Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 179.99 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.03.2014
Размер179.99 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > Банк > Разработка урока


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Кристина Андреевна Хаипова

Анастасия Романовна Климова

Калустян Эдуард Артёмович

Банк. Банковская система.

Научно-методическое пособие

для учителя

Ростов-на-Дону

2012

Кристина Андреевна Хаипова

Анастасия Романовна Климова

Калустян Эдуард Артёмович

Научно-методическое пособие для учителя по подготовке к уроку на тему «Банк. Банковская система» [Текст] : научно-методическое пособие / Хаипова К. А., Климова А. Р., Калустян Э. – Ростов-на-Дону : Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ), 2012. – 17 с.

В научно-методическом пособии рассмотрены инновационные подходы образовательного процесса. Пособие подготовлено в целях вовлечения учителей в научно-методическую деятельность и внедрения инновационных методов в образовательный процесс. Пособие содержит информацию для проведения урока и библиографический список. К научно-методическому пособию предлагается диск с презентацией к уроку

РГЭУ (РИНХ)

2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ


1.  ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ………………………………………………………………………………………...5

1.1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА………………………………...5
1.2. МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………......6
1.3. МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………….7

2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УРОКА НА ТЕМУ «Банк. Банковская система»…………………………………………………………………...10

2.1. РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ «БАНК. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА»……………10
2.2. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «БАНК КАК ЭЛЕМЕНТ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ»………………………………………………………………….14
2.3. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ…………………………………………………….15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………16

ВВЕДЕНИЕ

Данное научно-методическое пособие предназначено для использования учителем в рамках подготовки к проведению урока в старших классах средней общеобразовательной школы на тему «Банк. Банковская система». Научно-методическое пособие способствует вовлечению учителя в научно-методическую деятельность образовательного процесса.

При подготовке используются инновационные способы и методы образовательного процесса.

Научно-методическое пособие включает в себя теоретическую часть, которая должна быть апробирована учителем, научно-методический материал для проведения урока, вопросы для самоконтроля, темы рефератов и деловую игру. К научно-методическому пособию предлагается диск с презентацией к уроку

1.  ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ



1.1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА

Научно-методическое пособие основывается на применении инновационных технологий в сфере образования. Это выражается в замене традиционных классических методов представления учебной информации активными и интерактивными формами общения педагогов с учениками, в повышении уровня самостоятельности обучающихся в учебной деятельности, а также в использовании в образовательном процессе различных учебно-деловых игр.

Инновационные подходы в образовании можно условно разделить на два вида:

Первый вид, это инновации-модернизации, которые подразумевают модернизацию учебного процесса, направленную на получение гарантированного результата. В основе этого вида лежит технологический подход, то есть сообщение учащимся информации и формирование способов действий по образцу.

И второй вид, инновации-трансформации, в рамках которых происходит преобразование традиционного учебного процесса, которое направлено на формирование исследовательского интереса, то есть самостоятельную работу учащихся с применением творческого подхода.

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество интерпретируется как идея совместной деятельности между взрослыми и детьми, скрепленной взаимопониманием.1

Главным отличием инновационного метода от традиционного является различие в определении субъектов и объектов. Классическое обучение видит в качестве субъекта учителя, а в качестве объекта – ученика. Инновационный метод предполагает, что ученик является субъектом процесса обучения и между учеником и учителем должен происходить равноправный обмен информацией.

Развитие информационных технологий привносит в образовательный процесс новые способы преподавания материала, что позволяет повысить уровень качества обучения. Данные технологические новшества должны активно апробироваться учителями при подготовке к урокам.

Развитие научно-методической деятельности учителя сопровождается наличием ряда факторов. Во-первых, это инновационная образовательная среда и благоприятные условия для осуществления научно-методической деятельности. Во-вторых, необходимо грамотно управлять процессом адаптации учителя к научно-методической деятельности. Основными средствами развития научно-методической деятельности учителя являются критериально-уровневая модель учителя-исследователя и теоретически обоснованная система научно-методической деятельности инновационной школы. Критериально-уровневая модель используется учителем в качестве ориентира его готовности к научно-методической деятельности. Система научно-методической деятельности предполагает последовательность действий, стремление достичь определенного результата и включает в себя целеполагание, планирование, реализацию и анализ.

