Обсуждена и согласована Утверждена
Метод. Объединением приказом № ____ от______
МОУ прогимназии № 18 директором МОУ прогимназии №
Протокол №___ от ___ ___________ (Шаухова Н.К.)
МОУ прогимназия № 18 «Родничок»
Рабочая программа
Изобразительное искусство
2 класс
Журавлёва Ирина Владимировна
2009-2010
Пояснительная записка
Проблема модернизации художественно-эстетического образования в школе остаётся одной из актуальных.
В условиях возрастания социальной роли личности как носителя традиций художественной культуры при ограниченном времени на изучение искусств в школе важнейшей задачей становится интенсификация, повышение эффективности художественного образования.
Программа по изобразительному искусству во 2 классе разработана на основе авторской программы В. С. Кузина, утверждённой МО РФ (М.: Дрофа, 2004) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).
Содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования.
Для реализации программного содержания используется учебник:
Кузина В.С., Кубышкина Е.И для 1- 2 класса. – М.: Дрофа, 2005.
Рабочая программа направлена на реализацию главной цели художественного образования – приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Содержание курса данной программы составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры, в том числе на пленэре (на территории прогимназии).
Количество учебных часов, на которое рассчитана учебная программа: 34, количество часов в неделю – 1. Основными задачами данной программы являются:
овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:
о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;
об основных цветах солнечного спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), о главных красках (красная, желтая, синяя);
об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешения главных красок для получения составных цветов (оранжевый – от смешивания желтой и красной красок, зеленый – от смешивания желтой и синей, фиолетовый – от смешивания красной и синей).
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
правильно сидеть за партой (столом), правильно держать лист бумаги, карандаш или кисть, свободно рисовать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;
определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
работать на пленэре.
передавать в тематических рисунках пространственные соотношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних
выше; изображать предметы, расположенные на первом плане, крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;
выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных, фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов.
Содержание программы
Учебно – тематическое планирование
(2 класс)
| №
п/п
| Тема
| Тип урока
| Учебно-познавательная компетенция
| Оборудование
| Домаш
нее задание
| Базовый уровень
| Повышенный уровень
| Первая четверть. «Мы рисуем осень»
| 1
| «Золотые краски осени»
| Урок – экскурсия по территории прогимназии.
| Уметь любоваться красотой и яркостью осенней природы, высказывать своё отношение к природе осени, человеку и обществу.
|
| Художественное слово, книги об осени.
| Собрать гербарий из осенних листьев.
| 2
| «Дары осени»
(рисование с натуры осенних цветов)
| Комбинированный
| Уметь рисовать с натуры.
Знать правила композиции - расположение рисунка на листе бумаги в зависимости от его размеров и формы.
|
| Для учителя – натурные композиции, таблицы: этапы выполнения работы, фотографии, иллюстрации, репродукции картин.
Для учащихся -акварель, бумага, карандаши, резинка, кисти, банка под воду, палитры, тряпочки.
| Рисование осенних цветов
| 3
| «Волшебные краски осеннего дерева»
(рисование с натуры на пленэре)
| Урок -практикум
| Уметь выполнять подготовительные наброски, зарисовки с натуры.
Уметь передать свои наблюдения в рисунке.
Знать о значении рисования на отрытом воздухе.
| Уметь передать характер силуэта, кроны ветвей у деревьев разных пород.
| Для учителя – репродукции картин известных художников, выставка детских работ «Деревья осенью», таблица "Палитра осеннего леса".
Для учащихся – планшетки, мольберты, стульчики, художественные материалы для работы, «видоискатель» (бумага с вырезанными видоискателями – прямоугольником, квадратом).
| Доработка рисунка в цвете
| 4.
| «Осенние подарки природы»
(рисование с натуры)
| Комбинированный
| Уметь работать с объёмом, передавать форму, очертания, цвета овощей и фруктов.
