Составитель: Т.С. Макарова, учитель начальных классов, МБОУ «Нижне-Бестяхская СОШ №2 с УИОП»
4 КЛАСС
МАТЕМАТИКА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Фамилия, имя, отчество
| Макарова Туйаара Семеновна
| Школа, район
| Республика Саха /Якутия/, Мегино – Кангаласский район, МБОУ «Нижне – Бестяхская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»,
| Должность
| учитель начальных классов
| Категория
| высокая
| Тема урока, класс
| Деление с остатком, 4 класс
| Адрес
| Мегино-Кангаласский улус, п.Нижний Бестях, ул. Астахина, д.5
| Электронная почта
| makarova.tujaara@mail.ru
|
Краткий комментарий
| Данный урок проводится в 4 классе .УМК «Гармония». На уроке применяется работа в микрогруппах, фронтальный опрос учащихся, самопроверка. Проводится 2 физкультминутки. Переход к каждому следующему слайду происходит по щелчку мышки.
| Тема и тип урока
| Деление с остатком. Урок систематизации и обобщения знаний.
| Технология построения урока
| Проблемно-диалогическая с использованием ИКТ.
| Цель и задачи темы
| обучающие
| развивающие
| воспитательные
| Продолжить работу по формированию у обучающихся умение делить с остатком;
совершенствовать вычислительные навыки;
закреплять умение решать составные задачи.
| Развивать логическое мышление, внимание, память, математическую речь, формировать коммуникативные умения и навыки.
| Воспитывать коллективизм и патриотизм, нравственные черты личности, способность самосовершенствоваться, самостоятельности и умение слушать друг друга, интерес к предмету, воспитывать экономическую культуру.
| Планируемый результат предметные и метапредметные, на формирование которых направлена работа на данном уроке:
|
Личностные универсальные учебные действия: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке;
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные: осознанно строить устное высказывание в устной форме; строить логическое рассуждение; произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задачи; ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
| Вид урока
| урок –деловая игра
| Основные понятия
| Алгоритм, неполное делимое, остаток
| Межпредметные связи
| Окружающий мир, экономика
| Ресурсы:
- основные
- дополнительные
| медиапроектор, интерактивная доска, колонки
Универсальное пособие «МАТЕМАТИКА», 4 класс
Презентация к уроку
| Раздаточный материал
| Купюры
Карточки-финансовые отчеты
Кластер «Алгоритм деления с остатком»
Бэйдж «Генеральный директор»
Табличка «Оцени работу своего сотрудника»
| Актуальность использования средств ИКТ
| Зрительное восприятие материала легче и разнообразит урок
| Организация пространства
| Работа в микрогруппах
|
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Технология проведения
| Время
| Обучающие и развивающие задания каждого этапа
| УУД
| Мультимедийное сопровождение
| I этап
Задача: включение учащихся в учебную деятельность, создание эмоционального настроя.
| 2 мин
| Организационный момент.
- Сегодня у нас урок необычный. Урок - деловая игра. Как понимаете словосочетание «деловая игра»?
- Нам предстоит поработать в фирмах. Наша страна всегда стремится стать процветающей. И поэтому многие открыли и продолжают создавать фирмы. С их помощью государство идет вперед.
- Скажите, какое производство сегодня стоит на первом месте в нашей деревне? (молоко и молочные продукты)
- Правильно. Итак, сегодня на уроке вы открываете фирмы по производству, реализации и сбыту молока и молочных продуктов.
-Создаем три микрогруппы – три фирмы, которые должны заработать капитал, чтобы бизнес по производству молочных продуктов развивался. Я представитель банка. Будущее вашей фирмы будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами.
- Вам необходимо дать название своей компании и выбрать генерального директора.(на партах таблички, куда вписывается название фирмы, бэйдж для генерального директора)
| -самоопределение(Л);
-смыслообразование(Л);
-целеполагание(Л);
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К)
| Слайд 1,2
| II этап Задача: совершенствование навыков устного счета
| 7 мин
| Устный счет.
Умение считать для фирм- очень важно. Проверим, чья фирма умеет хорошо считать.
(За каждый правильный ответ, команда получает балл фиксируется на доске магнитами)
Теперь у каждой фирмы есть начальный капитал, но его не хватает. Что же делать? Подсказка в следующем задании. (Обратимся в банк и оставим заявку на выдачу кредита малому бизнесу)
| -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве(Р)
| Слайд 3,4,5,
Слайд 6,7
| III этап
Задача: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
| 2 мин
| Актуализация опорных знаний.
- В России сейчас хорошо работает банковская система. Я являюсь председателем правления банка, и генеральные директоры ваших компаний обратились ко мне с просьбой о выдаче кредита на развитие своего производства. Но сразу выдать кредит невозможно, т.к. ваши компании себя еще никак не зарекомендовали. Правление банка предлагает следующее…выдать кредит один на три фирмы – 1000 рублей. Ваша задача решить какую сумму получит каждая фирма.
