Банковские информационные системы и технологии





Скачать 264.42 Kb.
НазваниеБанковские информационные системы и технологии
страница1/3
Дата публикации19.02.2015
Размер264.42 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Банк > Документы
  1   2   3
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Реферат



На тему

Банковские информационные системы и технологии




Студент







В.Ю.Жиганов




подпись

Дата

инициалы, фамилия

Группа

11Бд133

Специальность

080110 Банковское дело




шифр, название

Руководитель







Н.А Чижова




подпись

Дата

инициалы, фамилия


3 (три) к защите! Нет первой строки, интервал не 1,5! Заголовки не выставлены, списка лит-ры нет и нумерации тоже! Заключение не Ваши мыслы (ссылки нужно удалять)

БАРНАУЛ 2014

Введение

Сегодня повсеместное использование информационных технологий (ИТ) стало объективной необходимостью. Спектр областей, в которых применяются информационные технологии, чрезвычайно широк. Одной из сфер, где их значение было традиционно велико с момента начала их бурного развития, является финансовая сфера. Несмотря на то, что еще каких-нибудь десять-пятнадцать лет назад кредитные организации использовали ручные методы обработки информации, сейчас практически обязательными атрибутами любого банка стали компьютеры, электронные терминалы, средства связи и коммуникации и т.д.

В настоящее время расходы на ИТ-решения, реализуемые в финансовой среде, как никогда высоки. По статистическим данным, на закупку и внедрение ИТ-решений российские банки выделяют не менее 5% годовой сметы расходов. Но суммы затрат во многом зависят от того, какие именно информационные проекты ведет банк, какую рыночную нишу он занимает и какие новые услуги собирается внедрять. Все это приводит к резкому росту значения ИТ-области, которая становится одной из самых затратных и одновременно высокорискованных областей в банковской деятельности.[1]

Современные информационные технологии в финансовой среде на сегодняшний день предоставляют собой обязательный и довольно обширный блок, обеспечивающий стабильное функционирование не только отдельных банков и их подразделений в различных сферах деятельности, но и, что ещё более важно, поддерживающий современные методы реализации межбанковских связей. Помимо этого, информационные технологии могут применяться единовременно на финансовых рынках ряда развитых стран.

Безусловно, автоматизация информационных и других технологий банка содействует решению стратегических задач. При этом наиболее приоритетными направлениями применения процессов автоматизации являются увеличение качества обслуживания и уменьшение непредусмотренных затрат, что полностью согласуется с банковской политикой извлечения прибыли и занятия более выгодной конкурентной позиции.

Ярчайшим примером достижения ИТ в финансовой сфере является принципиально новый вид услуг — система автоматизированного управления наличностью денежной массы, которая предоставляет информацию о состоянии всех банковских счетов, позволяет делать определённые прогнозы в отношении перемещения денежных средств, упростить и облегчить работу с объёмами наличности, перейти на безбумажную технологию, характеризующуюся рядом положительных аспектов, главные из которых — повышение скорости передачи данных, уровня их защиты, а также существенное сокращение времени, отводящегося для обработки документов.

Кроме того, автоматизированные системы призваны принимать непосредственное участие в решении аналитических задач банковской деятельности. Это обусловлено необходимостью определения финансовых результатов, прогнозирования направления развития, оценкой целесообразности и экономической обоснованности деятельности каждого банка.

Таким образом, банковские компьютерные системы на сегодняшний день являются одной из самых быстро развивающихся областей прикладного сетевого программного обеспечения. Нужно отметить, что АБС представляют собой крайне востребованный продукт для любого производителя продуктов ИТ-сферы. Поэтому почти все крупные компании разработчики компьютерной техники предлагают на этом рынке системы на базе своих платформ.

В данном реферате будет рассмотрено понятие информационных банковских систем и технологий, изменение вектора их развития от первого применения до основательного закрепления в финансовой среде в наши дни.

Для понимания работы той или иной системы необходимо иметь представление о её ключевых узлах и элементах и их роли в обеспечении постоянства функционирования, именно поэтому в данную работу включён теоретический блок, полностью посвящённый рассмотрению структуры автоматизированной банковской системы.