Уметь анализировать, рассуждать, систематизировать впечатления, знания.
Знать о жанре изобразительного искусства – натюрморте.
|
| Для учителя -натурный материал- муляжи фруктов и овощей, этапы выполнения работы, фотографии, иллюстрации, репродукции картин
Для учащихся -акварель, бумага, карандаши, резинка, кисти, банка под воду, палитры, тряпочки.
|
| 5.
| «Красота осенних листьев»
(рисование с натуры)
| Комбинированный
| Уметь передавать пропорции, оттенки основных и дополнительных цветов в окраске осенних листьев, простых по форме.
Уметь использовать художественные материалы.
| Уметь работать «по сырому»,
Знать оттенки теплых цветов
| Для учителя -натурный материал- листья, таблицы с изображением осеннего листа, этапы выполнения работы, гербарий осенних листьев.
Для учащихся -акварель, бумага, карандаши, резинка, кисти, банка под воду, палитры, тряпочки.
| Рисование с натуры осеннего листа
| 6.
| «Осенний узор»
(декоративное рисование)
| Комбинированный
| Уметь составлять узор в полосе из декоративных ягод плодов, листьев.
Знать народно-художественные промыслы: Полхов-Майдан, Жостово. Сходство и отличия.
Знать понятие-«орнамент» его элементы.
| Уметь располагать декоративную полосу (фриз) в непривычном положении (вертикально).
| Для учителя –Иллюстративный материал (книжки, раскраски, методические таблицы с разными видами орнамента).
Для учащихся - гуашь, акварель, бумага, карандаши, резинка, кисти, банка под воду, палитры, тряпочки.
| Доработка рисунка в цвете
| 7
| «Наряд для матрёшки»
(декоративное рисование)
| Комбинированный
| Уметь использовать художественные материалы (гуашь). Знать историю русской матрёшки, о народном декоративно- прикладном искусстве.
| Уметь рисовать силуэт матрёшки по этапно, без трафарета.
| Для учителя –образцы декоративно-прикладного искусства, иллюстрации с различными видами матрёшек, тапы росписи матрёшек.
Для учащихся – трафареты матрёшек, гуашь, акварель, бумага, карандаши, резинка, кисти, банка под воду, палитры, тряпочки.
|
| 8.9.
| «Осенний праздник урожая»
| 8. Урок –беседа.
9. Практикум.
| Уметь применять графические умения в изображении многофигурной композиции на основе правил наглядной перспективы: ближе - дальше.
Уметь рисовать от общего к деталям.
| Уметь выполнять эскиз.
| Для учителя – таблица « человек в движении», иллюстрации, репродукции картин на тему « труд людей осенью», детские работы.
Для учащихся – трафареты матрёшек, гуашь, акварель, бумага, карандаши, резинка, кисти, банка под воду, палитры, тряпочки.
| Доработка рисунка в цвете
| Вторая четверть «По дорогам сказки»
| 10.
| «Цветочный узор в круге» (декоративное рисование)
| Урок -объяснение.
| Знать элементами технологии художественных промыслов (Жостово, Павлово-Пасад, Городец, Хохолома): грунтовка, роспись, материалы, общие отличия.
Уметь работать от эскиза к окончательному варианту.
| Уметь использовать палитру с колерами
| Для учителя – образцы изделий художественных промыслов, методические таблицы «Хохломская роспись», «Элементы росписи Городца», «Роспись в круге».
Для учащихся – бумага, чёрная гуашь, или тушь, цветная тушь, круглая заготовка.
| Доработка рисунка в цвете. работа над аккуратностью
| 11.
| «Цветочный узор в круге» (продолжение)
| Урок -закрепления в практике.
| Знать понятие стилизации в изобразительном искусстве.
