Скачать 62.49 Kb.
|
Тема: "Литр. Сколько литров?" Цель: познакомить учащиеся со стандартной единицей вместимости, которая называется литром, и учиться выполнять измерения в литрах. Задачи:
Оборудование: ноутбук, презентация к уроку, литровую банку, детское ведёрко, Раздаточный материал: карточки-помощницы ХОД УРОКА
(Слайд 2) Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Математика! – Здравствуйте, ребята. 2. Эмоциональный настрой (Слайд 3) – Ребята подумайте, на какую оценку вы хотели бы сегодня поработать. Поставьте её карандашиком на полях. 3. Устный счет (слайд 4) 8754 – 7931 399 +601 2371 + 7629 573 + 427 763 + 247 80124 - 79124 4. Актуализация знаний. Определение темы урока и постановка учебных задач (слайд 6) – Рассмотрите на наборном полотне сосуды (блюдце, кружка, банка, ведро) – Назовите сосуд с самой маленькой вместимостью. С большой. – Расставьте сосуды в порядке возрастания их вместимости (блюдце, кружка, банка, ведро) – Если мы, верно, выполнили задание, то узнаем тему первой части нашего урока. [ Литр ] Определите по содержанию учебника вторую часть темы [ Сколько литров? ] (Слайд 7) – Какие учебные задачи вы поставите пред собой на уроке? (Высказывания учащихся) (слайд8) – узнать, что такое ЛИТР – выполнять измерения в ЛИТРАХ … 5. Работа по теме урока (пол-литровые банки) – Ребята, можете ли вы сказать какова вместимость данных банок? (мнения ребят разошлись) 1) Практическая работа. Один ученик измеряет стаканом, а другой блюдцем. – Как вы думаете, какой будет результат одинаковый или нет? (Разный) Почему? – Почему результат оказался разным, ведь банки одинаковые? (Измеряли разными емкостями) – Как же узнать точно вместимость данных банок? (Нужна специальная математическая единица измерения емкости) – Что значит специальная – стандартная, принятая в математике. – Прочитайте тему урока, может быть вы догадались о какой единице измерения емкости идет речь (Высказывания учащихся) – Как мы можем проверить свои предположения? Что на уроке нам помогает? (Учебник) 2) Работа по учебнику стр.88 – Прочитаем №300 стр. 88 – О чем беседовала Маша и Миша? – Что же такое ЛИТР? [ единица вместимости ] (вывешиваю на доску).(слай 9) Ребята, у слова литр поставлена звездочка, что это значит? (Загляни в словарик) 3) Работа со словариком стр. 118 а) читает вслух учитель – Чему равен литр? ([1 куб. дм или 1000 куб. см ]) 4) Практическая работа: литровую банку воды перелить к сосуд, который имеет форму куба. – Ребята, сколько куб. см находиться в куб. дм? (Сравнить два куба дм. и см.) – Кто желает на доске сокращенно записать – литр (ученик на доске записывает – Л) – Вместимость, каких сосудов измеряют в литрах? (Банок, кастрюль, баков, канистр) [ емкости ] – Объем, каких жидких тел измеряют в литрах? (молоко, сок, квас, бензин, сок, вода) [ жидкие тела ] . При выполнении задания № 300 учащиеся узнают, в каких емкостях помещается 1 л жидкости (литровый пакет, литровая банка, литровая кружка и т. п.). На основании имеющегося у них опыта они должны сами привести пример ситуаций, в которых фигурирует такая единица вместимости, как литр. Здесь же познакомить учащихся с сокращением, которое используется для записи литра (л). – Можете ли вы сказать, какова вместимость данных сосудов? (на рисунке таз и ведро) (слайд 10) – А если мы сделаем надписи 8 л и 10 л? (Можем) Сравните данные сосуды, записав неравенство (8 л < 10 л) 4) Динамическая пауза (Слайд 11) Игра «Да, нет» (Ребята, если услышите новую единицу вместимости, приседаете 1 раз, если какую-то другую единицу измерения делаете хлопок над головой) Килограмм конфет (хлопок) Красная ленточка (хлопок) Банка молока (приседание) Пакет печенья (хлопок) Бутылка кваса (приседание) Ящик яблок (хлопок) Канистра с бензином (приседание) – Какие единицы необходимы для измерения: конфет, печенья; ленточки? 6. Закрепление 1) Решение задач № 301. а) читает хорошо читающий ученик б) анализ задачи – О чем задача? (О соке) – В чем был сок? (В пакетах) – Одинаковые ли были пакеты? (Литровые, двухлитровые) – Сколько упаковок с литровыми пакетами? (3) – По сколько штук было в каждой упаковке? (По 12 пакетов) – Сколько упаковок с двухлитровыми пакетами? (2) – По сколько пакетов было в этих упаковках? (По 8 пакетов) Запишем краткое условие задачи. (Индивидуальные карточки допиши числовые данные в краткое условие виде чертежа).
