Скачать 0.52 Mb.
|
Теоритическое исследование на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как одно из условий повышения качества и эффективности образовательного процесса.» Выполнила: Захарова В.Н «Ильинская основная общеобразовательная школа» Содержание. Введение 1-4
процесс. 4-10 1.1. Роль ИКТ в учебно-вспитательном процесс 1. 1.2. Общедидактические принципы построения уроков с использованием ИКТ 6. 1.3. Психолого-педагогическое обоснование использования 7. ИКТ на уроках изобразительного искусства. 2. Описание системы работы по использованию ИКТ на уроках изобразительного искусства 10-16 2.1.Технологияи использование компьютера на уроках изобразительного искусства 10. 2.2. Использование электронных образовательных ресурсов 12. 2.3. Мультимедиа презентации на уроках 14. 2.4 Создание и представление учащимися творческих проектов с использованием ИКТ 15. Заключение 16-20. ( определение эффективности и результативности работы по использованию ИКТ на уроках изобразительного искусства). Список литературы 20. Приложение: 21 1. Уроки с использованием компьютера. 2. Образовательные ресурсы сети Интернет. 3. Презентации и уроки на электронном носителе. 4. Алгоритмы. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) на уроках изобразительного искусства.Введение. ( Актуальность темы и решение поставленных задач). XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Система образования сегодня развивается в ситуации «шока от будущего», – человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом. В этих условиях школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поскольку:
Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школы, управления образованием. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно. Поэтому информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России. В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования, и чтобы быть действительно нужной, информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования – каждому. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы. Уроки изобразительного искусства – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал. Итак, объект моего исследования - процесс использования ИКТ на уроках изобразительного искусства. Предмет исследования - использование ИКТ в организации занятий изобразительным искусством как способ повышения профессионального мастерства педагога и развитие мотивации и активности учащихся. Гипотеза – процесс обучения изобразительному искусству школьников может быть эффективным, если в учебной деятельности будут использованы ИКТ, так как: 1 ) их использование оптимизирует деятельность учителя и учащихся; 2) применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся; 3) использование ИКТ усиливает мотивацию и активность школьников. Цель исследования: определение эффективности учебной деятельности в процессе использования ИКТ. Задачи исследования: 1. Исследовать и обосновать целесообразность использования ИКТ в учебно – образовательном процессе. 2. Выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием ИКТ на уроках изобразительного искусства. 3.На основе полученных данных разработать комплекс уроков изобразительного искусства с применением ИКТ. В этой связи считаю необходимым учитывать те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы художественного образования:
Цели использования информационных технологий на уроке:
Остановимся на некоторых положениях стандарта медиаобразования, наиболее актуальных для решения поставленных задач:
Выделение именно этих элементов стандарта медиаобразования обусловлено целями и задачами преподавания предметов образовательной области «Искусство». Концепция содержания данной области базируется на:
Мною были выделены следующие условия, обеспечивающие эффективность использования ИКТ в образовательном процессе:
Поскольку важную роль в процессе управления играет полная и достоверная информация о состоянии образовательного процесса в следствие чего организовано ведение мониторинга по следующим направлениям:
1.1. Роль ИКТ в учебном процессе. Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Задача состоит в том, чтобы использование информационно-коммуникационных технологий стало обычным и привычным в деятельности учителя предметника, стало неотъемлемой, органичной частью любого урока. По данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса, раздвигает возрастные возможности обучения. Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатизации значительно опережают возможности их использования. Информационно-коммунникационная технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
Управляюще-обучающая деятельность учителя состоит из:
Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погружая их в определенную игровую ситуацию. Кроме того, ученик сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи (например, демонстрацию способа решения с подробными комментариями), способ изложения учебного материала. Использование компьютерных программных средств. Черчение. Чертежи на компьютере. Системы автоматического проектирования САПР. Изобразительное искусство. Компьютерное рисование в программных средствах Corel Draw, Pain-brash. Энциклопедии шедевров мирового искусства. Цели использования информационных технологий в обучении:
Мотивация учащихся на уроке при использований ИКТ:
Мотивация учителя:
На уроках изобразительного искусства при изложении учебного материала я использую готовые программные средства или созданные мной электронные разработки и презентации, что дает возможность повысить эффективность процесса обучения. С помощью компьютерных программных средств мы знакомимся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов, с шедеврами мирового искусства Использование ИКТ на школьных уроках дело новое, поэтому накопление программно методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и программ – актуально на сегодняшний день.
|