Китая
| СРС
| 12
| Л1.1,Л1.3,
Л1.5,Л1.6,,Л3.1
| 3-1
| Тема№3. Денежное обращение
| 1. Структура денежного обращения
2.Принципы организации безналичных расчетов
3. Расчеты платежными поручениями и расчеты по инкассо;
4. Расчеты чеками и аккредитивная форма расчетов
5.Сущность и причины инфляции.
| Лекция
| 2
| ОК-1,3,4,6;
ПК-6, 9
| Л1.2,Л1.3,
Л1.5,Л1.6Л3.1
| 3-2
| 1.Определение денежных агрегатов и денежной массы.
2 Определение коэффициента монетизации экономики и скорости обращения денег.
3 Расчет влияния банковского мультипликатора на количество денег в обращении.
4.Определение уровня инфляции за определенный временной период
5..Опредление реальных стоимостных показателей (реального роста ВВП, реальных процентных ставок за кредит) с учетом темпов инфляции.
| Практическое
| 3
| Л1.2,Л1.3,
Л1.5,Л1.6Л3.1,Л3.4
| 3-3
| 1.Клиринговые операции
2.Вексельное обращение
3.Классификация видов инфляции
4.Инфляция спроса и ее причины.
5.Инфляция издержек и факторы ее определяющие
6.Особенности инфляционных процессов в России.
7.Социально-экономические последствия инфляции.
8.Методы регулирования инфляции.
9..Виды денежных реформ
| СРС
| 12
| Л1.2,Л1.3,
Л1.5,Л1.6Л3.1,Л3.4
| 4-1
| Тема№4 Международные валютные и расчетные отношения
| 1..Валютная система и ее типы
2.Элементы валютной системы.
3.Валютная система РФ
4.Валютный курс и конвертируемость валют
| Лекция
| 2
| ОК-1,3,4,5;
ПК-6,8
| Л1.2,Л1.3,
Л1.5,Л1.6 ,Л3.1, Л2.4,Л3.4
| 4-2
| 1.Определение реального и эффективного валютного курса.
2Срочные валютные сделки.
3. Определение валютной позиции коммерческого банка
| Практическое
| 2
| Л1.2,Л1.3,
Л1.5,Л1.6 ,Л3.1, Л2.4,Л3.4
| 4-3
| 1.Эвалюция режимов курса рубля в РФ
2.Инфраструктура валютного рынка
3..Валютные биржи и валютные сделки
4.Платежный баланс.
5.Методы выравнивания платежного баланса.
6.Основны формы международных расчетов:
-расчеты с помощью банковских переводов
-аккредитивная форма расчетов
-инкассовая форма расчетов
-расчеты с использованием векселей и чеков.
| СРС
| 12
| Л1.2,Л1.3,
Л1.5,Л1.6 ,Л3.1, Л2.4,Л3.4
| 5-1
| Тема№5Сущность, функции и формы кредита
.
| 1.Необходимость, сущность и функции кредита..
2.Понятиессудногопроцента, процентные ставки за кредит и их виды
3..Коммерческий кредит и вексельное обращение.
4.Банковский кредит и его виды.
5.Потребительский кредит
6.Государственный кредит.
| Лекция
| 2
| ОК-1,3,4,5,6;
ПК-6, 8
| Л1.2,Л1.3,
Л1.5,Л1.6 ,Л3.1, 2.4,Л3.4
| 5-2
| 1.Выдача и погашение банковского кредита.
2. Лизинговые операции, порядок их проведения.
3.Операции по выдаче коммерческого кредита, оформленного векселем.
4.Операции по выдаче потребительского кредита.
| Практическое
| 2
| Л1.2,Л1.3,
Л1.5,Л1.6 ,Л3.1, Л2.4,Л3.4
| 5-3
| 1..Источники временно свободных денежных средств в хозяйстве.
2.Законы кредитных отношений. границы кредита.
3.Факторинг и лизинг как особые формы кредитных отношений
4.Ростовщический кредит.
5.Теории кредита.
6.Классификация форм международного кредита.
7.Международные кредитно-финансовые организации
8.Цели создания и особенности функционирования МВФ. 9.Деятельность международных специализированных банков: БМР, Всемирного банка, региональных банков развития.
| СРС
| 15
| Л1.2,Л1.3,
Л1.5,Л1.6 ,Л3.1, Л2.4,Л3.4
| 6-1
| Тема№ 6. Банковская система и ее элементы
| 1.Кредитная и банковская системы
2..Характеристика типов банковской системы: одноуровневая и двухуровневая.
3.Виды банков.
4.Организационно-правовые основы деятельности Центрального Банка Российской Федерации.
5.Основные цели и функции Банка России.
| Лекция
| 3
| ОК-3,4,5;
ПК-6,7,8
| Л1.2,Л1.3,
Л1.5,Л1.6 ,Л3.1, Л2.4,Л3.4
| 6-2
| 1. Составление баланса Центрального Банка РФ.
2. Операции Банка России по денежно-кредитному регулированию в стране.
| Практическое
| 2
| Л1.2,Л1.3,
Л1.5,Л1.6 ,Л3.1, Л2.4,Л3.4
| 6-3
| 1.Методы денежно-кредитной политики центрального банка
2.Инструменты денежно-кредитной политики Банка России
3..Банковская инфраструктура
4.Спецальные финансово- кредитные институты, их отличия от банков
5.Пассивные операции Банка России
6.Активные операции Банка России
| СРС
| 14
| Л1.2,Л1.3,
Л1.5,Л1.6 ,Л3.1, Л2.4,Л3.4
| 7-1
| Тема№7.