Уметь передавать несложные элементы цветочной росписи (травы, цветы, ягоды, купавки)
| Грунтовка изделия. Технология грунтовки.
| Для учителя – то - же
бумага, чёрная гуашь, или тушь, цветная тушь, круглая заготовка, клей ПВА, палитра, кисти, банка с водой, клеёнка.
|
| 12.
| «Птица с натуры» (рисование с натуры)
| Комбинированный
| Уметь передавать пропорции, очертания, общее конструктивно-анатомическое строение, цветовую окраску перьев.
Уметь сравнивать свой рисунок с изображаемым объектом.
Знать об анималистическом жанре в изобразительном искусстве.
| Знать ХУДОЖНИКОВ -АНИМАЛИСТОВ
| Для учителя – методические таблицы « Птицы», детские рисунки, иллюстрации, репродукции картин художников – анималистов.
Для учащихся –альбом, карандаш, резинка, акварель, палитра, банка с водой, тряпка.
| Доработка рисунка в цвете
| 13.
| « Сказочная птица» (Декоративное рисование)
| Комбинированный.
| Знать образ сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира.
Знать о тёплых и холодных цветах, цветовом круге.
Уметь пользоваться мазком, линией, пятном как средством выразительности.
| Уметь изготовлять из цветной или белой бумаги летящей птицы.
| Для учителя – Пушкин «Сказка о золотом петушке», иллюстрации из книг, цветовой круг.
Для учащихся – альбом, фотографии и открытки.
| Доработка рисунка в цвете
| 14.
| «Художники иллюстраторы» (беседа об искусстве)
| Урок объяснение
| Знать о роли художника в оформлении книги сказок (работа от эскиза к рисунку)
|
| Для учителя – иллюстрации из детских книг, репродукции работ художника Васнецова Ю, Билибина, Рачёва, Конашевича.таблицы « последовательность работы над иллюстрациями к сказке.
Для учащихся – детские книги со сказками
| Принести любимую книгу со сказками
| 15.
| «Иллюстрирование сказки «Гуси – лебеди» (тематическое рисование)
| Комбини - рованный
| Уметь изображать фигуру человека.
Уметь получать нужные цвета на палитре.
|
| Для учителя – то же
Для учащихся – гуашь, акварель, бумага, карандаши, резинка, кисти, банка под воду, палитры, тряпочки.
| Доработка рисунка в цвете
| 16.
| «Сказочные звери» (рисование с натуры)
| Комбинированный
| Уметь рисовать с натуры
Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель). Знать о творчестве художников - анималистов.
.
| Уметь делать наброски нескольких животных
| Для учителя – репродукции произведений художника-анималиста. Игрушечные животные, иллюстрации с различными животными.
Для учащихся – игрушка животного, гуашь, акварель, бумага, карандаши, резинка, кисти, банка под воду, палитры, тряпочки.
|
| 17.18
| «Графика» («В Лесу»)
| Урок- эксперемент
| Знать о применение нетрадиционной техники гратажж, расширить возможности технических навыков , способов изображения.
| Уметь выполнять работу в технике гратажж. Самостоятельная тонировка листа бумаги.
| Для учителя – таблицы, образцы, желток, чёрная тушь, гвоздики со шляпкой. вода,
Для учащихся – чёрная тушь, гвоздики со шляпкой, бумага, карандаши, резинка, кисти, банка под воду, палитры, тряпочки.
| Доработка рисунка в цвете
| Третья четверть «Мои друзья»
| 19.
| «Наши зимние забавы» (тематическое рисование)
| Комбинированный
| .
Уметь передавать в рисунке сюжет, связь между предметами и персонажами.
Уметь компоновать целую группу людей, связанных единым сюжетом.
| Уметь изображать сюжет различными художественными материалами
| Для учителя – Иллюстрации, фотографии. стихи о зиме, празднике, рисунки детей.
Для учащихся – гуашь, акварель, карандаши, мелки, бумага, карандаши, резинка, кисти, банка под воду, палитры, тряпочки.
|
| 20.
| «Друзья детства»
(лепка по памяти)
| Комбинированный
| Уметь работать над изображением в объёме разными материалами (камень, глина, дерево, пластилин).
