на базе среднего профессионального и
высшего профессионального образования
Международная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная ассоциация развития науки, образования и культуры России (Италия) НОУ ВПО «Институт управления» (г. Архангельск)
----------------------------------------------------ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ Учебно-методические материалы
дисциплины «Экономика общественного сектора»
для студентов направления 080100.62 Экономика,
профиль подготовки – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр ЯРОСЛАВЛЬ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
2012 СОДЕРЖАНИЕ:
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 2
2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 2
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 9
4.1. Основная литература 9
4.2 Дополнительная литература 9
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 1.1
| Цель изучения дисциплины состоит в
| формировании прочной теоретической базы для понимания механизма экономики общественного сектора, обучении работе с нормативными и правовыми документами, а также привитии практических навыков в расчете доходной базы и направления средств в общественный сектор экономики.
| 1.2
| Для достижения цели поставлены следующие задачи:
| 1.2.1
| ознакомление студентов с закономерностями функционирования экономики общественного сектора;
| 1.2.2
| привитие навыков работы с нормативными правовыми документами в сфере экономики общественного сектора
| 1.2.3
| изучение основных терминов, понятий и показателей общественного сектора экономики
| 1.2.4
| ознакомление с основными моделями общественного сектора
| 1.2.5
| обоснование выбора метода анализа и полученных результатов по расходам в общественном секторе
| 1.2.6
| овладение способами построения, расчета и анализа систем показателей в общественном секторе экономики
|
2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) | ОК-3 способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса: события и процессы экономической истории, МЕСТО И РОЛЬ СВОЕЙ СТРАНЫ в истории человечества и в современном мире
| Знать
| определение основных экономических категорий в экономике общественного сектора
| Уметь
| воспроизводить накопленные знания по экономическим дисциплинам и использовать их с целью формирования логических размышлений в экономике общественного сектора
| Владеть
| методами теоретического анализа существующей ситуации в системе общественного сектора, в оптимизации государственной экономической политики
| ОК-4 способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и прогнозировать возможное их развитие в будущем
| Знать
| содержание основных нормативных правовых документов в сфере экономики общественного сектора
| Уметь
| использовать нормативные и правовые документы по экономике общественного сектора и в своей профессиональной деятельности
| Владеть
| навыками анализа тенденций развития экономической системы страны
| ОК-5 умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.
| Знать
| содержание основных нормативных правовых документов и типовые методики расчета показателей в сфере общественного сектора
| Уметь
| ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу общественного сектора и выбирать нужный порядок расчета показателей
| Владеть
| методами (методиками) расчета различных коэффициентов, применяемых в сфере общественного сектора.
| ОК-6 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
| Знать
| место показателей общественного сектора в экономике России
| Уметь
| проводить расчеты в целях определения источников формирования и объема финансовых ресурсов для общественного сектора на плановый период
| Владеть
| навыками выражения устной и письменной речи с использованием экономических категорий в профессиональной деятельности
| ПК-8 Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально экономических процессах и явлениях, выявить тенденции изменения социально-экономических показателей
| Знать
| отечественный и зарубежный опыт экономики общественного сектора
| Уметь
| анализировать и интерпретировать информацию, содержащуюся в общественном секторе
| Владеть
| способами анализа бюджета общественного сектора
| ПК-9 Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и аналитический отчет
| Знать
| источники статистической информации, содержащие сведения о динамике изменения показателей общественного сектора с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов
| Уметь
| анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
| Владеть
| навыками осуществления методик сбора, обработки и анализа данных по общественному сектору, необходимых для решения статистических задач
| ПК-15 способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин
| Знать
| отечественные и зарубежные источники информации, содержащие сведения об экономике общественного сектора, а также методики сбора, обработки и анализа финансовых данных
| Уметь
| собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет в отношении основных показателей экономики общественного сектора
| Владеть
| навыками сбора, обработки, анализа показателей и предоставления требуемой для информационного обзора /или аналитического отчета формы
|
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
2.1
| Знать:
| 2.1.1
| сущность экономики общественного сектора;
законы Российской Федерации, Указы Президента РФ, постановления органов власти и управления различных уровней и другие руководящие документы, регламентирующие функционирование общественного сектора;
порядок формирования общественного сектора и его основные модели
организационную структуру общественного сектора.
| 2.2
| Уметь:
| 2.2.1
| определять объект общественного сектора; использовать основные формулы управления и модели для проведения расчетов и решения задач;
проводить классификацию, выбирать главное, сравнивать;
анализировать, систематизировать и обобщать статистическую информацию.
| 2.3
| Владеть:
| 2.3.1
| навыками работы с законодательными актами общественного сектора;
приемами применения теоретических знаний при практической деятельности в отдельных элементах общественного сектора;
навыками сбора, обработки, анализа показателей и коэффициентов и предоставления в требуемой для целей профессиональной деятельности форме.
|
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
№занятия
| Наименования разделов и тем
| Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению
| Вид занятия
| Трудоёмкость(час)
| Раскрываемые компетенции
| Литература
| Раздел1. Общественный сектор и государство
| 1-1
| Тема№1 Современные тенденции в развитии экономики общественного сектора.
| 1.Понятие общественного сектора и его сущность
2.Принципы и функции общественного сектора
3.Структура общественного сектора и его доля в национальном доходе
4.Институциональные формы организации общественного сектора
| Лекция
| 2
| ОК-3,4,6; ПК-15
| Л1.1,Л1.3,
Л1.6,Л2.1, Л2.3
| 1-2
| 1Масштабы общественного сектора.
2 Понятие приватизации государственного и муниципального имущества.
3. «Третий» сектор, негосударственные, некоммерческие организации.
4.Цели и методы финансирования государством негосударственных некоммерческих организаций.
5.Обеспечение функционирования субъекта общественного сектора экономики.
| Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (СРС)
| 6
| Л1.3,Л1.2,Л1.5,
Л2.2,Л2.4,Л3.3
| Раздел 2. Общественные блага и общественный выбор
| 2-1
| Тема№2. Общественные блага и их свойства
| 1.Государство как поставщик общественных благ.
2.Свойства общественных благ.
3.Чистые и смешанные общественные блага.
4.Спрос на общественные блага.
| Лекция
| 1
| ОК-3,4,6
| Л1.2,Л1.3,
Л1.7,Л2.1,Л2.4,Л3.4
| 2-2
| 1.Расчитать издержки перераспределения.
2.Описать процедуру Кларка- Гроувса.
| Практическое
| 1
| Л1.1, Л1.2, Л1.6, Л2.2
| 2-3
| 1 Оптиум по Парето и основные теоремы экономики благосостояния.
2.Парето - улучшения.
3.Критерии Калдора-Хикса.
4.Общественное благосостояние в переходной экономике.
| СРС
| 2
| Л1.1,Л1.2, Л1.6,Л1.7, Л2.2
| 3-1
| Тема№3.
Общественный сектор в финансовой системе
| 1.Государственная финансовая система.
2.Источники формирования бюджета для общественного сектора.
| Лекция
| 2
| ОК-3,4,5,6; ПК-8
| Л1.3,Л1.4,
Л3.1,Л3.4
| 3-2
| 1.Расчет доходной базы общественного сектора.
2.Расчет расходной базы общественного сектора.
| Практическое
| 1
| Л1.3,Л1.4,Л3.1,Л3.3
| 3-3
| 1.Утилитаристская,бантамианская, роулзианская и либертаристская трактовка общественного благосостояния.
2.Бюджетное устройство и бюджетная система..
3.Структура бюджета и направления расходования средств.
4.Бюджетный процесс.
| СРС
| 2
| Л1.3,Л2.1,Л.2.3
| 4-1
| Тема№4
Общественный выбор.
| 1.Механизм рационального коллективного выбора.
2.общественный сектор: потребители и поставщики.
3.Аппарат исполнительных органов.
4.Бюрократия и неэффективность.
| Лекция
| 1
| ОК-3,4,5,6
| Л1.3,Л2.2,Л3.5
| 4-2
| 1.Определить группы факторов, препятствующих принятию и реализации эффективных решений государства в сфере общественного выбора.
2.Определить приоритетные направления устранения изъянов государства в направлении рационализации общественного выбора.
| Практическое
| 1
| Л1.3,Л2.2,Л3.6
| 4-3
| 1.Концепция изъянов государства.
2.Сочетания изъянов рынка и изъянов государства.
3.Равновесие Линдона.
4.Мировые модели устранения изъянов государства.
| СРС
| 5
| Л1.3,Л1.6,Л2.3,Л3.5
| 4-4
| 1 Нерыночное согласование предпочтений и механизм рационального коллективного выбора.
2.Механизм голосования. Парадокс Кондорсе.
| СРС
| 5
| Л1.3,Л2.4
| Раздел 3.Финансовые показатели общественного сектора
| 5-1
| Тема№5
Доходы и общественные расходы.
| 1.Источники доходов общественного сектора.
2.Сферы действия налогов и общее равновесие.
3.Формы общественных расходов.
4.Направления общественных расходов.
| Лекция
| 2
| ОК-3,4; ПК-8,9
| Л1.2,Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.3, Л2.4
| 5-2
| 1.Определить поддержание баланса между экономической эффективностью и перераспределением.
2.Определить эффективность общественных расходов и оценить затраты и результаты в частном и общественном секторах.
| Практическое
| 1
| Л1.2,Л1.3,Л2.4
| 5-3
| Факторы снижения налогового бремени по прямым и косвенным налогам.
2.Стабильность действия правовых налоговых норм
| СРС
| 4
| Л1.2,Л1.3,Л2.1
| 5-4
| 1.Связь налогов с бюджетной системой, хозяйственной и социальной ситуацией.
2.Справедливый налоговый режим.
3.Стимулирование притока капитала.
4.Избыточное налоговое бремя.
5.Оптимизация ставок налогов.
| СРС
| 3
| Л1.2,Л1.3,Л3.2
| 5-5
| 1.Сферы действия программ общественных расходов.
2.Взаимозависимые предпочтения и общественные расходы.
3.Системаналогообложенияввидеединогоналоганавмененныйдоход.
4.Расходы по обеспечению макроэкономического равновесия.
| СРС
| 3
| Л1.2,Л1.3,Л.3.2,Л3.3
|
|
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
-
ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
| 108
| АУДИТОРНЫХ ЧАСОВ:
| 12
| в т.ч. Лекции
| 8
| Практические занятия
| 4
| Семинарские занятия
|
| Лабораторные работы
| 0
| ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
| 92
| в т.ч. подготовка к лекциям и другим видам занятий
| 30
| подготовка реферата
| 0
| выполнение домашней контрольной работы
| 30
| выполнение курсовой работы (проекта)
| 0
| подготовка к зачету
| 32
| другие виды самостоятельной работы
| 0
| составление проекта
| 0
| подготовка доклада
| 0
| подготовка сообщения
| 0
| ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ - ЗАЧЕТ
| 4
| |