Деятельность коммерческих банков
| 1.Сущность и функции коммерческих банков
2. Принципы деятельности коммерческих банков
3.Пассивные операции банков
4.Активные операции, классификация их видов.
| Лекция
| 2
| ОК-3,4,5;
ПК-6,7,8
| Л1.2,Л1.3, Л1.5,Л1.6 ,Л3.1, Л3.4
| 7-2
| 1.Оценка надежности коммерческого банка.
2. Определение кредитоспособности заемщика банка.
3.Определение степени ликвидности коммерческого банка
| Практическое
| 3
| Л1.2,Л1.3,
Л1.5,Л1.6 ,Л3.1, Л3.4
| 7-3
| 1.Классификация типов коммерческих банков
2.Понятие «специализированный банк», его отличие от универсального.
3.Характеристика инвестиционных банков I и II типов (США), их операции. 4.Операции ипотечных банков.
5..Комиссионно-посреднические операции банков
6.Доходы, расходы и прибыль коммерческих банков
7.Ликвидность коммерческого банка: понятие и показатели
| СРС
| 15
| Л1.2,Л1.3,
Л1.5,Л1.6 ,Л3.1, Л3.4
|
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
| 288
| АУДИТОРНЫХ ЧАСОВ:
| 26
| в т.ч. Лекции
| 14
| Практические занятия
| 12
| Семинарские занятия
| 0
| Лабораторные работы
| 0
| ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
| 253
| в т.ч. подготовка к лекциям и другим видам занятий
| 90
| подготовка реферата
| 0
| выполнение домашней курсовой работы
| 83
| выполнение курсовой работы (проекта)
| 0
| подготовка к экзамену (зачету, зачету с оценкой)
| 80
| другие виды самостоятельной работы
| 0
| составление проекта
| 0
| подготовка доклада
| 0
| подготовка сообщения
| 0
| ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ - ЭКЗАМЕН
| 9
|
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
| Код источника
| Библиографическое описание источника
| Количество (для источников на бумажных носителях)
| 4.1. Основная литература
| Л 1.1
| Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.)
|
| Л 1.2
| Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая) [Текст]: [Федер. закон № 51-ФЗ: принят Гос.Думой 21 окт. 1994 г.].
|
| Л 1.3
| Федеральный закон от10июля2002г.№86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации(БанкеРоссии)».
|
| Л 1.4
| Федеральныйзаконот3февраля1996г.№17-ФЗ«О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР».
|
| Л 1.5
| Деньги, кредит, банки: Учебник/ Под ред . Е.Ф.Жукова.—М.:ЮНИТИ,2009.
|
| Л 1.6
| .Деньги,кредит,банки:Учебник/Под ред.О.И.Лаврушина.–М.:Финансы и статистика,2010.
| 15
| 4.2 Дополнительная литература
| Л 2.1
| Банки и банковское дело/Под ред. Балабанова И.Т.—СПб.:Питер,2009.
|
| Л 2.2
| Березина М.П.Безналичные расчеты в экономике России. Анализ практики.–М.:АО «Консалт-Банкир»,1997.
|
| Л 2.3
| Деньги, кредит, банки: Учебник/под ред .БелоглазоваГ.Н.–М.:Юрайт,2007.
|
| Л 2.4
| Международные валютно – кредитные отношения:Учебник/Под. ред.О.И Лаврушина.–М.:Финансы и статистика,2009.
|
| 4.3 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
| Л 3.1
| Центральный банк Российской Федерации:[Официальный сайт].—URL:http://www.cbr.ru.
|
| Л 3.2
| «Вестник Банка России».—URL:http://www.cbr.ru/vestnik
|
| Л 3.3
| Российский портал о банках.—URL:http://www.bankir
|
| Л 3.4
| Справочно –информационная система Гарант, Консультант
|
|
5. МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу отводится около 87,8 % учебного времени.
Самостоятельная работа студентов представляет собой осознанную познавательную деятельность студентов, направленную на решение задач, определенных преподавателем.
В ходе самостоятельной работы студент решает следующие задачи:
– самостоятельно применяет в процессе самообразования учебно-методические материалы, разработанные профессорско-преподавательским составом филиала (Института) в помощь студенту;
– изучает учебную и научную литературу, углубляет и расширяет знания, полученные на аудиторных занятиях;
– осуществляет поиск ответов на поставленные преподавателем вопросы и решает задачи;
– самостоятельно изучает отдельные темы (разделы) дисциплины;
– самостоятельно планирует процесс освоения материала в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса;
– совершенствует умение анализировать и обобщать полученную информацию;
– развивает навыки научно-исследовательской работы.
Самостоятельная работа студента включает виды занятий и перечень вопросов для самостоятельного изучения, отраженные в пункте 4 «Структура и объем дисциплины по видам учебной работы» рабочей программы дисциплины. В качестве видов самостоятельной внеаудиторной работы студентов предусмотрены:
подготовка к лекциям и другим видам занятий;
выполнение курсовой работы;
подготовка к экзамену.
|