Знать о работе художника – скульптора.
.
| Учить лепить нескольких фигур, объединенных одним сюжетом
| Для учителя – пластилин, игрушки, сувениры, скульптуры
Для учащихся – пластилин, статуэтки животных, игрушки, стеки, доски, клеёнки.
| пластилин, досочки, стеки, скульптуры животных из дома.
| 21.
| «Наша армия» (тематическое рисование)
| Комбинированный
| Уметь передавать в рисунке сюжет, связь между предметами и персонажами.
Знать о батальным жанре в изобразительном искусстве.
Уметь компоновать целую группу людей, связанных единым сюжетом.
|
| Для учителя – репродукции произведений военных художников. Выставка книг о войне. Детские рисунки.
Для учащихся – гуашь, акварель, карандаши, мелки, бумага, карандаши, резинка, кисти, банка под воду, палитры, тряпочки.
| Доработка рисунка в цвете
| 22.
| «Портрет друга» (рисование по памяти , представлению)
| Комбинированный
| Знать о творчестве отдельных художников, беседа « Дети в изобразительном искусстве».
Уметь отображать пропорции и мимику лица.
| Знать разновидности портрета.
| Для учителя – методические таблицы «Пропорции лица». Рисунки детей.
Для учащихся – гуашь, акварель, карандаши, мелки, бумага, карандаши, резинка, кисти, банка под воду, палитры, тряпочки
|
| 23.
| «Мы любим спорт» (тематическое рисование)
| Комбинированный
| Уметь передавать в рисунке сюжет, связь между предметами и персонажами.
Уметь компоновать целую группу людей, связанных единым сюжетом.
|
| Для учителя – иллюстрации, фотографии на данную тему, рисунки детей.
Для учащихся – гуашь, акварель, карандаши, мелки, бумага, карандаши, резинка, кисти, банка под воду, палитры, тряпочки
| Прорисовка деталей
| 24
| «Верные друзья»
(тематическое рисование с использованием фигуры человека и животного)
| Комбинированный.
| Уметь использовать художественные материалы (карандаш). Уметь делать наброски карандашом.
Знать о жанре - анималистке.
| Уметь рисовать по памяти фигуру человека.
Уметь рисовать по памяти собак, кошек, кроликов, птиц.
| Для учителя – репродукции известных художников. иллюстрации из книг, метод. таблицы «фигура человека»
Для учащихся – карандаши, мелки, бумага, резинка.
| Доработка рисунка в цвете
| 25.
| «Музей искусств» (беседы об искусстве)
| Урок - экскурсия (видео)
| Знать о ведущих музеях России.
Познакомить с принципами формирования музея, работа людей в нём.
Познакомить с разнообразием экспозиции музеев.
| Знать о местных художественными музеях и выставках.
Знать о ступенях художественного образования : школа – студия, ДХШ, кружок, училище, вуз.
| Для учителя – видео - фильм, презентация, иллюстрации, фотографии, энциклопедии.
|
| 26.
| « Рыбки в аквариуме» ( рисование по памяти и по представлению)
| Комбинированный
| Уметь передавать красоту реальной формы.
Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель).
| Уметь использовать в работе нетрадиционные техники рисования (рисование воском, штрихами, поролоном и т.д.)
| Для учителя – иллюстрации, картинки, открытки с изображением рыб.
Для учащихся – различный художественный материал.
| Доработка рисунка в цвете
| 27.
| «Золотые узоры»
(декоративное рисование)
| Комбинированный.
| Уметь работать с трафаретом.
Знать о художественном промысле Хохломы.
Знать о форме и цвете узора.
| Уметь использовать в своей работе циркуль для чертежа (без трафарета)
| Для учителя – образцы. таблицы с хохломскими элементами.