На сегодняшний день урок необходимо рассматривать с двух позиций: учителя и ученика. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.
1.2. МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Метод проектной деятельности направлен на решение теоретических, практических и социально-значимых проблем с использованием творческого подхода. Но творческий подход используется исключительно в познавательных целях и подразумевает достижение поставленной учащимися цели путем решения практических задач и проработки теоретической части задания.

С точки зрения ученика, такой проект – это возможность делать что-то интересное индивидуально или в группе, при этом используя свои возможности максимально, кроме того, это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать собственные силы, принести пользу и продемонстрировать достигнутый результат публично. Эта деятельность направлена на решение проблемы, сформулированной самими учащимися в виде целей и задач, когда результатом этой деятельности является найденный способ решения проблемы и носит практический характер, а также имеет немаловажное прикладное значение.

С точки зрения учителя, учебный проект – деятельность, которая подразумевает рассмотрение и решение проблем в определенной ситуации, то есть обучение проектированию.

1.3. МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Одна из самых актуальных проблем, как в педагогической науке, так и в образовательном процессе, это проблема активности личности в обучении. 

Данная проблемa является ведущим фактором в достижении целей образовательного процесса и общего развития личности.

Методы обучения – это совокупность различных подходов, которые отражают формы взаимодействия ученикa и учителя в процессе обучения.
В современном понимании процесс обучения можно рассматривать как процесс взаимодействия между учителями и учaщимися с целью приобщения к определенным знаниям, умениям и ценностям.

В современной практике сложились, утвердились и получили широкое распространение три основные формы взаимодействия учителей и учеников.



Схема 1. Пассивный метод


Ученик



Учитель

Ученик

Ученик

Схема 2. Активный метод




Учитель









Схема 3. Интерактивный метод
На первой схеме представлен пассивный метод, на второй – пассивный, на третьей – интерактивный.

Пассивный метод обычно встречается в высших учебных заведениях в форме лекций, опросов, контрольных и самостоятельных работ. При использовании данного метода обучения действующим лицом выступает учитель, а ученики являются пассивными слушателями. Положительным моментом данного метода является наличие возможности преподать большой объем информации в сжатое время. Если говорить об основательном изучении предмета, то данный подход будет иметь успех.

Активный метод представляет собой активное взаимодействие между учителем и учениками на протяжении всего занятия.
Интерактивный метод является более развернутым по сравнению с активным методом, так как предполагает не только взаимодействие учеников с учителем, но и взаимодействие между учениками, когда они коллективно достигают, поставленной учителем, цели, задают друг другу вопросы и совместно обсуждают вопросы их интересующие.

Подробнее рассмотрим активные методы обучения (АМО). АМО условно можно разделить на две группы: имитационные и неимитационные. При этом имитационная группа также подразделяется на игровые и неигровые.

К примеру, к группе игровых методов можно отнести:

- деловые игры

- стажировка в определенной должности

- управленческие игры и т.д.

Деловая игра дает возможность представить на практике любую конкретную ситуацию, это позволяет лучше понять психологию людей.

Для подготовки игры необходимо разработать сценарий.

В содержание примерного сценария деловой игры могут входить:

– цель проводимого занятия,

– описание интересующей проблемы,

– постановка и обоснование задачи,

– структура деловой игры,

В основном, любая игра состоит из нескольких этапов:

- подготовительный,

- основной (непосредственно сама игра),

- заключительный (анализ результатов и подведение итогов)

Следовательно, игровые методы – это наиболее эффективные методы образовательного процесса. Так как процесс восприятия информации осуществляется не только посредством теории, но и на основе практической деятельности слушателей.

Для правильного выбора нужной формы обучения преподавателю важно заранее знать, можно ли данный материал использовать для самостоятельного изучения студентами или необходимо дать основы учащимся на семинаре. Кроме того, важно использовать и коллективные формы работы обучаемых.

2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УРОКА НА ТЕМУ «Банк. Банковская система»
Цель проведения урока  — сформировать современное представление о банках и банковской системе с использованием инновационных методов обучения, а именно, проектного и интерактивного, направленных на эффективное освоение материала учащимися. 
Задачи дисциплины — раскрыть сущность банков, определить понятие банковской системы и охарактеризовать банк, как элемент банковской системы.

