Слайд 1
| Система менеджмента качества как инструмент повышения эффективности процесса «Дополнительное профессиональное образование»
В условиях ухода от аккредитации учреждений дополнительного профессионального образования, на первый план выходит вопрос диагностики и контроля качества услуг дополнительного профессионального образования.
| Слайд 2
| Качество обучения напрямую связанно с технологиями, используемыми в образовательном учреждении, наиболее значимыми технологиями, на наш взгляд, в условиях информационного общества являются дистанционные технологии обучения. А одним из наиболее эффективных инструментов, позволяющих влиять на качество дистанционных образовательных услуг являются СМК.
Сегодня многие уже думают о том, стоит ли внедрять системы менеджмента на основе стандартов ISO в образовательных учреждениях или нет, и что это: всего лишь веяние времени и затраты, или это действительно путь к совершенствованию. Применимы ли они в образовательных учреждениях?
С полной уверенностью можно сказать, что Стандарты ISO серии 9000 являются универсальными и могут быть применены в любой организации, независимо от вида деятельности. На сегодняшний день ISO 9001:2008 является наиболее востребованным стандартом во всем мире и, в том числе, в России. За 15 лет число сертифицированных компаний возросло с 27 тысяч в конце 1992 года до 860 тысяч к концу 2006 года, а на начало 2010 года количество организаций, получивших сертификат ИСО 9001, составляет уже более 1 миллиона. Данные по выданным сертификатам включают только организации, получившие международный сертификат, и не учитывают количество сертификатов, выданных на национальном уровне. Научные и образовательные учреждения составляют 5-7 процентов от общего числа выданных сертификатов.
| Слайд 3
| Системы менеджмента качества по праву могут играть ведущую роль в осуществлении контроля деятельности образовательных учреждений. Рассмотрев критерии оценки соответствия СМК и аккредитационные показатели можно провести четкую параллель между ними.
К аккредитационным показателям относятся следующие группы показателей попадающих под проверку:
Аккредитация
Помещения
Персонал
Технические средства для обучения
Организация процесса обучения
Информационное обеспечение
Внутривузовская система контроля качества
Научная деятельность
| СМК
4 Система менеджмента качества: управление документацией управление записями.
5 Ответственность руководства
6 Менеджмент ресурсов
7 Процессы жизненного цикла продукции
7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции
7.2 Процессы, связанные с потребителями
7.3 Проектирование и разработка
7.4 Закупки
7.5 Производство и обслуживание
7.6 Управление устройствами для мониторинга и измерений
8 Измерение, анализ и улучшение
|
Проверка на соответствие МС ИСО 9001:2008 проходит по более широкой группе критериев:
| Слайд 4
| Анализируя критерии, по которым проводится аккредитационная проверка и проверка СМК, можно построить взаимосвязь
Аккредитация
| Пункт стандарта ISO 9001:2008
| Помещения -
| 6.3, 6.4
| Персонал -
| 5, 6.2.1, 6.2.2,
| Технические средства для обучения.
| 6
| Организация процесса обучения
| 7.1, 7.2, 7.4Ф, 8
| Информационное обеспечение –
| 6.3
| Внутривузовская система контроля качества
| 4.1, 8.2
| Научная деятельность
| 7.3
|
| Слайд 5
| Остается только один вопрос, кто должен управлять данной моделью взаимодействия? На наш взгляд деятельность по контролю и дисциплинарным воздействиям должна осуществляться некоммерческими партнерствами в области дополнительного профессионального образования. Одним из таких некоммерческих партнерств является «Международный альянс профессионального образования» НП «МАПО». А инструментом для данной работы в Некоммерческом партнерстве «МАПО» служит реестр добросовестных органов по сертификации.
| Слайд 6
| При использовании комплексной модели взаимодействия образовательного учреждения НП и органа по сертификации можно получить массу выгод для образовательных организаций и Потребителя. Для образовательных учреждений данная модель взаимодействия позволит:
1. Быть уверенными в качестве и соответствии показателей аккредитационной проверки, находящимися в прямой взаимосвязи с пунктами стандарта.
2. улучшить ряд показателей, которые не затрагивались при аккредитационных проверках. К таким показателям можно отнести:
-Повышение качества продукции и работ (услуг);
-Оптимизация документооборота;
-Снижение издержек;
-Повышение интеллектуального капитала;
-Повышение конкурентоспособности;
А потребитель в данном случае получит уверенность в гарантированно высоком уровне качества предоставляемой ему услуги.
| Слайд
7
8
9
10
11
12
| Система менеджмента качества, помимо вопросов контроля решает вопросы развития образовательного учреждения (постоянные улучшения 8.5.1). На помощь системе менеджмента в этом случае призваны развивающиеся информационные технологии дистанционного обучения, обладающие широким набором возможностей, которые переводят сам процесс обучения на совершенно новый уровень. В качестве наглядного примера приведу наши приложения MOODLE и iLinc. MOODLE предназначен для размещения самих учебных материалов и тестирования, что очень удобно для проведения учебных занятий и получение статистической информации о процессе и итогах обучения.
| Слайд
13
| Платформа iLinc предоставляет возможность присутствовать на занятии, в интерактивном режиме по расписанию, находясь как непосредственно в аудитории, так и вне ее или изучать материал занятия, записанного в видео формате.
| Слайд
14
| Все это хорошо сочетается с пунктами стандарта ISO 9001:2008: ведение записей, мониторинг и измерение продукции (8.2.4), мониторинг и измерение процессов (8.2.3), инфраструктура (6.3), валидация и верификация и др…
| Слайд
15
| Но высокого качества образовательной услуги можно достигнуть только путем симбиоза системы менеджмента качества и систем дистанционного образования.
| Слайд
16
17
18
19
| На слайде представлен пример такой процедуры.
В соответствии с требованиями п 7.3 ИСО 9001-2008 мы должны вести работу по проектированию и разработке, программный продукт MOODLE задает нам формат входных данных для проектирования и разработки (п.7.3.2) которые должны быть получены в результате этого процесса. Представленная процедура, соответствует требованиям стандарта и учитывает требования платформы MOODLE. В процедуру включены схемы действий процедуры п. 4.1., шаблоны записей п.4.2.4 и рабочие инструкции п.4.2d, включающие в себя сведения о точках контроля, как в процессе проектирования, так и в процессе реализации (7.3.5, 7.5.2) и сведения, полученные в результате обратной связи с потребителем (7.2.3).
| Слайд
20
| Одним из обязательных требований стандарта является проведение внутренних аудитов с целью постоянного улучшения результативности СМК (8.2.2). Аудиты осуществляются либо своими силами, либо силами сторонней организации. В качестве сторонней организации может выступать специальное структурное подразделение некоммерческого партнерства.
Одним из таких некоммерческих партнерств является «Международный альянс профессионального образования», насчитывающий уже ряд российских, финских и шведских образовательных учреждений. Данное некоммерческое партнерство приглашает к сотрудничеству образовательные учреждения по любым направлениям деятельности.
| |