Для учащихся – трафареты, карандаши, резинка, линейка.
| Циркуль, бумага,.
| 28.
| «Мамам посвящается» (тематическое рисование)
| Комбинированный
| Знать о истории праздника.
Уметь правильно организовать своё рабочее место, планировать свою работу.
| Знать некоторые основы оформительских приёмов.
| Для учителя – праздничные открытки, иллюстрации.
Для учащихся – гуашь, акварель, карандаши, мелки, бумага, карандаши, резинка, кисти, банка под воду, палитры, тряпочки
| прорисовка в цвете.
| Четвёртая четверть « С чего начинается Родина?»
| 29.
| «Полёт на другую планету»
(тематическое рисование)
| Комбинированный
| Уметь работать от эскиза к работе в формате.
Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель, фломастеры, и др. в смешанной технике).
|
| Для учителя – фотографии, репродукции, иллюстрации к научно- фантастическим произведениям.
Для учащихся – гуашь, акварель, карандаши, мелки, бумага, карандаши, резинка, кисти, банка под воду, палитры, тряпочки
| Доработка рисунка в цвете
| 30.
| «Рисование с натуры ящика, расположенного под углом» (рисование с натуры)
| Комбинированный
| Уметь изображать геометрическую основу конструкции предмета.
Знать о законе перспективы.
| Уметь передавать кажущие изменения формы предмета под влиянием перспективы, рисование со своего места
| Для учителя – таблица «Этапы зарисовок».
Для учащихся – гуашь, акварель, карандаши, мелки, бумага, карандаши, резинка, кисти, банка под воду, палитры, тряпочки
|
| 31.
| «Цветы нашей Родины» (рисование с натуры)
| Комбинированный
| Уметь любоваться красотой, яркостью красок.
Уметь рисовать с натуры цветы, использую правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с его размером , формы, цвета.
|
| Для учителя – натурные постаноки, цветы, комнатные растения.
Для учащихся – гуашь, акварель, карандаши, мелки, бумага, карандаши, резинка, кисти, банка под воду, палитры, тряпочки
| Дорисовка деталей в цвете.
| 32.
| «Праздничный салют» (тематическое рисование)
| Комбинированный
| Уметь работать от эскиза к работе в формате.
| Уметь использовать нетрадиционные техники рисования, бросовый материала.
| Для учителя – иллюстрации , репродукции, рисунки детей.
Для учащихся – гуашь, акварель, карандаши, мелки, бумага, карандаши, резинка, кисти, банка под воду, палитры, тряпочки
| прорисовка деталей
| 33.
| « С чего начинается Родина?» ( рисование по памяти и представлению)
| Комбинированный
| Уметь изображать природу в различных состояниях
Уметь строить пейзажное пространство с учётом перспективы.
| Знать о творчестве Репина, Сурикова, Шишкина, Левитана.
| Для учителя – Репродукции картин, рисунки детей.
Для учащихся – гуашь, акварель, карандаши, мелки, бумага, карандаши, резинка, кисти, банка под воду, палитры, тряпочки
| Доработка рисунка в цвете.
| 34.
| «Экзамен художника Тюбика» (Беседы об искусстве)
| Урок-игра
| Подведение итогов учебно – воспитательной работы за год.
Создание благоприятной атмосферы для проявления изобразительных способностей, знаний детей.
Содействие коллективному творчеству детей.
|
| Для учителя – Бумага, Таблица, наборы игровых материалов, карточки, краски , ручки, тетради., детские работы, репродукции.
|
| Методическая литература.
Изобразительное искусство . 2 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной. Э. И. «Изобразительное искусство в начальной школе. 1 – 2 классы». Сот. С.Б.Дроздова – Волгоград. Учитель АСТ, 2004 – 96с.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе. Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1985 – 190с. С илл.
Программы общеобразовательных учреждений (1-4 классы) сотав.: Т.Я. Шпикалова, Т.С. Комарова, Н.Н.Светлова, и др. Москва «Мозаика – синтез» 1997г.
|