Рынок АБС на данный момент имеет крайне сложную структуру, что обусловлено главенством роли наукоёмкой и инновационной составляющей банковского развития. На фоне большого числа систем автоматизации, как на мировом, так и на отечественном рынке выделяются отдельные разработчики, уже успевшие себя зарекомендовать. Рассмотрению их конкурентных преимуществ, а также специализации в тех или иных аспектах банковской деятельности и посвящён последний раздел данного реферата.

1. Развитие банковских информационных систем и технологий.

Развитие автоматизации финансового бизнеса тесно связано с эволюцией информационных систем (ИС). Первый этап эволюции, соответствует 1960–1970 годам. Главной характеристикой данного этапа является построение ИС на базе больших ЭВМ. Создание ОС MVS фирмой IBM считается серьёзнейшим достижением данного этапа.

Второй этап, 1975–1980 годы, ознаменовался шагами децентрализации за счет использования миникомпьютеров. Главным новшеством второго этапа стала двухуровневая модель «большая ЭВМ – миникомпьютеры» с информационным фундаментом в виде централизованной базы данных (БД) и прикладных пакетов.

Главной характеристикой третьего этапа (80–е — начало 90–х годов.) является распределённая сетевая обработка, основанная на переходе пользователей с больших компьютеров на персональные. Начавшись с применения одноранговых вычислительных сетей, этот этап развивался в направлении создания двухуровневых систем, использующих в больших масштабах UNIX–серверы и рабочие станции. В результате такого рода развития были созданы ИС предприятий и подразделений основанных на иерархической модели клиент-сервер.

Четвертый этап развития ИС характеризуется концентрацией ресурсов при сохранении достижений распределенной обработки с переходом от локальных сетей рабочих станций–клиентов на сети серверов. У четвертого поколения появляются двухуровневые сети. Обеспечение связи локальных серверов с центральным узлом поддерживает центр концентрации ИС.

Последний этап эволюции ИС характеризуется появлением пользовательских сетей различных уровней, наиболее характерным представителем, которых, безусловно, является Internet. С данной стадией развития АБС связано и появление так называемых интрасетей (Intranet), в которых организации используют программы просмотра страниц системы WWW (World Wide Web – Всемирная Паутина) в качестве внешнего интерфейса своих частных сетей. Быстрое распространение такого рода систем в последнее время объясняется, не в последнюю очередь, и тем, что использование Internet в качестве корпоративной сети обеспечивает существенную экономию (от 23% для сетей низшего приоритета до 50% для сетей высшего приоритета) средств по сравнению с использованием традиционных сетей на базе выделенных линий.[2] Современные ИС предполагают широкое использование средств групповой и коллективной работы[3], таких, как электронная почта, видеоконференции, управление документами, средства доступа к БД, программное обеспечение коллективного пользования (WorkFlow, GroupWare, WorkGroup Software) и т.п.[4]

1.1. Определение и основные функции ИБСиТ.

Информационная банковская технология (ИБТ) — процесс преобразования банковской информации на основе методов поиска, сбора, обработки, хранения, передачи и регистрации данных в целях принятия и реализации управленческого решения с использованием программных и информационных средств. В финансово-кредитной системе ИБТ способствуют своевременному и качественному выполнению банковских функций, а также значительно повышают уровень управления как банковской системой в целом, так и каждым банком и являются практической реализацией информационных банковских систем (ИБС), но сама технология без соответствующей системы будет неэффективна, а в современных условиях и нежизнеспособна.[5]

Банковская информационная технология решает следующие задачи:

1. Автоматизация внутренней бухгалтерии банка.

2. Операционный зал банковского учреждения.

3. Касса по приходу и расходу денежных средств.

4. Кредитование юридических и физических лиц, планирование лимитов.

5. Управление банкоматами.

6. Internet-банкинг.

7. Экономический анализ деятельности банковского учреждения по показателям Центробанка и стратегическое планирование и т.д.[6]

1.2. Специфика ИБС.