в) Повторим задачу по краткой записи. – Чтобы узнать, общую вместимость всех привезенных пакетов сока, что нужно знать? (Сколько литровых пакетов и двухлитровых) В задании № 301 учащимся предлагается вычислить в литрах общую вместимость всех привезенных в столовую пакетов сока. Для этого они должны сначала вычислить число литровых пакетов (12 . 3 = 36 (п.)), потом число двухлитровых пакетов (8 . 2 = 16 (п.)). После этого можно вычислить общую вместимость: 1 . 36 + 2 . 16 = 68 (л). г) запись решения задачи самостоятельно д) проверка. (слайд 12) Физическая минутка для глаз В задании № 302 учащимся предлагается вычислить число литровых пакетов молока, которые можно купить на 100 руб., если пакет молока стоит 15 руб. Самостоятельное чтение задачи. – О чем задача? (О молоке) – О каких трех величинах говориться в задаче? (Цена, количество, стоимость) – Во сколько действий задача, покажите на пальчиках. (1) – Какие числовые данные известны? Расставим их в таблице (в группе по рядам).
Сделать это можно с помощью действия деления, но выполнить нужно деление с остатком: 100 : 15 = 6 (ост. 10). При выполнении этого действия можно использовать запись столбиком, а можно и в строчку. В итоге должно получиться, что на 100 руб. можно купить 6 л молока в пакетах. При этом 10 руб. останется в виде сдачи. Слайд 13 Физкультминутка Слайд 14 На болоте две подружки, две зеленые лягушки Утром рано умывались, полотенцем растирались, Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт - привет! 2) Самостоятельная работа 1) ТПО стр. 70 №125 на закрепление материала. Слайд 15 – Прочитайте задачу. – О чем задача? – Сколько бочек с квасом? (2) – Какой квас был первоначально в бочке? (который взяли и остался) – Сложите ли узнать, сколько кваса было в первой бочке? Каким действием? (+) – Каким действием можно узнать, сколько было во второй бочке кваса? – Каким действием?(–) 3) Задача на смекалку слайд 16 Стоят 6 стаканов в ряд, первые 3 из них с водой. Не переставляя стаканы, сделай так, чтобы стаканы с водой и пустые чередовались. (Из второго стакана перелить воду в 5 стакан) 7. Подготовка к ЕГЭ слайд 17 Хозяйка сварила варенье из 12 кг клубники и 4 кг вишни, расходуя на каждую банку одинаковую массу ягод. Всего у нее получилось 8 банок. Сколько банок каждого варенья она сварила? 1) 7 и 1 2) 6 и 2 3) 5 и 3 4) 4 и 4 8. Домашнее задание №124(а), самостоятельная тетрадь 2) Карточка с заданиями. 9 . Итог урока слайд 18 – Справились ли мы с поставленными задачами в начале урока? – Поднимите руку, кто запомнил, что такое литр и научился выполнять измерения в литрах? – Какие трудности возникали? – Кто на уроке был самый активный? – Оцените свою работу на уроке. Совпадает ли она с той, что вы поставили в начале урока? 10. Мои оценки . Слайд 19 – О чем бы вы хотели рассказать своим родителям после нашего урока? – Спасибо за урок! слайд 20 |