Для проведения данного урока учителю потребуется доска, проектор и компьютер для вывода слайдов. В данной главе представлен план урока, разработанный для учителя. Урок рассчитан на 45 минут.
2.1. РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ «БАНК. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА»
Слайд 1

Вступительное слово
Здравствуйте! Основополагающими понятиями сегодняшнего урока являются такие понятия как «банк» и «банковская система». Сегодня во время занятия мы с вами рассмотрим и ознакомимся со следующими понятиями:

- банк,

- банковская система,

- центральный банк (ЦБ),

- функции ЦБ,

- коммерческий банк (КБ)

Рассмотрим современное состояние российской банковской системы и ее основные проблемы на сегодняшний день.
Слайд 2
Начнем с определения понятия «банк».

Несомненно, подходов и мнений к определению данного понятия огромное множество, но мы рассмотрим то, что дано в законе «О банках и банковской деятельности»:

Банк- это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие виды банковских операций:

  • привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц;

  • размещать от своего имени и за свой счёт указанные средства на условиях срочности, платности, возвратности;

  • открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.


Слайд 3
Банк — это юридическое лицо, имеющее любую форму собственности, но которое:

- имеет собственное обособленное имя

- извлекает прибыль

- осуществляет любые банковские операции

- имеет органы управления и внутреннюю структуру

- должно быть лицензировано
Слайд 4
А теперь давайте с вами рассмотрим, что же такое банковская система и каковы ее функции.
Слайд 5

Банковская система в рыночной экономике, как правило, включает 3 основные группы кредитно-финансовых институтов:

  • центральный банк (ЦБ)

  • коммерческие банки (КБ)

  • специализированные кредитно-финансовые учреждения.


Слайд 6

Теперь поговорим подробнее о Центральном банке.

Центральный банк является ядром всей кредитной системой страны, и он призван:

- регулировать денежно-кредитное обращение,

- контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты.
Слайд 7

На слайде отображены функции ЦБ.

Основными функциями Центрального банка являются:

  • эмиссия национальной валюты, регулирование количества денег в стране;

  • поддержание устойчивости национальной валюты;

  • контроль за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны

  • предоставление кредитов коммерческим банкам;

  • выпуск и погашение государственных ценных бумаг;

  • управление счетами правительства, выполнение зарубежных финансовых операций.


Слайд 8

Перейдем к следующей группе кредитно-финансовых институтов – это коммерческие банки.

Коммерческие банки - это негосударственные кредитные учреждения. Являются юридическими лицами, лицензируемыми Центральным банком РФ.

Они имеют право привлекать денежные средства от физических и юридических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности и платности.

Слайд 9

Помимо этого, коммерческие банки – это универсальные банки, занимающиеся кредитованием всех субъектов экономики, так же и предпринимательства.

Кроме этого, КБ:

- осуществляют мобилизацию свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и превращение их в капитал.

- кредитуют предприятия, население и государство

- осуществляют расчетно-кассовое обслуживание клиентов

Слайд 10

И перейдем к последней, заключительной группе кредитно-финансовых институтов. Это специализированные кредитно-финансовые учреждения.

Третьим элементом банковской системы являются специализированные кредитно-финансовые учреждения, которые занимаются кредитованием многих отраслей хозяйственной деятельности. В их деятельности необходимо выделить несколько основных операции, они доминируют в узких секторах рынка ссудных капиталов и имеют специфическую клиентуру. К их числу непосредственно относят инвестиционные банки, сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды и другие.

Слайд 11

Банковская система – это совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, которые выполняют различные банковские операции.

Задачи, которые решает банковская система:

- обеспечение экономического роста

- регулирование инфляции

- регулирование платежного баланса

Слайд 12

Еще одним обсуждаемым вопросом является современное состояние российской банковской системы.

Можно выделить положительные тенденции:

  • Кредитные организации стали стремиться к наибольшей прозрачности, открытости перед клиентами.

  • Внедряются передовые бизнес-модели, новые банковские технологии (клиент-банк, системы денежных переводов, дебетовые и кредитные карты и т.д.), различные виды кредитования (потребительское, ипотечное и др.)

Слайд 13

Наш урок подходит к концу и последним вопросом, который мы сегодня рассмотрим будет вопрос об основных проблемах российской банковской системы сегодня.