Показательным является тот факт, что до этапа, характеризующегося массовым переходом на ПК, информационные системы были практически идентичны и просто копировали системы, служащие для автоматизации процессов в других профильных областях. С появлением персональных компьютеров большинство банков начало производить активное финансирование разработок своих уникальных ИС. По сей день, в зависимости от конкретного банка, ИС значительно дифференцируются по своей реализации, построению, функциям. Однако при наличии функциональных и архитектурных отличий, специфику ИС определяет предметная область банковского бизнеса. Наиболее активно используемым ресурсом в банковской среде была, есть и, безусловно, будет оставаться информация, а не массивные расчеты, с которыми банки также имеют дело. Следовательно, объективной задачей информационной банковской системы становится грамотная организация сбора, надежного хранения и оперативной обработки.

Поэтому в основе автоматизации банковской системы лежит среда хранения и доступа к данным. Среда должна обеспечивать уровень надежности хранения и эффективность доступа. Соответствующие области информации должны иметь максимальную защищенность от несанкционированного доступа.

В качестве рядовых пользователей ИБС выступают работники банка. Для них терминал, персональный компьютер или рабочая станция представляют собой всего лишь орудие их собственной профессиональной деятельности. Следовательно, ИС должна обладать дружелюбным и интуитивно понятным интерфейсом не только для того, чтобы повысить работоспособность банковских служащих, но и обеспечить полноценную доставку информации конечному пользователю, а также определить диапазон разрешенных ему действий, исключая выполнение каких-либо лишних. Таким образом, качество интерфейса определяет эффективность использования системы.

Как уже было отмечено, наиболее существенной составляющей ИБС является информация, которая долго накапливается и утрата которой невосполнима.

Поскольку в банках планируется долговременное накопление ценной информации, то должны существовать надежные способы ее долговременного хранения.[7]

1.3. История развития мировых и отечественных ИБС.

Первые автономные системы, обеспечивающие обработку платежных документов, подсчеты балансов и подготовку отчетной документации в банках, были разработаны за рубежом в 50-х годах. В 1959 году в Bank of America начала работать электронная установка для осуществления депозитных чековых операций — "ЭРМА". С появлением в 1954 году способа записи реквизитов документа специальными магнитными чернилами были разработаны поточные линии, включавшие аппараты сортировки и считывания, устройства для магнитной печати, а также печатные механизмы быстрого действия для изготовления различных типов финансовой документации.

Ряд факторов предопределил неудачный исход широкого внедрения ИБС в начале 70-х годов:

· темпы технического прогресса были ниже потенциально возможных;

· потребовались значительные усилия, чтобы рядовой потребитель принял новые формы предоставления услуг;

· для создания широкомасштабных систем передачи информации были необходимы огромные капитальные затраты;

· существующие внутри отрасли экономические связи не способствовали техническому прогрессу;

· постоянно происходило совершенствование применения обработки и оплаты традиционных чеков;

· регулирующий юридический и административный аппарат был связан с традиционной "бумажной" системой банковских услуг.

К концу 70-х главной целью банков стало увеличение объемов банковских услуг, поэтому типичная банковская система того времени представляла собой мощную обрабатывающую ЭВМ, к которой через относительно медленные каналы связи подключались региональные концентраторы и групповые терминальные контроллеры, обеспечивавшие распределение информации на местах. Доминирующими фирмами на мировом рынке являлись IBM, UNIVAC. С появлением первых систем телеобработки данных, начала проявляться первичная модель международной системы финансовых телекоммуникаций (SWIFT и др.).

Массовое распространение ЭВМ в начале 80-х годов приобрело универсальный и всеобъемлющий характер, охватив буквально все направления банковской деятельности. Сравнительно небольшая стоимость в совокупности с компактностью и надежностью привела к расширению границ предложения и значительно повысила рыночную и эксплуатационную доступность. Как раз в это время ЭВМ фирмы DEC привлекли интерес многих банков. Причина была в ПД данных машин, которое позволяло добиться сетевого соединения и интеграции с абсолютно любыми ЭВМ тех лет. Именно на базе продуктов этих фирм стали создавать первые локальные автоматизированные системы, которые затем стали объединяться в группы.

