Скачать 51.92 Kb.
|
Мышление и его формы В обыденной жизни под мышлением понимают словесные рассуждения. В психологии этот термин имеет более широкое значение: мышлением называют любой психический процесс, с помощью которого человек решает стоящую перед ним задачу или проблему. Выделяют 3 формы мышления: 1. Наглядно-действенное. 2. Наглядно-образное. 3. Словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление У ребенка наглядно-действенное мышление образует первую ступень развития мышления. Особенно интенсивно оно формируется с 3-4 лет. Наглядно-действенное мышление – это практический вид мышления. Суть его заключается в неразрывной связи мыслительных процессов с практическими действиями. Благодаря наглядно-действенному мышлению малыш постигает свойства предметов, учится ими оперировать, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. У взрослого человека наглядно-действенное мышление сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим. Про людей, у которых хорошо работает этот вид мышления, говорят, что у них «золотые руки». Наглядно-образное мышление На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет малышу, например, использовать схематические изображения, а также считать в уме. Некоторые родители целиком сосредоточиваются на том, чтобы успешно обучить малыша математике, чтению и письму. Они спешат отучить младшего школьника от игр, мало уделяют внимания рисованию, лепке, конструированию. Нередко такие родители вообще не понимают, для чего нужны в школе уроки рисования и другие творческие предметы: «У моего ребенка нет таланта в этой области – так зачем ему тратить время впустую?» – говорят они. Однако уроки рисования (как и другие «детские» занятия) нужны не только для того, чтобы малыш овладел навыками в данной области. Они имеют и гораздо более общее значение. Подобные творческие упражнения развивают образное мышление, способность представлять в уме разнообразные ситуации. Такие занятия – необходимое условие гармоничного умственного развития ребенка, ведь образное мышление является фундаментом для формирования словесно-логического. Словесно-логическое мышление К 6-7 годам у ребенка начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления. Этот вид мышления не является ведущим у дошкольников, но уже к первым школьным занятиям малыш должен уметь выполнять основные логические операции: обобщение, анализ, сравнение и классификацию. Какой вид мышления самый лучший? Задайте пятилетнему крохе и второкласснику такую задачку: «У Вити было три яблока, мама дала ему еще два. Сколько теперь яблок у Вити?» Второклассник решит ее так: «Три плюс два равняется пяти». А дошкольник пойдет другим путем: он представит себе эти яблоки и сосчитает так, как будто они нарисованы на картинке. Естественно, он получит все тот же верный ответ – пять. Понятно, что второклассник применит для решения задачи логическое (словесное) мышление, а дошкольник – образное. В этом случае первый вид мышления гораздо удобнее использовать, но есть множество задач, в которых образное мышление крайне необходимо, например, в геометрических. Чтобы успешно их решать нужно уметь четко представлять в уме геометрические фигуры. Игры по развитию наглядно-действенного мышления у малышей. Чередуем палочки! Предложите малышу выложить на столе забор из палочек двух цветов. Поставьте обязательное условие игры: цвета палочек должны чередоваться. Башенка Для игры вам понадобятся высокая пирамида (25–30 см) из многих деталей и ее схема-изображение. Предложите малышу рассмотреть игрушку. Отметьте вместе с ребенком, какие детали находятся в нижней, средней и верхней частях пирамиды. Затем пусть малыш поэтапно разберет игрушку и выставит все детали последовательно в ряд. Далее попросите ребенка нанизать на штырек пирамидки эти детали в выбранном порядке. На последнем этапе пусть малыш сравнит получившуюся башенку со схемой-изображением. Затем ребенок может опять разобрать пирамидку, но теперь уже собрать ее так, как он хочет сам. А потом сравнить получившуюся модель с прежним образцом. Найди игрушку! Спрячьте какую-нибудь игрушку малыша и предложите ему самостоятельно ее найти. В случае необходимости помогите ребенку подсказками. Коробочка Дайте малышу в руки небольшую коробочку с каким-либо содержимым. Попросите ребенка открыть ее и достать из нее предмет. Затем пусть он положит предмет обратно и закроет коробку. Залезь на стул! Попросите малыша залезть на стул. Можно устроить соревнование между несколькими ребятами: кто быстрее залезет на стул. Но лучше для этой игры использовать стул или пуфик с мягкой обивкой, чтобы избежать возможной травмы. Принеси игрушку! Попросите малыша пойти в определенное место дома и принести какую-либо вещь. Игра с прищепками Снимите крышку с большой банки или какой-нибудь другой емкости, у которой отсутствуют острые или зазубренные края. Покажите ребенку, как прикрепить прищепку на край банки. Дайте ему несколько прищепок для этого упражнения, а потом покажите, как бросать прищепки в банку. Сверток с сюрпризом Оберните игрушку несколькими слоями бумаги. Попросите малыша развернуть ее. Приглашение на чай Предложите малышу расставить чашки на столе и разлить в них «чай» – воду. Три матрешки Покажите малышу и назовите трех матрешек: большую, среднюю и маленькую. Затем попросите малыша назвать каждую, дотронувшись до нее рукой. Меряем шагами Кроха в 3-4 года еще не понимает, что такое метры, километры и так далее. Поэтому для начала будет хорошо, если он усвоит, что такое шаг. Предложите малышу просчитать и все расстояния в доме в шажках: длину коридора, кухни, стенки, ковра на полу и так далее. Затем выйдите на улицу, и пусть ребенок посчитает, сколько шагов ему необходимо сделать, чтобы добраться до определенного объекта: дерева, машины или песочницы. Далее, потренировавшись, можно проверить, насколько у ребенка развилось понятие о расстоянии. Спросите его, сколько шагов, например, до ближайшего подъезда. Пусть сначала скажет, а потом пройдет и проверит, правильно ли он оценил расстояние. Рабочая тетрадь для дошкольников подготовила педагог-психолог Андрющенкова Н.Е. |