Постановка учебной задачи
Возникает проблема: остается остаток
-Как разделили, что можете сказать? Остается остаток, в математике как называется действие, которое вы сейчас проделали? (Деление с остатком)
-В ходе деловой игры мы с вами закрепим тему……………… деление с остатком. -Чтобы достичь цели в деловой игре, вы должны вспомнить и показать умения решать примеры на деление с остатком..
| -Извлечение необходимой информации(П);
-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р);
-подведение под понятие(П);
| Слайд 8,9
Слайд 10
| IV. Физкультминутка
Задача: предупредить переутомление у учащихся, релаксация
| 1 мин
|
|
| видеоролик
| V этап
Задача: формирование целостной системы ведущих знаний по теме: «Деление с остатком»
| 17 мин
| Основной этап. Обобщение и систематизация знаний.
-Каждая фирма получила свой лимит в денежном эквиваленте. Т.е. есть начальный капитал. Дальше все зависит от самих фирм, только выполняя задания и, складывая заработанный капитал на свой счет в банке, мы узнаем, какая компания более успешна. Для этого вы должны показать умение слаженно работать в коллективе. Помните, будущее ваших компаний будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами.
-Начинаем работать.
5.1. Работа в группах по карточкам
-В вашем финансовом отчете допущена ошибка, ваша задача найти и исправить финансовый отчет:
Карточки - смотреть приложение
-За каждый правильный ответ команда получает 100 рублей.
-Где была допущена ошибка? (Работают на индивидуальных листах)
(Формулировка алгоритма решения – кластер) на доске
5.2. Решение составной задачи
Условие: В двух молокозаводах 99890 л молока. Когда из каждого молокозавода взяли молока поровну, то в 1-м осталось 32500 л, а 2-м 45390 л. Сколько литров молока было на каждом молокозаводе?
(один ученик у доски – самопроверка команд) 5.3. Работа по тренажеру
- Подведем итог : -как надо рассуждать при решении таких примеров? ( из каждой команды-фирмы представители)
(По каждому заданию фирма получает заработанный капитал, фиксируется на доске(в таблице)
- Подведем итог
| -анализ, синтез, сравнение, обобщение(П);
-понимание текста задачи, извлечение необходимой информации(П);
-моделирование алгоритма решения(П);
Подведение под понятие(П);
-построение логической цепи рассуждений, выведение следствий(П);
-выполнение действий по алгоритму(П);
-доказательство(П);
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П);
-контроль, коррекция, оценка(П).
|
Универсальное пособие «МАТЕМАТИКА», 4 класс.
| VI этап
Физкультминутка
Задача: предупредить переутомление у учащихся, релаксация
| 1 мин
|
|
|
|
VII этап.
Задача: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы при решении тех или иных задач
| 10
| Аукцион знаний.
- А сейчас проведем аукцион знаний
- Как понимаете слово «аукцион»?
7.1. -Уважаемые работники фирм! Вы можете приобрести ценные вещи за знания. Начнем торг. Вашему вниманию представлена ценная книга «Энциклопедия построения своего бизнеса»
5987х4
6432х6
8621х9
- Как нужно действовать при умножении многозначного числа на однозначное в столбик? 7.2. Резерв.
Ваша фирма участвует в благотворительной акции. Необходимо выполнить задние. Заработанные вами деньги пойдут в фонд защиты природы. Каждый человек сам решает, будет ли он участвовать в этой акции, и какую сумму он может внести.
-Выберите задание на карточках. Чем дороже задание, тем сложнее.
(учащиеся выбирают задания и выполняют. Сдают учителю.)
Задание.
1 уровень
Длина прямоугольника 8 см, а ширина 5 см. найти площадь и периметр. (100р) 2 уровень.
Найди площадь прямоугольной площадки , если ее длина равна 12 метров, а ширина в 3 раза меньше. (200р) 3 уровень
Найди площадь квадрата, который имеет такой же периметр, как прямоугольник со сторонами 5 см и 7 см. (300р)
-Формула нахождения периметра?
| -анализ, синтез, сравнение, обобщение(П);
-понимание текста задачи, извлечение необходимой информации(П);
-моделирование алгоритма решения(П);
Подведение под понятие(П);
-построение логической цепи рассуждений, выведение следствий(П);
-выполнение действий по алгоритму(П);
-доказательство(П);
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П);
-контроль, коррекция, оценка(П).
| Слайд 11,12, 13,14
| IX. Итог урока.
Рефлексия деятельности
Цель – дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
| 2 мин
| - В ходе деловой игры, какие темы из курса математики повторили?
- что обязательно нужно помнить при делении с остатком?
-повторим алгоритм (повторяем по кластеру).
| -рефлексия способов и условий действий(П);
-контроль и оценка процесса и результата деятельности(П);
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
|
| X. Домашнее задание
|
| - домашнее задание – узнать себестоимость молока и рассчитать прибыль (на листочках)
|
| Слайд 15
| XI. Этап рефлексии
Задача: Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
| 3 мин
| - -Каждая компания продемонстрировала свои возможности и теперь подведем итоги устойчивости и платежеспособности ваших компаний. Дадим слово каждому генеральному директору для своей самооценки
-А теперь построим график, на котором покажем, сколько ДЕНЕГ заработала каждая компания.
(на слайде выводится график) Ребята ,пригодились ли вам сегодня математические знания?
А пригодятся ли эти знания вам в жизни?
Ген. директоры, поздравьте своих служащих. А остальным компаниям дадим еще возможность утвердиться. Каждый сотрудник оценит свою работу
Спасибо за работу.
| -самооценка на основе критерия успешности;
-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности(Л);
-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(Л)
| Слайд 16, 17
| |