В СССР в это время также начали проявлять интерес к автоматизации банковских операций. Рассматривались вопросы машинной обработки информации в финансово-кредитной системе, в том числе в сберегательных кассах.

Повышенные темпы развития финансового сектора рынка в 90-е годы потребовали от банков повышения эффективности обслуживания клиентов, ускорения процессов обработки большого количества финансовой информации, а также исключения снижения прибыли за счет грамотного планирования экономической деятельности и исключения возможности рисков. Поэтому на первое место вышла проблема эффективной работы с оперативно используемой информации с помощью высокотехнологичных средств обработки данных и средств телекоммуникации.

В то же время многие западные фирмы просто перестали существовать. Старые банковские системы, созданные без привлечения современных технологий, уже изжили себя и не выдерживали жестких требования современного рынка, а новые к тому времени еще не появились. Рынок можно было охарактеризовать, как застойный. Кроме того, изменились сами банковские технологии. Если раньше наибольший вес приходился на кредитование, операции Forex и операции на денежных рынках, что позволяло внедрять АБС без больших затрат на адаптацию, то с распространением закладных и портфельных (Portfolio Management) операций и особенно операций с производными инструментами сформировались новые требования к функциональным возможностям и гибкости АБС. В частности, банки должны были осуществлять мониторинг позиций относительно текущего состояния рынка (Mark-to-Market) и консолидировать риски по торговым операциям.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Банковские информационные системы и технологии iconРабочая программа по дисциплине “алгоритмизация и программирование”...
Алгоритмизация и программирование” составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего...
Банковские информационные системы и технологии iconМетодическое пособие по выполнению, оформлению и защите курсовых...
Методическое пособие предназначено для бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета по специальности 230400. 62...
Банковские информационные системы и технологии iconРабочая программа для студентов очной формы обучения, направление...
И. Математическая логика и теория алгоритмов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,...
Банковские информационные системы и технологии icon«банковские информационные системы»
Изучить основные принципы построения систем автоматизации в бухгалтерском учете
Банковские информационные системы и технологии iconРабочая программа по дисциплине «Мировые информационные ресурсы и...
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта впо по специальности 230201 – Информационные...
Банковские информационные системы и технологии iconПрограмма по дисциплине «Распределенные информационные системы»
Учебная программа по дисциплине «Распределенные информационные системы» составлена в соответствии с требованиями гос впо. Предназначена...
Банковские информационные системы и технологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные...
Банковские информационные системы и технологии iconМинистерство образования и науки государственное образовательное учреждение
Тонов м. Л. Алгебра и геометрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения по направлению...
Банковские информационные системы и технологии iconМетодические рекомендации дисциплины в. 2 Информационные системы...
Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) в. 2 Информационные системы и технологии в экономике являются
Банковские информационные системы и технологии iconПояснительная записка: Цели и задачи дисциплины. Дисциплина «Языки программирования»
Ступников А. А. Языки программирования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения, направления...
Банковские информационные системы и технологии iconРабочая программа составлена на основании требований: Федерального...
Плана учебного процесса бгту им. В. Г. Шухова по направлению подготовки 230201 «Информационные системы и технологии», введенного...
Банковские информационные системы и технологии icon1. Информационные системы и технологии
Информационные ресурсы и технологии в экономике: учебное пособие/Под ред проф. Б. Е. Одинцова, и проф. А. Н. Романова. М.: Вузовский...
Банковские информационные системы и технологии icon“информационные системы технологии”
По дисциплине «Информационные технологии в сфере физической культуры» для студентов 4 курса института спорта и физического воспитания,...
Банковские информационные системы и технологии icon“информационные системы технологии”
По дисциплине «Информационные технологии в сфере физической культуры» для студентов 3 курса, института спорта и физического воспитания,...
Банковские информационные системы и технологии iconМетодические указания для студентов-магистрантов дневной формы обучения...
Методическая разработка предназначена для студентов- магистрантов направлений 230400. 68 «Информационные системы и технологии» и230100....
Банковские информационные системы и технологии iconРабочая программа по направлению 230400 «Информационные системы и технологии»
Рабочая программа составлена доцентом А. В. Жаровым на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск