ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Центр развития ребенка –
детский сад № 376 «Дельфиненок»
ПРОЕКТ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
«БАНК»
для среднего дошкольного возраста.
Автор:
Барчук С.Н. –воспитатель второй квалификационной категории
Адрес:
г. Новосибирск
630099. ул. Чаплыгина, 101
Телефон: 2238476
Факс: 2187555
г. Новосибирск Проект: краткосрочный, групповой, игровой. Актуальность проекта
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк». Задачи:
развивать и обогащать сюжет игры в «банк»;
подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;
учить подбирать предметы и атрибуты для игры;
воспитывать дружеские взаимоотношения.
Научно-методическое обеспечение
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.
Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.
Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности. Ресурсное обеспечение:
муляжи банковских реквизитов;
костюмы охранников;
атрибут «Банкомат»
Участники проекта:
воспитатель
дети старшей группы
Ожидаемый результат:
Получение знаний о «банке».
Формирование коммуникативных навыков.
Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.
Комментирование игровых действий и действий партнеров.
Этапы игровой деятельности.
Процесс
| Совместная деятельность
педагога и детей
| Деятельность
педагога
| Подготовительный
| Выявление проблемы
| Диагностика: игровых навыков; игровой среды
| Методика Д.Б. Эльконина
| Обрисовка сюжетной канвы
|
| Изучение литературы
Курак ЕЛ, Экономическое воспитание дошкольников (М., 2002)
Афанасьева Т.Н. Семья (М., 1986).
Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране экономики (1992).
Сосова И.А. Экономическое воспитание детей в семье (М., 1989)
| Организационная работа
| Чтение художественной литературы
Кларина Л. «Уроки Гнома Эконома и Феи Экономики», Лада И. «Новый дом», Бомент А. «Дом, в котором мы живем», Габе Д. «Работа», Липсиц И. «Удивительные приключения в стране экономики», Корчак Я. «Маленький бизнесмен», Кнышов Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», «Сказочное путешествие Экономикса и его друзей»
Продуктивные виды деятельности
Изготовление банкнот и банковских карточек.
Рисование денег своей группы
Беседы с детьми «Как играть».
«Какие роли».
«Что такое цена».
«Перспектива покупок»
Дидактические игры
«Сделай покупку», «Рынок одного товара», «Цепочка экономических слов»
Экскурсии: к Сбербанку, в магазин
Занятия
Рисование «Монеты».
Познание «Деньги. Какие бывают деньги. Зачем нужны людям деньги»
| Придумывание воспитателем материала для игры:
для кассира;
охранников;
клиентов.
Планирование календарных планов.
Разработка конспекта игры «Банк»
| Работа с
родителями
| Экскурсия родителей с детьми в банк
| Консультации «Зачем дошкольникам экономика». «Полезные привычки в быту — тоже экономика»
| Основной
| Систематизация информации
| Организация игрового пространства:
банк (касса, банкомат, охранники); магазин (атрибуты — муляжи продуктов, касса, деньги);
дом — уголок группы.
Принятие детьми на себя роли
| Обеспечение руководства Распределение ролей
| Игровая деятельность детей
| Поиск решения с помощью педагога. Повторение за педагогом диалогов персонажей
| Использование многоперсонажных сюжетов.
Обучение элементам развития сюжета.
Принятие на себя второстепенной роли.
Использование предметов-заместителей
| Заключительный
| Итог
| Участие детей в обсуждении проведенной игры.
Оценка умения играть вместе
| Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета. Диагностика игровых умений
|
Словарный минимум
Часть словаря
| Старшая группа
| Подготовительная к школе группа
| Профессии
| Управляющий, консультант, кассир, охранник
| Секьюрити, программист
| Орудия труда
| Телефон, деньги, ручка, компьютер, пластиковая карточка, фотоаппарат
| Мобильный телефон, ноутбук, видеокамера, визитки, пейджер, аппарат для подсчитывания
денег
| Трудовые действия
| Согласовывать, печатать, отвечать, проверять, обслуживать, руководить, выдавать, оформлять
| Информировать, заверять, обслуживать, руководить, выдавать, оформлять
| Качества
труда
| Вежливо, внимательно, своевременно, ответственно, быстро
| Высококачественно, организованно, добросовестно, четко, правдиво, энергично.
| Общественная значимость
| быстро продавать; зарабатывать деньги; качественно обслуживать клиентов; информировать вовремя и правдиво
| Результаты труда
| Качественное обслуживание клиентов, ознакомление с экономическими новостями
| Учреждения
| Банк, милиция, автомобильный парк, магазин, почта-Интернет, охранное агентство, монетный двор
|
ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «БАНК» Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».
Задачи: учить детей играть в сюжетно-ролевую игру «Банк»; формировать умения словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, развертывать парное ролевое взаимодействие; развивать умение детей играть дружно, коллективом.
Структура игры
| Общие методические приемы
| Методические приемы, используемые в игре
| Задачи
| Формировать умение словесно обозначать игровую роль.
Реализовывать специфические ролевые действия.
Развивать парное ролевое взаимодействие.
Формировать элементарные ролевые диалоги
| Формировать умение обозначать свои роли — контролер, кассир, охранник, оператор, консультант.
Учить выполнять роли: кассир выдает деньги, считает; управляющий руководит, подписывает; охранник просматривает видеозаписи
| Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми
| Включать детей в ролевое взаимодействие.
Подключать к игре ребенка, взяв на себя дополнительную игровую роль.
Взяв на себя игровую роль, втягивать в игру детей, предлагая им новые сюжетные события
| Вступительная беседа о работе банка.
Распределить роли.
Обозначить роль: кассир берет у клиента сберегательную книжку, отсчитывает, сколько выдать денег, выдает деньги и др.
Организовать пространство и подобрать атрибуты
| Способы руководства игрой
| Использовать многоперсонажные сюжеты.
Принять на себя второстепенную роль (воспитатель).
Ограничить использование образной игрушки (больше предметов-заместителей)
| Взять на себя роль управляющего банка, осуществлять руководство банком (игрой).
Предложить использовать предмет-заместитель (кубик — телефон)
| Структура сюжета игры
| Многоперсонажные сюжеты, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными.
Последовательность сюжетных событий развертывается через последовательное взаимодействие
| Сюжет игры: дом или работа — банк — магазин — семья, клиенты (мама), охранник (папа), кассир (мама), продавец (мама). Из дома идут в банк, затем в магазин, потом домой
|
|