  1. Низкий уровень банковского капитала

  2. Значительный объем невозвращенных кредитов

  3. Высокая зависимость ряда банков от состояния государственных и местных бюджетов

  4. Недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики.

Слайд 14

  1. Высокая зависимость банков от крупных акционеров и финансово-промышленных групп

  2. Низкий профессиональный уровень руководящего звена ряда банков

  3. Недостаточная жестокость надзорных требований, недостатки действующего законодательства

Слайд 15

Итак, сегодня вы познакомились с такими понятиями как «банк», «банковская система», «центральный банк», «функции ЦБ», «коммерческий банк» и «специализированные кредитно-финансовые учреждения».

Также, теперь вы знаете, современное состояние российской банковской системы и ее основные проблемы на современном этапе.

Домашнее задание вы видите на слайде. Спасибо за внимание.

2.2. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «БАНК КАК ЭЛЕМЕНТ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ»
Данная игра является апробированием проектного метода деятельности, в рамках которого учащиеся смогут проявить себя и свои навыки и способности. В контексте данной игры учащиеся смогут задействовать свои творческие способности, когда будут придумывать наименование банка, миссию, слоган, рекламу. Таким образом, они будут заинтересованы в подготовке данного домашнего задания. Но при этом выполнят и основную часть задания по поиску информации в интернете об отделах банка, их функциях и операциях, что позволит учащимся попробовать свои силы в рамках самостоятельной подготовки к уроку.

Учитель должен ознакомить учащихся с правилами игры и объяснить какую работу учащиеся должны проделать.

Цели и задачи:

  • изучить организационную структуру банка, функции и операции, выполняемые банками

  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, содействовать развитию умения у детей общаться

  • содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; познакомить ребят с работой банка

  • привлечь навыки учеников по использованию компьютерных технологий

Тип урока: нетрадиционный.

Форма проведения урока: деловая игра с элементами интеграции.

Материальное обеспечение урока:

  • бейджи с названиями должностей работников банка (директор, специалист, консультант и т.д.)

  • соответствующая форма одежды

  • компьютерный класс (желательно с проектором)

Оформление кабинета:

Подготовить кабинет к проведению игры: расставить парты соответствующим образом (для визуального восприятия разделения школьников по отделам).

Рекомендации: использовать различные формы графического представления информации (видео, презентации, буклеты и т.д.)

Этапы работы:

1 этап: весь класс придумывает банк, в том числе:

  • название

  • организационная форма(ОАО, ЗАО и т.д.)

  • эмблема

  • слоган

  • миссия

  • реклама

2 этап: распределить обязанности между школьниками:

Каждому ученику или группе (2-3 человека) выбрать отдел банка и презентовать его на уроке, раскрывая операции, которые осуществляет его отдел.

Дополнительно назначить несколько учеников, которые будут презентовать банк в общем.

2.3. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Вопросы для самоконтроля :

1.    Как определить понятие банковская система?

2.    Какими признаками характеризуется банковская система?

3.    В чем различия между централизованной и рыночной банковской системой?

4.    Каковы элементы банковской системы?

5.    Какие виды банков входят в банковскую систему?

6.    В чем специфика банковских учреждений?

7.    Каковы элементы структуры банка?

8.    Перечислите основные функции банка, в чем его специфика?

9.    В чем заключается основная роль банка?
Темы рефератов:

  1.  Политика банка в работе с частными лицами.

  2.  Рейтинговые оценки деятельности банков.

  3.  Центральный банк России – главное звено банковской системы.

  4.  Принципы деятельности и функции коммерческих банков.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Банковское дело: Учебник / Под ред. проф. О.И. Лаврушина. – М.: Банковское дело, 2008.

Банковское дело: Учебник / Под ред. проф. В.И. Колесникова, проф. Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 1998.

Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Деньги. Кредит. Банки, 2009.

Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции: Учебник. – М.: ЮНИТИ. Банки и биржи, 1997.

Семенюта О.Г. Деньги, кредит, банки в РФ: Учеб. пособие. – М.: Контур, 1998.

Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ. Финансы, 1997.

Кристина Андреевна Хаипова

Анастасия Романовна Климова

Калустян Эдуард

Научно-методическое пособие

для учителя


Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. ул. Б. Садовая, 69

1 Концепции среднего образования Российской Федерации


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск